Технологии становятся все меньше, а спрос с них всё больше. Феномен, который можно наблюдать почти во всех проявлениях нашей жизни. Эта тенденция особенно заметна в сфере беспилотных летательных аппаратов. Термин «микро-БЛА» пока ожидает своего точного определения. В сравнении с более крупными беспилотниками, повсеместно применяющимися в разведывательных и боевых операциях, значительно меньшие по размерам модели, варьирующиеся от систем размером с ладонь до запускаемых с плеча, обычно оснащаются электрическим двигателем и в лучшем случае способны продержаться в воздухе час или два. Существует несколько разных терминов для определения малоразмерных БЛА, начиная от «нано», «микро» и кончая «мини», но в целом их относят к семейству тактических беспилотных аппаратов, которые могут быть быстро развернуты для выполнения кратковременного наблюдения.
Самой маленькой системой, которую задействовали американские военные в повседневных операциях в Ираке и Афганистане, является Wasp-III производства компании AeroVironment. Специалисты относят ее к мини-БЛА, ведь первый вариант системы имел вес менее полукилограмма без полезного груза и длину 380 мм. БЛА Wasp-III принимал участие в операциях ВВС и корпуса морской пехоты, но в последствии, в 2012 году, был модернизирован и получил обозначение Wasp-AE (All Environment). По данным производителя, продолжительность полета аппарата составляет всего 50 минут, вес 1,3 кг, длина 760 мм и размах крыльев один метр. В компании заявляют, что беспилотник Wasp-AE ручного запуска «фактически не обнаруживаем, а его стабилизированная оптико-электронная станция может передавать изображения даже при сильном ветре». Аппарат садится на воду и землю в режиме глубокого сваливания; он может управляться вручную или программироваться для автономной работы с использованием координат GPS. Одной из задач мини-БЛА Wasp-AE является работа в поддержку операций микро-БЛА.
Wasp-AE/III появился из совместного проекта AeroVironment и Управления перспективных оборонных исследований (DARPA) по разработке переносной системы переднего края, которая бы дополнила более крупный беспилотник RQ-11А/В Raven, разработанный этой же компанией. DARPA и AeroVironment в рамках проекта Nano Air Vehicle провели анализ возможности применения сверхмалых БЛА, после чего Управление поручило компании разработать дистанционно управляемый вариант размером с колибри. БЛА, представленный в 2011 году, должен был копировать колибри, воспроизводя физические параметры этой птицы, способной летать в любом направлении, с тем, чтобы оппоненту было крайне сложно его обнаружить. Проект получил приз за инновации, но с 2011 года информации касательно развития и применимости подобных системы поступало крайне мало, а компания AeroVironment, в свою очередь, не смогла прокомментировать наличие ведущихся в этой области работ. По словам автора проекта, микро-БЛА, снятый в триллере «Глаз в небе» 2015 года, представляет собой копию беспилотника-колибри, разработанного DARPA и AeroVironment.
Wasp-AE – самый маленький БЛА на балансе американских военных. Он широко применяется в повседневных операциях, поскольку его стабилизированная оптроника справляется даже с сильным ветром
Как видно на примере Wasp-AE/III, беспилотники для военных нужд становятся меньше. Следуя этой тенденции, американская армия и Корпус морской пехоты провели оценочные испытания и по их итогам приняли на вооружение систему Black Hornet размером с ладонь, разработанную компаниями Prox Dynamics и FLIR Systems. Больше всего БЛА ассоциируется с британской армией, которая приняла на вооружение эту систему в 2015 году. Однороторный нано-БЛА Black Hornet высоко ценится британскими военными за свою способность обеспечивать кратковременное скрытое наблюдение в населенных пунктах. Компания FLIR Systems, снабдившая аппарат оптоэлектроникой Lepton, наотрез отказывается раскрывать информацию по продажам и то, каким образом она будет продвигать его на новых рынках, хотя вице-президент Кевин Таккер дал некоторые комментарии по этому вопросу в ноябре 2016 года. «Все поколения Black Hornet имеют на борту нашу станцию видовой разведки Lepton, в которой объединены тепловизионные и оптико-электронные сенсоры, позволяющие солдатам видеть в полной темноте, сквозь дым или аэрозольную завесу, – сказал Таккер. – Подобные возможности крайне необходимы для многих заказчиков и в ответ на это компании Prox Dynamics и FLIR Systems стремятся расширить чрезвычайно эффективное совместное сотрудничество».
