На фото Представлена реконструированная модель первой российской подводной лодки, которая вошла в историю под названием “потаённое судно Е. Никонова”. Модель установлена в городе Сестрорецк. Фото Wikimedia Commons. Скоро будет 300 лет как в России были проведены первые испытания российской подводной лодки конструкции плотника Ефима Прокопьевича Никонова. В свое время этот проект не дал реальных результатов и остался в категории технических курьезов. Тем не менее, он занял свое место в истории отечественного судостроения, а также показал принципиальную возможность решения сложных инженерных задач при ограниченных технологических возможностях. История первой отечественной подлодки началась в 1718 г., когда плотник крестьянского происхождения Е.П. Никонов из подмосковной деревни отправил царю Петру I челобитную с оригинальной идеей.
Никонов предлагал построить особое судно, способное двигаться под водой и скрытно наносить урон вражеским кораблям. Более того, он был готов сам взяться за строительство.
Первое письмо осталось без ответа, но в 1719-м Никонов вновь обратился к царю. На этот раз Петр Великий заинтересовался новой идеей и вызвал изобретателя в столицу. После подробного ознакомления с предложением, царь дал добро на его реализацию. При этом он потребовал начать с масштабной модели-демонстратора технологии.
В январе 1720 г. плотника Никонова назначили мастером потаённых судов и отправили на Обер-Сарваерскую верфь в Санкт-Петербурге для выполнения строительства. Была собрана команда судостроителей и выделены необходимые материалы. Разработка и строительство модели подводного судна началась в феврале того же года и завершилась в марте 1721-го.
“Бочкообразный” вариант судна в подводном положении. Графика Wikimedia Commons
Летом на одной из акваторий вблизи столицы провели демонстрационные испытания модели потаённого судна. Изделие показало способность к погружению, всплытию и передвижению. При этом были выявлены некоторые недостатки конструкции. Царь Петр в целом одобрил проект и распорядился начинать строительство полноразмерного судна.
Первая подлодка
Полноценное потаённое судно, управляемое экипажем и пригодное для решения боевых задач, решили строить на Галерном дворе Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Строительство началось в августе 1721 г. и велось тайно. В частности, специально для сборки секретной конструкции возвели своего рода цех. Были выделены необходимые ресурсы – доски, металлическое сырье, полотно и т.д.
Параллельно со строительством судна Е. Никонов и коллеги занимались изготовлением особых костюмов для его экипажа. С определенного времени проект потаённого судна предусматривал возможность выхода моряков за пределы корпуса для проведения атак и диверсий. Для этого им требовалось соответствующее снаряжение.
Строительство опытного потаённого судна заняло чуть больше трех лет. Только в начале осени 1724 г. его разрешили спустить на воду для проведения испытаний. Практически сразу после спуска экипаж под командованием самого мастера Никонова приступил к погружениям. По разным данным, испытания проводились на р. Нева либо на р. Сестра или на оз. Сестрорецкий разлив.
Опытное судно показало способность к погружению и всплытию. Согласно некоторым источникам, успели продемонстрировать и движение под водой. Однако во время одного из первых погружений судно ударилось о дно и получило повреждения. Его удалось вовремя поднять на поверхность и спасти экипаж. Несмотря на аварию, Петр I распорядился провести ремонт и продолжить испытания.
Другой вариант реконструкции облика. Фото Deepstorm.ru
Весной 1725 г. судно повторно спустили на воду, но обнаружилась течь, и перспективы испытаний вновь оказались под вопросом. Кроме того, несколькими неделями ранее ушел из жизни царь Петр, и проект фактически остался без поддержки. Из-за этого новые доработки растянулись на несколько лет. Последняя попытка провести испытания состоялась в 1727 г., и тоже не дала никаких результатов.
В следующем году Адмиралтейство распорядилось остановить работы. За 10 лет не удалось построить не только полноценное работоспособное судно, но и нормальную действующую модель. При этом на проект ушли ценные ресурсы. Дальнейшие усилия в этом направлении посчитали бесполезными. Е. Никонова разжаловали в рядовые плотники и отправили на верфь в Астрахани. На этом его следы теряются. Построенное, но толком не испытанное потаённое судно спрятали в сарае. Там оно стояло несколько лет, пока не сгнило.
