Стратегия развития беспилотной авиации России: кратко о настояшем состоянии и перспективах

Фото: https://topwar.ru/. В экономике есть категория мультипликативного эффекта. Не вдаваясь в формулировки, рассмотрим это на примере автомобильной отрасли, как одной их наиболее мультипликативных. Для сборки одного экземпляра автотранспорта в основном привлекаются несколько поставщиков, на которых трудятся тысячи людей. Пустить под откос собственный автопром могут только очень безответственные, либо бесстрашные правительства. Например, на Украине с определенного момента перестала существовать автомобильная отрасль. Доходило до того, что американцы выделяли средства на закупку морально и физически устаревших КрАЗов, в то время как Киев приобретал для армии белорусские МАЗы. Спасение собственной автомобильной промышленности всегда было в приоритете правительств государств, где вообще умеют строить машины.

В России, как мы видим, также заботятся о собственных мультипликативных отраслях – речь о последнем повышении утилизационного сбора. Который, к слову, к утилизации имеет очень туманное отношение. Все ради стимуляции внутреннего производства автомобилей и компонентов. Регулятор регулирует, а ценники автомобилей растут.

В середине лета дан старт еще одной отрасли, способной потянуть за собой множество смежных. Точнее, оформлена программа поддержки. Речь о распоряжении Правительства, утвердившем Стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Массовое производство дронов должно раскрутить целые производственные кластеры. Причем все как на подбор высокотехнологические.

Производство бесколлекторных моторов, двигателей внутреннего сгорания для тяжелых БПЛА, управляющей электроники, оптики и еще сотен позиций придется локализовывать в России. Иначе рывок отрасли в такие короткие сроки просто невозможен.

Главными категориями комплектующих, которые решено строить своими силами, являются электрические силовые установки; источники питания электрических силовых установок; двигатели внутреннего сгорания, гибридные силовые установки; исполнительные механизмы; защищенные спутниковые приемники; бортовые системы альтернативной навигации; крыло, поверхности управления, секции и другие элементы механизации крыла; компоненты полезной нагрузки беспилотного воздушного судна; защищенные системы связи и системы альтернативной навигации; средства идентификации и определения текущего местоположения беспилотного воздушного судна; бортовые системы обнаружения и автоматического уклонения от столкновений воздушных судов.

Проще сказать, что не будут производить в России к 2030–2035 годам – похоже, дроны в итоге станут совершенно суверенными. И мультипликативный эффект должен стать впечатляющим. В планах интеграция сразу двухсот организаций, занятых в производстве комплектующих.

Вторичным эффектом от БПЛА-рывка станет заметное удешевление наземных беспилотных систем. В первую очередь за счет снижения стоимости управляющей электроники, моторов и производства карбоновых корпусов.

Авторы стратегии сделали акцент на развитии именно гражданского сегмента БПЛА. Только вот будущие шесть с половиной лет должны стать форменной технологической революцией. Сейчас отрасль беспилотников занимают не более 0,1 процента российского ВВП, а должна к 2030 году стоить не менее триллиона рублей. Это ни много ни мало – двадцатикратный рост.

Об уровне востребованности российских технологий в этой сфере говорит экспортный портфель – ключевыми покупателями являются Венесуэла, Узбекистан и Судан. С 2018 по 2022 год за рубеж поставлено беспилотной продукции на 600 млн рублей.

Счастливое беспилотное будущее

Идеи, заложенные в стратегии, справедливы, хотя и заявлены с огромным опозданием. Как и многое из современного, программа должна была родиться еще позавчера. Но для этого должна была случиться спецоперация, наглядно продемонстрировавшая отставание России в области строительства и производства БПЛА.

Интересен даже не уровень проникновения дронов на поле боя, а схема. Сугубо гражданская технология совершила скачок в военную отрасль, чего раньше не наблюдалось. Обычно трансфер технологий происходил наоборот – военные делились с некомбатантами своими наработками.

К слову, второй подобный пример также характерен для спецоперации. Речь о низкоорбитальных спутниках Starlink, серьезно усиливших возможности ВСУ на тактическом и оперативном уровне.

Какие же беспилотники made in Russia будут востребованы в ближайшие годы?