Он добавил, что Black Hornet революционен по многим направлениям, прежде всего из-за того, что этот самый маленький и легкий БЛА способен поднять вес, эквивалентный трем листам бумаги. Black Hornet оборудован одним основным винтом, продолжительность полета составляет порядка 25 минут, максимальная скорость 40 км/ч, он может отлетать от базовой станции, не теряя с ней связь, на одну милю. Один комплекс состоит из двух аппаратов, то есть пока один стоит на зарядке, второй выполняет полет. «Black Hornet – скорее летающий сенсор, чем дрон, поскольку это высокоэффективный летательный аппарат, предназначенный для перемещения оптико-электронных сенсоров… Это типичная персональная сенсорная система, так как весь комплект легко переносится одним человеком, а его развертывание – дело практически нескольких секунд». В компании FLIR Systems сообщили, что Black Hornet эксплуатируется у более чем 12 военных заказчиков, включая армию и Корпус морской пехоты США и британское министерство обороны, но технической информации по этой теме доступно немного. Предположительно Норвегия и Австралия также эксплуатируют эту систему или, по крайней мере, проводили ее оценочные испытания.
Такие беспилотники, как Black Hornet, традиционно привлекают интерес специальных сил, но в настоящее время всё больше подобных аппаратов поступает в обычные подразделения и органы пограничного контроля. Господин Таккер из FLIR Systems заметил, что БЛА этого типа фактически заменяет другие варианты беспилотной авиации. БЛА, летающие над головой для сбора разведывательной информации, могут просто привлечь внимание находящегося поблизости противника, но с таким микро-БЛА, как например, Black Hornet, данные, необходимые для вхождения в опасный район, могут собираться незаметно, поскольку его достаточно сложно визуально обнаружить. «Вместо того чтобы войти в деревню с минимальной информацией, солдат, оснащенный Black Hornet, может развернуть его на безопасной дистанции, провести его полет над зданиями и препятствиями, используя дневные и/или тепловизионные камеры, – добавил Таккер. – Они могут управлять его полетом, не раскрывая своего местоположения, собрать важную видеоинформацию в реальном времени и затем, значительно лучше владея обстановкой, выполнить задачу по проникновению в заданный район… Black Hornet является неотъемлемым инструментом современного поля боя и различных тайных операций, и заказчики, использующие его сегодня, понимают, какое значение он имеет для отдельных солдат и небольших групп».
Еще одним направлением, которое изучают американские военные, является массовое развертывание микро-БЛА с пилотируемого самолета. В октябре 2016 года Агентство стратегических возможностей, традиционно занимающееся исследованиям в области обороны, раскрыло информацию о развертывании 103 беспилотников Perdix разработки Лаборатории Линкольна Массачусетского технологического института с трех истребителей ВМС США F/А-18Е/F Super Hornet (видео внизу). В сотрудничестве с Командованием авиационных систем ВМС Агентство продемонстрировало «одну из самых больших стай микродронов». Как сказано в пресс-релизе министерства обороны, «концепция, которая, в конечном счете, будет использоваться для прорыва противовоздушной обороны противника». Это связано с тем, что большое количество подобных БЛА отлично подходит для прорыва комплексных систем ПВО, они заполняют зону, тем самым, нарушая работу радаров и помогая скрыть атакующий самолет. Как сказано в пресс-релизе, «Микродроны продемонстрировали поведение развитой стаи, например, коллективное принятие решений, адаптивный групповой полет и самовосстановление». БЛА Perdix программируются заранее скорее не для индивидуального, а для коллективного полета, адаптируясь друг к другу «подобно рою пчел в природе». Из-за комплексной природы боевых действий беспилотники Perdix не программируются для синхронного полета отдельных аппаратов, это коллективный организм, совместно использующий распределенный мозг для принятия решений и адаптации друг к другу. «Поскольку каждый Perdix общается и сотрудничает с каждым другим беспилотником Perdix, стая не имеет лидера и может самостоятельно приспосабливаться к дронам, входящим или покидающим группу».
