На фото изображена ракета AGM-88G под крылом самолета F/A-18E. Еще в середине 80-х годов ВВС США имеет в своем арсенале ракету AGM-88 HARM, которая предназначена для поражения радиолокационных целей. На протяжении всего времени эксплуатации это изделие было подвергнуто последовательным модернизациям, которые направленны на улучшение ее основных ТТХ. Прямо сейчас ведется работа над очередной модификацией ракеты под обозначением AGM-88G AARGM-ER. Такой вариант изделия уже практически завершил испытания и до конца текущего финансового года дойдет до эксплуатации в войсках. В начале двухтысячных годов Пентагон пришел к выводу о необходимости создания следующей модификации существующей противорадиолокационной ракеты.
Будущее изделие получило индекс AGM-88E и собственное название Advanced Anti-Radiation Guided Missile (AARGM). Разработку ракеты в 2003 г. поручили компании Orbital ATK.
Проект предусматривал замену всех ключевых компонентов ракеты – головки самонаведения, автопилота и двигателя, что сказалось на сроках разработки. Изделие AARGM поступило на вооружение только в 2012 г. Первыми его заказчиками стали ВМС и КМП США, тогда как ВВС решили продолжить использовать AGM-88 предыдущих версий. Затем появились первые экспортные контракты.
В середине десятых годов ВМС сформировали тактико-техническое задание на следующую модернизацию ракеты AGM-88E, предусматривавшее повышение дальности полета. Этому проекту присвоили литеру «G» и название Advanced Anti-Radiation Guided Missile Extended Range (AARGM-ER). Разработку обновленной ракеты запустили в рамках военного бюджета на 2016 ф.г. Как всегда, объявили конкурс, одним из участников которого стала компания «Орбитал».
Проект AGM-88G предусматривал перестройку ракеты, а также замену штатного твердотопливного двигателя более мощным изделием, за счет которого обеспечивался новый уровень летных характеристик. При этом ключевые приборы следовало сохранить. Это обстоятельство в некоторой мере ускорило и упростило разработку – Orbital ATK (ныне часть Northrop Grumman Innovation Systems) представила свой проект уже в сентябре 2016 г. В январе 2018-го ее проект назвали наиболее удачным и выдали контракт на его дальнейшую разработку.
Общий вид ракеты AARGM-ER
Изначально заказчиками изделия AARGM-ER выступали ВМС и КМП США. Позже, на стадии подписания полноценного контракта на разработку, к ним присоединились ВВС. Совместными усилиями они сформировали окончательные требования к будущей ракете, а также определили круг ее перспективных носителей. В дальнейшем требования и планы тем или иным образом корректировались.
На стадии испытаний
Несмотря на относительную простоту технического задания, разработка проекта AARGM-ER заняла около трех лет. Только в 2021 г. компания-исполнитель перешла к изготовлению опытной партии ракет для будущих испытаний. На тот момент предполагалось, что все следующие мероприятия займут не более пары лет, и в течение 2023 ф.г. новое оружие поступит в строевые части морской авиации и дойдет до начальной оперативной готовности. Параллельно его будут развертывать и в других родах войск.
Испытания ракеты AGM-88G проводились на флотском полигоне Пойнт-Мугу в шт. Калифорния. В качестве воздушной платформы для опытных изделий использовались серийные истребители-бомбардировщики F/A-18E/F. Также применялись наземные мишени, имитирующие работу радиолокаторов и других систем потенциального противника.
Летные испытания нового изделия начались в июле 2021 г. Первый пуск ракеты по учебной цели завершился успехом. Следующие сбросы состоялись в январе и июле 2022 г. В этих мероприятиях проверялось поведение ракеты в воздухе и работа ее систем, а также приборов самолета. Во время этого этапа испытаний, в сентябре 2021 г., компания Northrop Grumman получила разрешение на подготовку серийного производства.
В ноябре 2022 г. при участии ВМС провели четвертый пуск, в котором проверили доработанную аппаратуру ракеты. В апреле и июле 2023-го состоялись еще два таких испытания. Сообщалось, что во всех случаях ракеты справились с поставленными задачами и подтвердили расчетные характеристики.
Первый пуск ракеты AGM-88G, июль 2021 г.
Впрочем, из-за различных доработок и совершенствования конструкции испытания заметно затянулись, и их не удалось выполнить в ранее установленные сроки. Как следствие, запуск серийного производства «с малым темпом» и достижение начальной оперативной готовности переместились с 2023 ф.г. на более позднюю дату.
Актуальные планы
1 февраля Управление по оперативным испытаниям и оценке Пентагона (Director of Operational Test and Evaluation – DOT&E) опубликовало очередной ежегодный обзор перспективных проектов и разработок, реализуемых в интересах вооруженных сил. На этот раз отчет подводил итоги недавно завершившегося 2023 ф.г. Один из разделов этого документа посвящен программе AGM-88G AARGM-ER, ее последним успехам и планам на ближайшее будущее.
