Может ли быть применима система Станиславского при организации коллективной работы в рамках BIM-проектирования. Часть 2

Поскольку здесь мы решили рассмотреть применимость системы Станиславского для проектирования с помощью BIM подхода нам следует ответить на важный вопрос о том, а нужна ли вообще система Станиславского, адаптированная для такой задачи и будет ли это система нести в себе основную суть системы Станиславского, созданной для актеров. При этом, исходя из аналогии с театром будем считать, что “гениям” никакая система не нужна. К счастью, «гении» в нашей стране есть, и они умеют использовать BIM, причем порой на самом высоком мировом уровне. При этом они (это же «гении»!) внимательно изучают чужой опыт, как положительный, так и отрицательный, и учитывают его в своей практике.

Мы же обратим основное внимание на «обычных», то есть самых многочисленных участников строительной индустрии, которые ждут помощи, советов, а то и просто указаний на нелегком пути к информационному моделированию.

BIM — это искусство возможного

Любая организация, в том или ином виде использующая BIM или только пытающаяся это делать, сталкивается с тремя основными ограничениями: бюджет компании (деньги), возможности имеющегося в компании ПО (вообще возможности имеющихся в мире BIM-программ) и BIM-квалификация сотрудников (более широко — наличие BIM-специалистов в отрасли). Рассмотрим эти ограничения более внимательно.

Бюджет компании

Совершенно логично, что он имеет жесткие рамки, обусловленные операционными возможностями и экономической эффективностью компании. При наполнении и распределении бюджета главенствуют прагматизм и реализм в сочетании с управленческими навыками руководства организации.

Переход на BIM всегда требует затрат, порой немалых, да и само использование информационного моделирования может повышать текущий уровень операционных расходов. Правда, от «гениев» мы знаем, что доходная часть деятельности при использовании BIM увеличивается еще больше, но это у «гениев», которые все умеют. Для большинства же «простых» участников переход на BIM — это просто большие затраты. И эти затраты надо как-то оптимизировать, чтобы не вылететь из бюджета.

Конечно, существует много рекомендаций, как наиболее рационально переходить на BIM, но затраты всё равно будут, и это не нравится большинству руководителей компаний. Так что борьба за увеличение бюджета в сторону BIM — это долгое противостояние с «консерваторами» на невыгодных условиях и неясным результатом.

Возможности имеющихся в компании компьютерных программ

Желаемые (иногда сказочные) ожидания от информационного моделирования всегда опережают реальные возможности компьютерного инструментария, созданного для BIM. Поэтому мы постоянно слышим нытье BIM-скептиков, что при работе с программами постоянно приходится что-то «допиливать». Ответ на такие «обиды» может быть только один, и он давно известен: «При информационном моделировании всегда придется что-то допиливать, поскольку наши запросы и мечты постоянно бегут впереди возможностей компьютерных программ!»

Однако программы, которые могут (наконец!) делать то, чего не делали раньше, регулярно появляются. Но здесь включается второй уровень ограничений — эти программы еще надо купить, причем цена на них часто превышает разумную (экономически оправданную), и мы снова попадаем в реальность ограничений бюджета и борьбу за деньги.

Квалификация сотрудников

Это сегодня самая большая проблема для BIM: специалистов, нормально владеющих технологией информационного моделирования, катастрофически мало, и брать их негде. Хотя у «гениев» эти специалисты почему-то есть, и они их продолжают где-то находить. Но это «гении», у них все по-другому, хотя и они иногда жалуются на трудности.

BIM и Театр

Рис. 11. Как утверждают британские ученые, гений — это результат правильного питания в детском возрасте, которое затем переносится на всю оставшуюся жизнь. Но еще нужен ум.

Есть еще четвертый тип ограничений: сложившиеся заблуждения о BIM в нынешнем строительном сообществе, которые существенно «упрощают» реальные задачи, а потому весьма популярны и привлекательны. Среди таких заблуждений прежде всего можно выделить:

  • для BIM достаточно BIM-стандарта, BIM-менеджера, а также умения писать EIR, BEP и некие подобные документы;
  • весь BIM описывается в периодически появляющихся нормативных документах типа СП (Сводов Правил);
  • весь BIM описывается в периодически появляющихся требованиях органов экспертизы;
  • вообще BIM нужен только органам экспертизы;
  • эту программу можно купить, надо только, чтобы кто-то сказал, какую именно программу покупать.

Мы не будем разбирать четвертый тип ограничений, носящих субъективный и во многом непрофессиональный характер. А вот первые три: бюджет, программы и кадры — это серьезно.

Отметим сразу, что для повышения функциональной эффективности существующего ПО у большинства проектно-строительных и эксплуатирующих организаций своих возможностей нет. А те немногие, кто всё же позволяет себе разработку собственных плагинов или управленческих оболочек, неминуемо попадают в первое ограничение — бюджет, поскольку такие разработки окупаются только при массовом применении.

Поэтому, перефразируя известное высказывание князя А.М. Горчакова о дипломатии, можно сказать, что «BIM — это искусство возможного».

