Современные производители робомобилей: краткий обзор

Машины с автономным или почти автономным управлением — это весьма долгоиграющий тренд в автомобильной индустрии. И если раньше их разработкой занимались лишь технологические компании вроде Google, то сейчас в «гонку автопилотов» вступили и традиционные автомобильные компании. О робомобилях и их разработчиках все чаще пишут и говорят, так что пришло время подвести итоги за прошедшее время и составить список тех успешных компаний, которые активно занимаются созданием “самостоятельных” машин. За прошедшие года полтора на рынке робомобилей произошли достаточно крупные события, о которых стоит упомянуть несколько наиболее заметных:

  • Intel приобрела израильский стартап Mobileye за $15 млрд и превратила его в базу для разработки собственной платформы робомобилей. Корпорация также инвестировала $390 млн в компанию Here, которая занимается разработкой картографических сервисов.
  • Ford влил более $1 млрд в Argo, поступив со стартапом так же, как и Intel — то есть, компания использовала купленную компанию в качестве базы для создания собственной платформы робомобилей.
  • Broadcom заплатил $193 млрд за Qualcomm, крупнейшего поставшика микроэлектроники. Купленная компания ранее в свою очередь приобрела NXP, одной из главных компаний на рынке решений для робомобилей. Ну а NXP перед этим совершила поглощение Freescale. Все вместе теперь представляют мощнейшего игрока рынка решений для робомобилей.
  • Еще одна покупка была совершена Delphi. Эта компания приобрела NuTonomy за $450 млн.
  • GM Cruise приобрела все активы компании Stobe, которая занималась разработкой лидаров. Сумма неизвестна, но вряд ли она была маленькой.
  • Видя долгоиграющий лидарный тренд, предприниматели один за другим стали основывать компании, занимающиеся производством и поставкой соответствующих решений на рынок робомобилей.

Кроме всего, что названо, было заключено множество менее крупных сделок и основано немало партнерских организаций. «Подружились» Audi и nVidia, Bosch и nVidia, Lyft и NuTonomy. И это лишь вершина айсберга — сейчас контракты и договоренности друг с другом заключают многие компании.

Производители робомобилей

На рынке автомобилей с автоматическим управлением есть два типа компаний — те, кто производит, собственно, транспортные средства, способные передвигаться по дороге в автоматическом или полуавтоматическом режиме, и те, кто поставляет решения для транспортных средств. Вторых гораздо больше, чем первых и перечислить их в рамках одной статьи не представляется возможным. Да и полку первых постоянно прибывает — особенно активничают сейчас китайские компании, среди которых много малоизвестных стартапов.

SAIC Motor

Крупнейший в Китае автопроизводитель, причем компания та государственная. Начала организация с производства тракторов и троллейбусов для нужд китайского общества. Сейчас SAIC Motor производит как обычные транспортные средства, так и электромобили, для которых при помощи Intel развивает системы автоматического управления.

Ford 

image

Одна из наиболее известных автомобильных компаний мира, Ford разрабатывает собственные робомобили. Но только они будут развозить не людей, а грузы. И это не грузовые машины, как у Mercedes, а относительно небольшие транспортные средства, которые развозят посылки. Решения компании базируются на системах от Argo Ai.

BMW 

У автоконцерна всегда было много проектов, но сейчас эта компания активно занялась разработкой робомомобилей. Интересно, что основная работа выполняется китайским подразделением бренда. Речь идет о BMW China Services Ltd., компании, которая первой смогла получить разрешение на испытания беспилотных робомобилей на дорогах Китая.

Ромобильный центр BMW располагается в Шанхае, где работает более 60 специалистов. По дорогам сейчас разъезжает несколько десятков робомобилей. В качестве «добровольцев» используется серия BMW 7. Также робомобили компании тестируются на дорогах Мюнхена и Калифорнии. Над проектом BMW работает вместе с Intel.

MobileEye 

Эта организация разрабатывает универсальные решения для создателей машин с автоматической системой управления. Ей удалось заключить контракты на поставку с BMW, Audi и рядом других компаний. Проводит она и собственные испытания беспилотников. В частности, тесты проводятся в Иерусалиме. В этом случае используются седаны Ford Mondeo. По словам главы компании, беспилотники примерно на три порядка безопаснее водителя-человека.

NIO

Еще одна компания из Китая, которая производит решения для робомобилей. Ее штаб-квартира также располагается в Шанхае. Здесь же проводятся испытания робомобилей, конечно, с разрешения китайских властей. За последние месяцы беспилотники компании проехали несколько тысяч километров по дорогам общего пользования, причем без инцидентов.

Tencent

Компания-технологический гигант, который также получил разрешения на испытания робомобилей в Шанхае.