Согласно отчету DOT&E, к концу прошлого финансового года Пентагон и подрядчик провели основную часть испытаний и теперь готовят ракету к принятию на вооружение. Начато производство и поставки в строевые части ВМС. На 1 квартал 2024 ф.г. (последние месяцы 2023 календарного года) был запланирован первый испытательный пуск в рамках развертывания в войсках и достижения начальной оперативной готовности.
Собственно начальная готовность будет достигнута в 3 квартале текущего финансового года, т.е. к середине календарного. При этом речь идет только об одном или нескольких подразделениях. После этого ВМС должны будут вывести первые эскадрильи на полную оперативную готовность и выполнить аналогичное переоснащение прочих частей и соединений. На все это может уйти несколько лет, но точные сроки пока не сообщаются.
Первыми новую ракету AGM-88G получат ВМС. Затем начнутся поставки в части ВВС и КМП. Также ожидается старт экспортных продаж. По итогам части проведенных испытаний, в 2023 г. интерес к новому оружию проявили Австралия, Нидерланды и Финляндия. Уже идут соответствующие переговоры и готовятся контракты. Кроме того, в США ждут заказы от других стран, желающих обновить имеющиеся арсеналы.
Тестовый пуск в январе 2022 г.
Ракета повышенной дальности
Основной целью программы AARGM-ER, как ясно из ее названия, являлось создание новой модификации существующей противорадиолокационной ракеты с повышенными характеристиками дальности. Кроме того, планировали усовершенствовать бортовую электронику, хотя и без принципиальных нововведений, а также расширить круг возможных носителей с учетом тенденций развития боевой авиации ВВС, ВМС и КМП.
Для изделия AGM-88G разработали новый планер. Использован цилиндрический корпус большого удлинения с заостренным головным обтекателем; на его боках имеются утолщения-плоскости, создающие подъемную силу и заменяющие крыло традиционного вида. В хвосте помещены Х-образные рули. Общая длина ракеты составляет 4,06 м, поперечник – 292 мм, стартовая масса – 467 кг. Для сравнения, предыдущие модификации AGM-88 имели длину 4,17 м при диаметре 254 мм и весили 361 кг.
Больше половины объема корпуса отдано под новый твердотопливный двигатель с повышенными характеристиками. С его помощью ракета должна развивать скорость 2,5-3 М и лететь на дальность до 300 км. Максимальная дальность предыдущих ракет семейства не превышала 140-150 км.
Электроника для AGM-88G фактически заимствована у предыдущего изделия с литерой «E», но доработана с использованием современной элементной базы. При этом функции и основные характеристики остались прежними. Ракета оснащена пассивной радиолокационной ГСН, способной сопровождать наземные источники излучения. Заявлена защита от помех и пропажи сигнала цели. Полет в район нахождения цели осуществляется за счет спутниковой и инерциальной навигации.
Боевую часть так же заимствовали у серийной AARGM. Это осколочно-фугасное изделие массой 68 кг, предназначенное для поражения незащищенных целей. Такая БЧ должна эффективно поражать и уничтожать антенные устройства и аппаратные кабины РЛС или иные схожие объекты.
Испытания ноября 2022 г.
По заказу ВМС США, ракета AGM-88G AARGM-ER в первую очередь интегрируется в комплекс вооружений палубных истребителей-бомбардировщиков F/A-18E/F. Именно с такими самолетами ракета проходила недавние испытания. Также запланировано оснащение истребителей F-35C.
Предлагается расширить список платформ-носителей за пределы истребительной авиации. Так, с начала прошлого года идут работы по оснащению ракетой AGM-88G патрульных самолетов P-8 Poseidon. Разрабатывается наземная пусковая установка.
Корпус морской пехоты планирует использовать изделия AARGM-ER с самолетами F-35B. Любопытно, что такие ракеты будут перевозиться только на внешней подвеске. Размещение во внутренних грузоотсеках не представляется возможным из-за увеличенных габаритов оружия.
ВВС собираются вооружить новой ракетой свои самолеты F-16 и F-35A. В отличие от КМП, они не столкнутся с ограничениями и проблемами эксплуатационного характера. Предполагается, что иностранные заказчики будут использовать свои ракеты с такими же платформами. Также возможна интеграция AGM-88G в комплексы вооружений других самолетов, в т.ч. зарубежной разработки.
Накануне перевооружения
Таким образом, программа AARGM-ER успешно решает поставленные задачи и постепенно приближается к своему завершению. Не все планы удалось выполнить в установленные сроки, но отставание не является критическим, и в целом ситуация не дает поводов для пессимизма.
Согласно актуальному графику, в течение нескольких следующих месяцев новая противорадиолокационная ракета AGM-88G выйдет на стадию начальной оперативной готовности в первых эскадрильях морской авиации. Затем эти события получат продолжение в виде перевооружения других частей и соединений ВВС и КМП. Полномасштабное внедрение таких ракет займут еще несколько лет.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/
Источник фотографий: Northrop Grumman