Если совсем коротко, то практически все.

Сейчас ощущается дефицит тяжелых машин, способных вести мониторинг ледовой обстановки и дистанционного зондирования Земли. Российских пользователей отключили от иностранных спутниковых сервисов еще в прошлом году, а отечественные орбитальные группировки заменить импортные пока не могут. В работе несколько проектов, например, низко- и среднеорбитальные «Сфера» и «Марафон», но все пока на уровне экспериментов. Дроны должны частично заместить спутниковые системы, хотя и с большой долей условности.

Также в приоритете программы для сельского хозяйства, строительства, георазведки и доставки грузов на отдаленные территории. Есть и экзотические направления – например, «визуальные инсталляции» или применение беспилотных воздушных судов для одиночных и групповых полетов в целях демонстрации рекламных конструкций и создания визуальных эффектов, в том числе с применением пиротехнических средств. Насколько последняя ниша будет востребована в России к 2030 году, доподлинно неизвестно.

Целевые показатели программы вселяют оптимизм. К 2030–2035 гг. общий объем рынка должен составить не менее 1 млн БПЛА различного класса и типа. При этом 85 процентов должны составлять отечественные машины, а в госзакупках доля российского и того больше – 92 процента.

К этому же рубежу в стране должны появиться более миллиона профильных специалистов, начиная от разработчиков БПЛА и заканчивая слесарями-сборщиками. Из свежих новостей – Министерство просвещения обещает курс изучения БПЛА в старшей школе. Пока в рамках начальной военной подготовки. Учитывая запрет на полеты дронов в шестидесяти регионах России, инициатива выглядит особенно актуальной.

Решить вышесказанное в условиях рыночной экономики будет очень непросто – стране придется вводить заградительные пошлины на импортные БПЛА. Примерно как сейчас утилизационный сбор серьезно девальвирует конкуренцию для отечественных автозаводов. Если правительство искусственно не поднимет стоимость импортных комплектующих и готовых беспилотников, мы никогда не увидим отечественные машины приемлемого уровня.

Соблазн завести окольными путями дешевые китайские моторы, контроллеры и прочие детали будет очень велик. А дальше дело техники – стираем маркировку и клеим свои этикетки. Такое уже демонстрировали, например на «Добрыне».

Впрочем, даже заградительные меры не панацея – «АвтоВАЗ» с УАЗом как не умели толком строить автомобили, так и не научились. Утилизационный сбор позволяет лишь не обанкротиться огромному множеству предприятий и не создать социальной напряженности.

Выход возможен только в подписании договора с производителями.

Как вариант, о временном введении заградительных пошлин на компоненты БПЛА и о полном запрете импорта готовых машин. Например, на четыре года. С соответствующими финансовыми вливаниями от государства, разумеется. Если производители не успевают за этот срок наладить собственную отрасль, границы открываются. Рискованно и недешево, но позволит хотя бы как-то обрисовать правила игры на ближайшую перспективу.

В перманентном отсутствии конкуренции со стороны импорта создать современную технику гражданского назначения не получится – потребители будут вынуждены пользоваться откровенным старьем. В этом случае особый смысл в стратегии отсутствует. А если открыть границы для импорта, зарождающаяся отрасль будет сметена дешевыми и технологичными DJI или Autel, которые Китай штампует сотнями тысяч.

Найти золотую середину непросто, но это возможно.

Как показывает практика, современной России удается развивать секторы экономики и промышленности, расцвет которых случился в Советском Союзе. В этом ряду атомная отрасль, ВПК, авиапром, космические программы и нефтегазодобывающая промышленность.

Исключением из правил, пожалуй, можно считать рождение информационных экосистем и государственных электронных ресурсов. Это различные онлайн-банкинги и знаменитые «Госуслуги», которые появились уже в новой России. Назвать еще хотя бы пару отраслей, которые страна подняла с нуля, очень непросто.

БПЛА-революция, о которой грезят в «Стратегии развития беспилотной авиации», имеет все шансы оказаться в печальном списке незаконченных мегапроектов России. Хотя сам факт внимания, которое оказывает правительство к проблеме, вселяет определенные надежды.

Автор: Евгений Федоров
Источник: https://topwar.ru/