Tesla Inc 

Компания Илона Маска одной из первых добавила автопилот в список возможностей машины. Правда, несмотря на название (Autopilot), компания просит не считать эту функцию полноценным автономным вождением, поскольку система является лишь вспомогательной. В инструкции сказано, что водитель должен всегда держать руки на руле во время работы автопилота, и не отвлекаться. К сожалению, далеко не все владельцы Tesla читают инструкции или считают нужным соблюдать их положения, поэтому порой случаются аварии с участием электромобилей компании.

Audi 

У Audi есть собственный автомобиль со встроенной автономной системой управления — А8. Его автопилот называется Jam Pilot, построенный на основе решений Nvidia. Он способен управлять движением машины на скорости до 50 км/ч. За дорогой система следит с использованием лидара. Полностью автономный автомобиль компания планирует выпустить в продажу к 2020 году.

Mercedes-Benz

Компания работает над вопросом создания робомобилей уже несколько лет. Прогресс есть — тестовые автомобили должны появиться на дорогах Европы и США уже в скором времени. Проект реализуется с участием компании Bosch, с которой заключено соглашение о сотрудничестве. В состав автопилота входят радиолокационные датчики, ультразвуковые датчики, видеокамеры. Кроме того, есть и лазерные системы, помогающие создать навигационные карты высокого разрешения.

Mercedes работает как над созданием легковых «роботов», так и полноценных грузовых робомобилей, которые способны передвигаться без участия человека в течение длительного времени.

Waymo

Это подразделение холдинга Alphabet, которое было создано специально для разработки робомобилей. Пожалуй, Waymo продвинулась в этом вопросе дальше конкурентов. Не так давно компания заявила о том, что ее машины-роботы проехали в ходе испытаний на обычных дорогах более 11 млн километров. Это пока что абсолютный рекорд.

С каждым месяцем компания выводит на дороги все больше робомобилей, и прогресс в тестировании продолжается. В марте этого года Waymo закупила более 20 тысяч автомобилей Jaguar I-PACE, дополнив этот автопарк 62 тысячами Chrysler Pacifica.

Baidu 

Китайский интернет-гигант также уже продолжительное время занимается развитием технологии робомобилей. В рамках своей программы Baidu сотрудничает с такими компаниями, как Chery, FAW Group, Changan Automobile, Daimler, Ford и Great Wall Motors, а также NVIDIA. Власти КНР выдали компании разрешение на испытания машин с автопилотом в пригороде Пекина. Для тестирования машин предоставлены около 30 дорог с общей протяженностью в 105 километров. Немного, но для тестового запуска вполне достаточно.

По мнению представителей компании вывод транспортных средств с автопилотом на коммерческий рынок уже не за горами. К 2021 году Baidu планирует выпустить полностью автономную машину, которая способна ездить по дорогам общего пользования без участия человека.

Яндекс

Отечественная компания впервые рассказала о собственном робомобиле весной 2017 года. Машину оборудовали камерами, лидаром, радаром, блоком интерациальных измерителей и одометрическими сенсорами. Испытания проходили в сложных условиях, зимой, но тест прошел неплохо.

А ведь зимой робомобиль вынужден справляться с такими факторами, как скользкая дорога и ограниченный обзор (в случае снегопада, например). Усложняется обработка изображений с камер из-за большого количества белого света. Кроме того, сложнее, чем летом считывать дорожную разметку и оценивать встречающиеся знаки.

Hyundai 

Южнокорейская компания относительно недавно присоединилась к общей гонке разработки робомобилей. Причем Hyundai считает, то такие машины могут работать на водороде, а не бензине. В начале этого года пять машин компании проехали 190 километров, преодолев путь из Сеула в Пхенчхан. Из пяти автомобилей с автономной системой управления было три внедорожника Nexo и два седана Genesis G80.

Hyundai заявляет о том, что планирует в этом году коммерциализировать робомобили. Полностью автономные машины компания собирается выпустить к 2030 году.

В качестве заключения

В принципе, есть и другие компании, которые занимаются разработками автономных машин — некоторые просто не упомянуты в подборке. По-хорошему, для перечисления достижений всех нужно выпустить книгу, а не отдельную статью. Но как бы там ни было, тенденция хорошо заметна — практически все более-менее крупные автопроизводители занимаются разработкой универсальных робомобилей, которые способны и груз перевезти, и человека доставить, куда нужно.

В большинстве случаев, когда компании рассказывают о своих проектах по созданию робомобилей, речь идет о 2020-2022 годах. Так что ждать осталось совсем недолго. Что касается разрешения на передвижение машин в пределах населенных пунктов, то если автопроизводители докажут эффективность и безопасность роботизированных систем, чиновники начнут выдавать разрешительную документацию.

Автор: Максим Агаджанов
Источник: https://habr.com/