НИИ технологии и организации производства двигателей начал производство деталей для авиационных двигателей с помощью 3D-печати

В НИИ технологии и организации производства двигателей (НИИД), являющимся структурным подразделением ОДК, входящим в ГК “Ростех”, введен в эксплуатацию специализированный цех, оснащенный в основном отечественным оборудованием для 3D-печати. Установленные на данном производстве станки позволяют произовдить детали размером в несколько метров и весом до полутонны, в том числе для перспективного авиационного двигателя ПД-35. Раньше такие изделия невозможно было сделать в виде единой детали и их собирали из нескольких элементов. В новом цехе в НИИД установлено высокотехнологичное отечественное оборудование для совершенствования технологии трехмерной печати деталей авиационных двигателей. Габариты «выращиваемых» в установках изделий могут достигать двух метров в диаметре и одного метра в высоту.

«Аддитивные технологии стали неотъемлемой частью производства деталей авиационных двигателей. ОДК более 10 лет использует 3D-печать и важную роль в совершенствовании технологий играет НИИД. С помощью нового оборудования в институте будет отработана научно-технологическая компетенция по аддитивным технологиям. Ее внедрение на предприятиях корпорации существенно повысит объемы производства деталей современных авиадвигателей для гражданской авиации.

С помощью 3D-печати мы будем изготавливать самые сложные детали быстрее и в новом качестве, например, для двигателя большой мощности ПД-35», — отметил заместитель генерального директора ОДК — руководитель приоритетного технологического направления «Технологии двигателестроения» Михаил Бакрадзе.

Новые технологические установки существенно превосходят стандартное оборудование 3D-печати по многим параметрам. Их использование дает возможность производить детали не только внушительных размеров, но и значительной массы — максимальный вес может достигать 400 кг.

В частности, роботизированная установка ИЛИСТ-XL применяется для отработки процесса производства деталей из жаропрочных никелевых и титановых сплавов по технологии прямого лазерного выращивания. Уникальное оборудование разработал и производит Институт лазерных и сварочных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

«Институт лазерных и сварочных технологий Морского технического университета обеспечивает техническое переоснащение, а также внедрение аддитивных технологий на предприятиях ОДК. Мы не только производим оборудование — установки прямого лазерного выращивания, но и обучаем персонал корпорации на них работать. Уверен, что в будущем наше сотрудничество будет только расти», — отметил ректор СПбГМТУ Глеб Туричин.

Для изготовления крупногабаритных заготовок размером более метра в диаметре предназначен гибридный комплекс, который оснащен сразу двумя видами оборудования — лазерной установкой и пятикоординатным фрезерным станком.

Помимо оборудования для аддитивного выращивания крупногабаритных деталей газотурбинных двигателей научно-технологический комплекс НИИД оснащен установками для изготовления и ремонта элементов двигателей малой размерности.

С помощью оборудования, произведенного в Зеленограде, будет проводиться освоение технологии ремонта металлических деталей, например, лопаток компрессоров высокого давления газотурбинных двигателей. Для этого используется технология лазерной порошковой наплавки сплавов и металлопорошковых композиций.

Также на новом участке НИИД с помощью 3D-печати будут изготавливать заготовки из пластиковых и композиционных материалов, температура плавления которых не превышает 300 градусов Цельсия. Новые 3D-принтеры предназначены для изготовления деталей небольшого размера — до 40 см в высоту.

Кроме оборудования для 3D-печати научно-технологический комплекс НИИД оснащен уникальной установкой инерционной сварки трением ПСТИ-400, которая является полностью отечественной разработкой и создана по техническому заданию ОДК в 2021 году. Она соединяет детали из жаропрочных материалов с осевым усилием, превышающим 400 тонн-сил, и позволяет снизить вес конструкции, улучшая при этом прочностные характеристики и увеличивая ресурс авиадвигателя.

Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей ОДК ведет работу по формированию научно-технологического задела для разработки перспективных газотурбинных двигателей. Одна из задач НИИД — разработка нормативно-технологической базы для последующего применения новых технологий на предприятиях ОДК.