Теперь вернемся ненадолго к театру. Концепция «бедного театра» возникла у Ежи Гротовского не из-за какой-то пресыщенности деньгами, а просто потому, что большую часть своей театральной деятельности он вынужденно провел в условиях скудного финансирования, но надо было как-то выкручиваться и развиваться. Так что театр — это тоже искусство возможного.

Надо ли нам тогда по аналогии с театром создавать концепцию «бедного BIM»? Для кого-то — надо, и это даже периодически обсуждается. Для остальных же — не стоит. Лучше смотреть вперед, а не назад. Дело в том, что BIM, в отличие от театра, создано для коммерческих проектов и при правильной реализации существенно повышает их эффективность. Так что про «бедность» тут говорить не перспективно, а вот про правильность применения (то есть про повышение прибыли) говорить можно и нужно. Ведь принцип прагматизма, в том числе и по отношению к затратам и результатам — один из основных в BIM.

Что же у нас остаётся, чтобы надежда не угасла? Остается третье ограничение — кадры. Решение кадровой проблемы можно сделать менее затратным по сравнению с первыми двумя ограничениями, но более эффективным и доступным. Это тот случай, когда отсутствие денег можно компенсировать присутствием ума. Хотя, конечно же, хорошим работникам надо хорошо платить, так что совсем без денег здесь ничего не получится. Но ведь хороший работник и работает лучше!

Главная идея — не набирать «тупо» сотрудников на высокие оклады, а способствовать росту их мастерства и квалификации, делать их труд более творческим, а вот стремление к этим успехам уже стимулировать повышением зарплаты. Но такое повышение будет уже совершенно естественным и экономически оправданным, поскольку более квалифицированный сотрудник приносит больше пользы.

Вообще же работа по наращиванию творческого потенциала сотрудников должна стать главным (перспективным) направлением развития BIM.

Вот тут как раз и стоит обратиться к театру, к его долгому и положительному опыту, а именно — к системе Станиславского, главная цель которой — развитие и повышение мастерства театральных кадров.

Система Станиславского для BIM

Итак, повышение мастерства непосредственных исполнителей информационного моделирования — это то, что можно реализовать для организации сравнительно недорого, но это то, что в итоге компенсирует нехватку бюджета и недоработки компьютерных программ (ум всегда лучше, чем деньги, особенно если денег нет).

Для BIM непосредственные исполнители — это в первую очередь рядовые сотрудники (моделировщики), а также BIM-менеджеры, что соответствует актерам и режиссерам в театре.

При этом уточним, что под BIM-менеджером мы понимаем не заместителя директора организации по цифровизации (заместителя директора театра по постановочной части), а заместителя руководителя проекта по информационному моделированию, то есть того, кто должен поставить весь процесс моделирования и создать итоговую информационную модель (поставить спектакль).

Начнем с актеров, то есть моделировщиков.

Здесь схему системы Станиславского можно копировать почти полностью, но с разумными модификациями.

В первую очередь для всех участников процесса информационного моделирования должна быть ясна «сверхзадача» — главная цель, для достижения которой и применяется BIM.

Она определяет, зачем ведется моделирование и чего мы хотим с его помощью добиться. Понимание сверхзадачи открывает каждому моделировщику свободу творчества и поле для приложения знаний и навыков. Оно минимизирует рутину, «включает голову» участникам процесса информационного моделирования, стимулирует импровизацию и эксперимент. А также освобождает от ненужной работы, если эта работа не приводит к решению поставленных задач.

Дальше идут три технологические составляющие мастерства моделировщика.

Ремесло

Это обязательный базовый уровень индивидуальной подготовки сотрудника: хорошее знание программ моделирования и их взаимосвязей, умение создавать и редактировать библиотечные элементы, умение разбираться в «чужих» моделях, опыт взаимодействия с остальными участниками проекта, профессиональное знание предмета моделирования и многое другое.

Для иллюстрации приведем случай из практики. Создавалась модель существующего здания (памятника архитектуры). В стены вместо окон 19 века сотрудником были вставлены современные стандартные рамы новосибирского завода «Большевик». На вопрос: «Что это такое?» последовал ответ: «Других окон в библиотеке элементов не было». Это означает, что сотрудник не соответствует основному «ремесленному» уровню, он не умеет создавать нужный библиотечный элемент и даже не рассматривает такую возможность. Это также означает, что сотрудник не понимает сверхзадачу: создать достаточно точную модель памятника архитектуры, а не смоделировать здание, похожее на наш памятник по количеству окон.

Наработка вариантов и способов моделирования (представления)

Практически любая задача информационного моделирования может решаться несколькими способами, каждый из которых надо достаточно хорошо представлять (или даже проработать) при подготовке к основному моделированию. Последнее необходимо для понимания, какой из способов лучше всего подходит для решения поставленной ближайшей задачи, а также наиболее перспективен для дальнейшего использования модели (сверхзадачи). Хороший BIM — это игра в шахматы, где надо уметь думать на несколько шагов вперед.