Демонстрация объединения в стаю беспилотников Perdix. выпущенных с истребителя, пролила свет на видение министерства обороны США касательно способов прорыва обороны противника
Птичий глаз
Впрочем, некоторые производители не видят особой потребности в разработке очень маленьких БЛА и вместо этого сосредоточились на минисистемах. Компания Israel Aerospace Industries, чье подразделение Malat разрабатывает хорошо известные БЛА, например, семейство Heron категории MALE (Medium-Altitude, Long-Endurance – средней высоты и большой продолжительности полета), не делает акцент на системах меньше категории «мини». Директор этого подразделения Дэн Бичман сообщил, что беспилотник Birdeye-400 массой 5,3 кг является самой маленькой системой из портфолио компании, поскольку он соответствует всем потребностям рынка. «Я считаю, что наша модель Birdeye-400 востребована оборонными и правоохранительными структурами и, скорее всего, мы останемся в этой нише и в будущем. Мы всегда пытались держать руку на пульсе и изучать запросы рынка, мы стараемся удовлетворять запросы с максимальной оперативностью… Мы считаем, что имеем все возможности постоянно совершенствовать систему, добавлять больше возможностей и сохранять в то же время размеры. Раз уж мы занимаемся БЛА, то должны совершенствовать бортовую аппаратуру и повышать возможности систем для выполнения самых разных задач».
Обе модели мини-БЛА, Birdeye-400 и Birdeye-650, пользуются популярностью не только в Израиле, но и во многих других странах. «Мы стараемся поддерживать востребованность системы за счет постоянного совершенствования и в этом процессе не последнее место занимают аккумуляторы с большой емкостью, – заметил Бичман. – Мы начали с продолжительности полета менее часа, а сейчас мы подошли к полутора часам при той же конфигурации». Он добавил, что в категории «мини» заказчики ищут малоразмерную систему, которую можно было бы переносить в заплечном рюкзаке и «они довольны нашими достижениями». Эти две небольшие системы могут нести небольшую полезную нагрузку килограмм и полтора килограмма, а их продолжительность полета составляет 1,5 часа и 5 часов соответственно.
BirdEye-400 – самый маленький БЛА в портфолио компании IAI. По мнению ее руководства, он удовлетворяет все потребности рынка, на котором на данный момент нет особого спроса на системы меньшего размера
В настоящее время идет процесс уменьшения размеров бортовой аппаратуры, что, по словам Бичмана, позволяет в один БЛА интегрировать либо больше сенсоров, либо позволяет беспилотнику меньших размеров нести аппаратуру, которая ранее предназначалась исключительно для более крупных аппаратов. «Мы видим четкую тенденцию, технология способствует уменьшению размеров полезной нагрузки, поэтому мы может навешивать на конкретную систему все больше систем или устанавливать сенсоры на системы меньшего размера. За исключением наносистем, мини- и мини-БЛА не являются исключительно прерогативой военных, поскольку многие коммерческие и любительские системы попадают в схожие весовые категории. Взять семейство БЛА Phantom компании DJI, квадрокоптеры этого производителя стали синонимом негосударственного, профессионального и любительского применения, беспилотных аппаратов. Эти коммерческие, но, тем не менее, функциональные малоразмерные БЛА можно купить по цене порядка 1000 долларов. Впрочем, доступность подобной технологии означает, что она открыта для взлома и в неправильных руках может превратиться в оружие.
Умные технологии могут дать преимущества своим силам, но в руках террористических группировок коммерческие системы превращаются в оружие. В основном это относится к квадрокоптерам семейства Phantom, которые боевики ИГ приспособили сбрасывать гранаты
Западная коалиция во главе с США в борьбе с группировкой Исламское государство (ИГ, запрещена в РФ) используют вооруженные беспилотники, в основном это модель MQ-9 Reaper компании General Atomics Aeronautical Systems, относящаяся к категории MALE. Боевики ИГ также имеют большой опыт применения беспилотников, но несколько меньших размеров. В сети появилось видео применения доработанного БЛА Phantom, который был приспособлен для сбрасывания гранат на военнослужащих коалиционных сил и гражданское население в Ираке и в Сирии. Это означает, что коалиционные силы вынуждены бороться не только с инфраструктурой ИГ и его боевиками, они должны также определять, отслеживать и нейтрализовывать самодельные вооруженные мини-БЛА.
