Серийное производство нового низкопольного электрического автобуса начато в Вологде на предприятии “Транс-Альфа”

Фото: © tehnoomsk.ru. Как стало известно. машиностроительная компания “Транс-Альфа”, расположенная в Вологде, начала выпуск низкопольных электробусов. Первая партия из 26 машин для Санкт-Петербурга готовится к поставке в 2024 году. Фактически речь идет о серийном производстве нового электрического автобуса, который ранее был представлен только опытным образцом, продемонстрированном на разных специализированных выставках. От конкурентов машина отличается повышенной дальностью хода на одной зарядке — до 240 километров, что позволит заряжать её только после окончания рабочего дня и не зависеть от зарядных станций. Ещё одной особенностью электрического автобуса является тяговая батарея из 18 модулей суммарной ёмкостью 650 кВт•ч собственной разработки и производства.

Вологодская компания «Транс-Альфа» сообщила 13 марта 2024 года о начале серийного производства новых электробусов собственной разработки «Сириус» для государственного предприятия «Пассажиравтотранс» в Санкт-Петербурге. В северной столице России «Пассажиравтотранс» уже строит первый парк для эксплуатации электробусов. Также ранее сообщалось, что в первая партия «Сириусов» будет включать 26 машин.

Согласно информации производителя, электробус «Сириус» является полностью отечественным продуктом, разработан и выпускается на собственных мощностях в Вологде. Машина отличается повышенной дальностью хода на одной зарядке — до 240 километров, что позволит заряжать ее только после окончания рабочего дня и не зависеть от зарядных станций. Еще одной особенностью электрического автобуса является тяговая батарея из 18 модулей суммарной ёмкостью 650 кВт•ч собственной разработки и производства.

Добавим, что компания «Транс-Альфа» также известна своими троллейбусами, которые здесь много лет выпускают серийно. Пассажирский электротранспорт из Вологды можно встретить на улицах 80 городов России и ближнего зарубежья.

Справка

История ОАО «Транс-Альфа» (до 2001 года Вологодский механический завод) началась с разработки проектного задания на строительство ремонтно-механического завода в городе Вологде, который предназначался для выполнения капитального ремонта экскаваторов, гусеничных тракторов большой мощности, буровых агрегатов и другой мелиоративной техники.Являясь единственным предприятием в стране, которое ремонтировало многоковшовые экскаваторы, ВМЗ с первых дней работы не только наращивало темпы, но и работало над созданием новой техники. Если в первый год работы завода было восстановлено 79 машин, то в 1971 году — 192 машины. К 1977 году осуществлена модернизация трактора «Т-74», на базе которого создан агрегат по выполнению различных работ при устройстве дренажа — машина-погрузчик «ПЭ-08Г». В 1994 году стратегическим направлением своей деятельности открытое акционерное общество «Вологодский механический завод», вошедшее в состав «Вологодской холдинговой компании» избрало производство новых троллейбусов и автобусов.

В 1996 году начало функционировать совместное с концерном Škoda предприятие «Шкода-ВМЗ» — по производству троллейбусов Škoda 14TrM. Первый российский троллейбус Škoda 14TrM выпущен в марте 1996 года. Всего было выпущено 45 троллейбусов этой модели для Вологды, Великого Новгорода, Белгорода. С 1997 года Вологодский механический завод приступил к производству троллейбусов марки ВМЗ. В 1998 году предприятие совместно с Министерством транспорта России и научно-исследовательским институтом городского электрического транспорта начало разработку принципиально новой модели троллейбуса.

В 2001 году ВМЗ, был переименован в завод «Транс-Альфа». Этому предшествовал областной конкурс на новое название и логотип предприятия. Вместе с новым названием появился и первый в России низкопольный троллейбус, который стал лауреатом конкурса «100 лучших товаров России» (2002 год). Эта модель сертифицирована под номером 5298-01. В этом же году запущена в производство модель высокопольного сочлененного троллейбуса 6215, а в 2005 году началось серийное изготовление сочлененного троллейбуса 62151 с низким уровнем пола.

Вехи истории

1994 Акционирование «Вологодского механического завода» (ВМЗ), принятие стратегического решения о развитии на предприятии транспортного машиностроения, в первую очередь троллейбусостроения.

1996 Результатом сотрудничества предприятия с чешским концерном «Škoda Holding» стал выпуск троллейбусов европейского уровня марки Škoda 14TrM. На кредиты Международного банка реконструкции и развития осуществлены их поставки в Вологду и Великий Новгород.