Технические загадки
В исторических документах сохранились основные сведения о строительстве и проведенных испытаниях, о затраченных ресурсах и т.д. Однако полноценное описание потаённого судна или его модели, а также их достоверные изображения отсутствуют. По всей видимости, строительство осуществлялось без должной конструкторской документации, а готовое изделие не зарисовали ввиду секретности. Кроме того, чертежи или рисунки, если они и существовали, могли потеряться за прошедшее время.
Впрочем, неоднократно предпринимались попытки восстановить возможный облик судна Никонова. В основе таких реконструкций лежат списки использованных ресурсов, разные моменты и нюансы сохранившихся отчетов и т.д. В ряде музеев имеются макеты подлодки, выполненные по таким реконструкциям.
Для строительства мастеру Никонову выделили значительные количества сосновых досок, металлические полосы, медную проволоку, канаты, холст, смолу и т.д. В дальнейшем, по мере развития проекта, его автор требовал предоставить дополнительные материалы и изделия иного рода. В работах участвовали плотники, а также, по некоторым данным, бондари.
Судно в разрезе. Графика Triptonkosti.ru
Согласно распространенной версии, основанной на информации о привлечении бондарей, корпус потаённого судна был выполнен в виде большой бочки. Его собрали из отдельных досок, стянули металлическими полосами и зафиксировали канатами. Носовую и кормовую оконечности образовывали две круглые крышки. Существует версия о похожей, но более сложной конструкции. Так, основную часть корпуса могли сделали в виде цилиндра, стянутого обручами, а нос имел более сложную «корабельную» форму.
Е. Никонов придумал оригинальную систему балласта. Известно, что главным ее элементом был т.н. водяной ящик. Для приема забортной воды судно использовало устройство в виде нескольких оловянных пластин с большим количеством мелких отверстий. Точная конструкция и принцип действия балластной системы неизвестны. Вероятно, ящик-цистерна имел трубопроводы для подачи воды и выпуска воздуха. При этом пластины с отверстиями ограничивали скорость поступления воды и служили фильтром. Для сброса балласта мог использоваться ручной насос. Продувка современного типа вряд ли была возможной.
В качестве движителя могли использоваться весла, выведенные наружу при помощи гибких герметичных соединений. При этом не приходилось рассчитывать на высокие ходовые характеристики, и выход к цели мог занимать много времени.
По мере разработки и строительства, несколько раз пересматривался состав вооружений потаённого судна и способы решения боевых задач. Сначала Никонов предлагал оснастить судно малогабаритной и малокалиберной артиллерией. Затем он сделал акцент на скрытность и предложил проводить диверсии. В этом случае экипаж судна в особых костюмах через шлюзовую камеру должен был покидать судно и при помощи различных инструментов наносить повреждения надводной части вражеского корабля.
Последний вариант проекта предлагал использовать огнеметно-зажигательное вооружение в виде медных труб с пиротехническим составом. В таком случае потаённое судно могло бы скрытно подходить к кораблю-цели и поджигать его.
Сохранилось самое общее описание водолазного костюма для «боевых пловцов». Основная его часть шилась из юхотной кожи (юфть), а шлем выполнялся в виде деревянного бочонка соответствующего размера с небольшими окулярами. Отверстия заделывались свинцовыми пробками. Также предусматривался балласт в виде свинца или песка на спине.
Доступные технологии
В целом проект потаённого судна Ефима Никонова нельзя назвать однозначным. С одной стороны, это была одна из первых в истории подлодок, способных к передвижению под водой и к решению боевых задач. С другой, судно не справилось с испытаниями – из-за просчетов в конструкции или по иным причинам. Возможно, при более глубокой проработке проекта и дальнейшем совершенствовании конструкции, Никонову или другим отечественным судостроителям удалось бы сделать полноценную боеспособную подлодку.
Впрочем, следует помнить, что потаённое судно создавалось три столетия назад. Тогда подводного судостроения попросту не существовало, и никто не имел необходимых знаний и опыта. Кроме того, имелись известные ограничения в сфере материалов и технологий изготовления. Если учесть все эти факторы, то проект Е.П. Никонова, несмотря на общую неудачу, выглядит более интересным в техническом и историческом отношении.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/