Примечательно, что применение ИГ беспилотников для переноса и сбрасывания взрывчатых веществ негативно сказывается на боеспособности коалиционных сил, развернутых в Ираке и Сирии, оказывающих этим странам помощь в борьбе с террористической организацией. По данным Центра по борьбе с террором, базирующегося в Военной академии США в Уэст-Пойнте, в октябре 2016 года зафиксирован первый случай смертельной атаки подобного типа. «В начале октября было убито двое курдских солдат, осматривавших неизвестный дрон. Группировка уже довольно давно имеет на вооружении дроны и экспериментирует с ними, этот случай стал первым успешным применением БЛА и возможно подобная практика станет повсеместной и подобные инциденты могут участиться в предстоящие месяцы, годы и десятилетия». В то время как профессиональные системы тем или иным образом защищены от злоумышленного взлома, технологии же любительских БЛА сами по себе не столь продвинуты, чтобы защитить себя от атак, поэтому нельзя недооценивать те риски, которые несут эти технологии.
Если сбрасывание гранат и представляет собой угрозу, то применение химического или биологического оружия с малоразмерных БЛА может быть ужасающим по последствиям, а ИГ – это организация, которая стремится использовать всё, до чего может добраться и что по ее мнению может нанести хоть какой-то урон. В заявлении Центра также говорится, что «применение дронов в какой-то мере осложнило лишь некоторые конфликты, но использование этой технологии разного рода повстанцами должно значительно изменить или преобразить течение любого конфликта».
В то время как микро-БЛА и мини-БЛА на протяжении нескольких лет использовались в некоторых военных операциях, в частности в военных интервенциях США и их союзников в Афганистан и Ирак, возможности, которые они предлагают, по всей видимости, еще не полностью изучены. Только наиболее продвинутые в технологическом плане страны, в основном входящие в НАТО, имеют на вооружении такие миниатюрные системы военного назначения, как например, Black Hornet, хотя многие армии стремятся получить подобные технологии, существенно упрощающие ведение боевых действии в населенных пунктах.
Самый маленький из известных БЛА военного назначения, Black Hornet, чаще всего ассоциируется с британской армией, хотя Австралия, Норвегия и США также эксплуатируют подобные аппараты
Одна из причин, по которой страны не имеют подобных систем на вооружении, заключается в их стоимости. Ведь все необходимые технологии необходимо «запихнуть» в миниатюрную оболочку, хотя процесс перемещения вычислительной мощности настольного компьютера в вездесущий смартфон указывает на то, что, в конечном счете, ценовая удавка в ближайшем будущем может быть успешно развязана. Еще одна причина недостаточно частого применения мини-, микро- и нано-БЛА может заключаться в банальном дефиците этих систем. Эти три категории зачастую неправильно объединяются в одну, но возможности разных систем, например, Black Hornet и Birdeye-400, несколько отличаются, указывая, тем самым, на отсутствие приемлемых решений, способных удовлетворить потребности всего рынка. Например, дрон Black Hornet предназначен для использования специальными силами и наземными войсками, стремящимися быстро получить картинку потенциально опасного района, в который им предстоит войти, тогда как Birdeye-400 с продолжительностью полета полтора часа позволяет вести более длительное (хотя опять-таки недостаточное) наблюдение за местностью.
Одна из тенденций, формирующаяся на этом рынке, заключается в замене БЛА других типов этими малоразмерными аппаратами, что напоминает процесс замены традиционной авиации беспилотными системами. Несмотря на то, что некоторые специалисты может быть и не видят преимуществ беспилотных систем, берущих на себя выполнение опасных задач, которые пилотируемые платформы традиционно решали, в целом автономность в настоящее время является излюбленной темой военных многих стран мира. Операторы не просто соглашаются с тем, что беспилотники ограничивают их возможности, они ищут новые пути повышения эффективности своей беспилотной авиации. Размеры и относительно малая заметность являются самыми привлекательными характеристиками микро-БЛА, поскольку позволяют обычным подразделениям и специальным силам быстро установить наблюдение над зоной предстоящей операции, ведь иначе просто рискованно входить туда без предварительной рекогносцировки.
С уверенностью можно сказать, что по мере развития и снижения стоимости технологий микро-БЛА армии многих стран, и не только первого ряда, смогут себе позволить принять подобные системы на вооружение. Но, к сожалению, как показывают реалии нашего времени, за ними могут «подтянуться» и экстремистские организации различного толка.
Источник: https://topwar.ru/
Автор: Николай Антонов