1997 Создана и запущена в серийное производство модель троллейбуса ВМЗ-170, обладающая повышенной надёжностью и электробезопасностью.

1999 На выставке в Москве представлен первый образец модели троллейбуса ВМЗ-263, имеющий значительно улучшенный дизайн кузова, комфортабельные салон для пассажиров и кабину водителя.

2000 Почётным дипломом Московской международной специализированной выставки промышленного и городского транспорта «Промтранс-2000» отмечена модель троллейбуса ВМЗ-375. Эта модель сертифицирована под номером 5298. На международной транспортной выставке в Санкт-Петербурге экспонируется первая в России модель низкопольного троллейбуса.

2001 На выставке «Промтранс-2001» представлен вологодский троллейбус с автономным ходом ВМЗ-5298.30АХ, который может пройти без контактной сети (проводов) до трёх километров, экономя электроэнергию при эксплуатации до сорока процентов. Создана первая модель автобуса большого класса, предназначенного для городских и пригородных перевозок, сертифицированная под номером 5278. В настоящее время автобус модели 5278 запущен в серийное производство. Введена в эксплуатацию технологическая линия конвейера по производству троллейбусов и покрасочный комплекс «SAIMA». В том же году производство троллейбусов было выделено в самостоятельное предприятие «Транс-Альфа»

2002 — 2006 Первый в России низкопольный троллейбус производства ОАО «Транс-Альфа» признан лауреатом конкурса «100 лучших товаров России» (2002 г.) и отмечен за качество и соответствие международным стандартам транспорта, используемого в системе городских общественных перевозок, дипломом выставки «Мобильность и городской транспорт», проходившей в рамках 55-го Всемирного конгресса Международного союза общественного транспорта (Мадрид, 2003 г.). Эта модель сертифицирована под номером 5298-01.

В 2003 году запущена в производство модель сочленённого троллейбуса 6215.

В 2006 году запущена в производство модель сочленённого троллейбуса 62151 с низким уровнем пола.

2008 На выставке «Комтранс-2008» в Москве представлен автобус ВМЗ-4252 “Олимп”, кузов которого сделан на базе троллейбуса “Авангард”.

2013 — 2017 18 июля 2013 года ООО «Торговый Дом «Электромаш» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ОАО «Транс-Альфа ЭЛЕКТРО». Тем не менее производство было продолжено.

В октябре 2014 года в отношении руководителя предприятия «Транс-Альфа Электро» было возбуждено уголовное дело по факту невыплаты зарплат. В апреле 2016 года уголовное дело было передано в суд.

В ноябре 2017 года Сбербанк выставил всё имущество заводов ВМЗ и Транс-Альфа, включая земельный участок на продажу на сайте Avito за 134,6 миллиона рублей. В то же время было создано новое юридическое лицо АО «Стройтранс», которое продолжило выпуск троллейбусов.

2019 В мае 2019 года на Российской неделе общественного транспорта была представлена новая модель электробуса 5298.02 «Сириус». 25 июня собрание акционеров единогласно проголосовало за возвращение заводу прежнего названия — АО «Транс-Альфа».

2022 На ежегодном международном фестивале «SPbTransportFest 2022» представлен модернизированный троллейбус ВМЗ-5298.01«Авангард» с увеличенным автономным ходом от 20 км Петербургский ГУП «Горэлектротранс» и ООО «Торговый дом Транс-Альфа» заключили двухлетний контракт на поставку 166 таких троллейбусов. Кроме этого, Санкт-Петербург приобрёл 23 троллейбуса особо большого класса ВМЗ-6215.01 «Премьер». Новые «Авангарды» поступили в эксплуатацию на маршруты в Мурманск и Альметьевск. В конце года на обкатку в город Рыбинск поступили два электробуса «Сириус».

2023 Модернизированный «Авангард» поставляется в Братск. В конце года Петербургским «Пассажиравтотрансом» и Торговым домом «Транс-Альфа» подписан контракт на поставку 28 электробусов модели 5298.02 «Сириус» до 31 июля 2024 года.

2024 C 2024 года новые троллейбусы поставляются в Волгоград и Ярославль. Заключены контракты на поставки троллейбусов в Ковров, Петрозаводск и Владивосток.

АО «Транс-Альфа» планирует строительство нового завода под Псковом.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://transportpedia.org/, https://ru.wikipedia.org/