При взаимодействии с Инженерным центром, ведущими конструкторскими бюро ОДК и научно-исследовательскими организациями отрасли проводится разработка, освоение и внедрение промышленных критических и базовых технологий и технологического оборудования для изготовления деталей двигателей для гражданской авиации, например, для двигателя большой мощности ПД -35.

Справка

Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей (НИИД) учрежден приказом Министра авиационной промышленности СССР от 08.06.1982 года на базе научно-исследовательского института авиационных технологий и организации производства (НИАТ). В 2003 году НИИД вошел в состав ФГУП “ММПП “Салют” с возложением на него отраслевых функций в области создания технологий и высокопроизводительного оборудования авиационного двигателе- и агрегатостроения. В 2019 году НИИД вошел в состав АО “ОДК” в качестве филиала. Директором филиала является доктор технических наук Сергей Павлинич.

В настоящее время НИИД активно занимается освоением перспективных технологий для двигателестроения, таких как сварка трением, лазерные и аддитивные технологии, разработкой технологий по обработке деталей из перспективных материалов (в том числе интерметаллидных сплавов), активно участвует в программах освоения перспективных авиационных двигателей в контуре Объединенной двигателестроительной корпорации. НИИД представляет собой систему ведущих научно-исследовательских квалификаций по ключевым для отрасли технологическим специализациям.

Филиал АО “ОДК” “НИИД” (“Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей”) – ведущая научно-исследовательская организация по разработке, освоению и внедрению критических и базовых технологий и оборудования для производства и ремонта авиационных газотурбинных двигателей и агрегатов, а также научно-технологическому обеспечению систем их разработки и производства.

Основные задачи института:

  • Формирование научно-технологического задела для разработки перспективных газотурбинных двигателей во взаимодействии с Инженерным центром, ведущими ОКБ двигателестроительного холдинга и научно-исследовательскими организациями отрасли (НИЦ «Курчатовский институт» – «ВИАМ», ФАУ «ЦИАМ им. Баранова»)
  • Разработка, освоение и внедрение промышленных критических и базовых технологий и оборудования для производства газотурбинных двигателей
  • Осуществление поисковых и прикладных исследований в обеспечение создания промышленных технологий производства газотурбинных двигателей нового поколения, в том числе с применением новых материалов
  • Обеспечение научно-технологического руководства разработкой и освоением новых технологий
  • Внедрение промышленных технологий при организации серийного производства и сопровождении эксплуатации газотурбинных двигателей
  • Разработка научно-обоснованных прогнозов развития технологий газотурбинных двигателей

Перспективные технологические направления

  • Ротационная сварка трением
  • Лазерные и аддитивные технологии
  • Обработка металлов давлением
  • Механическая, электрохимическая, электроэрозионная обработка
  • Технологии создания щеточных уплотнений
  • Технологии функциональных покрытий
  • Технологии высокотемпературных металлических уплотнений газовоздушного тракта ГТД
  • Технологии металлургического производства
  • Поверхностное упрочнение и исследование остаточных напряжений

1982 На базе подразделений технологии двигателестроения и агрегатостроения НИАТ с целью концентрации специалистов отрасли для решения важнейших проблем технологии и организации производства двигателей и агрегатов, повышения эффективности научных исследований в области двигателестроения был создан научно-исследовательский институт по двигательной тематике – НИИД.

2003 НИИД вошел в состав интегрированной структуры ФГУП «ММПП «Салют». Приказами генерального директора Российского авиационно-космического агентства от 05.08.20903 г. №144 и генерального директора ФГУП «ММПП «Салют» от 13.10.2003 г. №525 на НИИД были возложены отраслевые функции в области создания технологий и высокопроизводительного оборудования авиационного двигателе- и агрегатостроения.

2019Н ИИД вошел в состав АО «ОДК» в качестве филиала, продолжая осуществлять свою деятельность в тесном взаимодействии с функциональными подразделениями ПК «Салют». НИИД становится головным центром в системе научно-технологического развития двигателестроительного холдинга, включающей ОКБ АО «ОДК», АО «НИИТ», что соответствует требованиям федерального законодательства в отношении НИИД как ведущей научно-исследовательской организации промышленности, выполняющей функцию по обеспечению научно-технологического руководства разработкой и освоением новых технологий в отрасли.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://www.aviaport.ru/, https://www.uecrus.com/