В театре варианты и наработки появляются на репетициях, в информационном моделировании — при предварительной проработке проекта. При этом не надо бояться проработать пять вариантов, хотя в итоговую модель пойдет только один. Остальные варианты не пропадут. Они либо пойдут в другие работы, либо останутся с пометкой «так делать не стоит», что опять же сэкономит время в дальнейшем.

Искусство моделирования (для актеров — искусство переживания)

Основное моделирование предполагает выбор итогового способа или варианта из ранее рассмотренных, который наилучшим образом подходит для решения поставленной задачи. Для этого надо глубоко погрузиться в задачу и представлять её шире рамок своего «чертежного листа».

Если предварительная постановка задачи оставляет какие-то моменты неясными, то надо проявить инициативу и разобраться (вместе с BIM-менеджером, заказчиком, партнерами и т. д.) в возникшем вопросе, а не создавать часть модели по принципу «мы раньше всегда так делали». Последнее относится к «штампам» и губительно как для театра, так и для информационного моделирования.

BIM и Театр

Рис. 12. Ошибка моделирования: под рядом кирпичной кладки виден слой раствора, чего в жизни не бывает. Причина: здание (памятник архитектуры) моделировалось по реальным размерам кирпича 19 века, а используемая для визуализации текстура кирпичной кладки (из библиотеки программы визуализации) была создана для современного размера кирпича. Поэтому используемая текстура требует дополнительной корректировки. Такие ошибки выявляются при предварительной работе (в театре — на репетициях), чтобы потом не появиться в основной модели (на сцене).

Об адаптации системы Станиславского для BIM можно написать еще очень много, здесь места точно не хватит, понадобится дополнительная статья, а потом и книга.

Тем не менее ещё некоторые аналогии между театром и BIM ввиду их особой важности мы отметим именно здесь.

«Биомеханика» Мейерхольда — в нашем случае это искусство создания и использования заранее отработанных библиотек элементов и даже отдельных сценариев действий для BIM. Причем предполагается не «тупое» накопление и складирование всего, что появляется, а вдумчивое (критическое) восприятие, адаптация под свои задачи и правильное применение наработанного материала.

При этом просто «штампы» и «зажимы» в массовом применении крайне опасны (окна завода «Большевик» не всем подходят!), они могут погубить BIM как перспективную технологию, поскольку сводят информационное моделирование к простому (даже механическому) тиражированию типовых решений и даже «проектов повторного применения», фактически «скатывая» строительную индустрию на уровень вчерашнего или даже позавчерашнего дня. К сожалению, тенденция замены BIM на примитивное повторное применение ранее созданного сейчас в некоторых кругах в нашей стране довольно популярна, что весьма опасно для общего развития технологии информационного моделирования.

«Бедный театр» — концепция, в которой для BIM содержится много рационального, прежде всего умение решать поставленные задачи, но при этом укладываться в бюджет. Однако у Ежи Гротовского есть еще одна замечательная идея — возвращение актеров в детство, когда «штампов» и «зажимов» еще не было. Для BIM это можно интерпретировать как начало любой работы с концептуального, эскизного моделирования, первоначальной проработки моделированием самой идеи проекта. Такой подход облегчает нахождение итогового решения для поставленной «сверхзадачи» и сокращает усилия на его реализацию.

Наконец, единение актера и зрительного зала. Одна из форм такого единения в BIM уже давно сформулирована и называется интегрированным выполнением проекта (IPD), когда заказчики и исполнители (подрядчики с разных этапов) вместе, с первого дня, работают над проектом. К сожалению, в мире восприятие BIM в связке с IPD пока еще встречается достаточно редко (конечно же, у «гениев» все это уже есть), в нашей стране об этом пока вообще не говорят. То есть IPD еще не стало элементом BIM высокого уровня. Но всё это, как мы видим, чётко укладывается в систему Станиславского, так что неизбежно придет и в нашу практику BIM.

Ну и конечно же, для BIM нужен «спектакль-праздник». Кстати, «гении» давно уже поняли, что экономическая эффективность проекта — это деньги, а деньги — у заказчика, так что заказчику надо правильно и эффектно все преподнести (и результат, и процесс). Он должен расставаться со своими деньгами с чувством глубокого удовлетворения.

И умело используемый BIM («погулять» по модели, увидеть ассоциативную связь между изменениями конструкции и расходами, выбрать оптимальный вариант, увидеть изменение спецификации и сметы и т. п.), открытый, эффективный и доверительный, с импровизациями (то есть предварительной проработкой проекта) и последующим контролем исполнения работы существенно помогает этому.

А фокусировка на типовых узлах и «проектах повторного применения», наоборот, всё портит. Заказчик при всей его прижимистости в глубине души хочет «живопись», а не рисунки по «офицерской линейке». Так что даже «проекты повторного применения» надо уметь преподнести.

Авторы: Мария Золотова, Софья Минина, Владимир Талапов
Источник: https://isicad.ru/