Разработка автономных, беспилотных транспортных средств, как во всем мире, так и в России — не новость. Первые эксперименты по созданию беспилотных транспортных средств были проведены еще в середине 1950-х годов, а уже в 1961 году был представлен прототип самоуправляемой тележки, известной как “стэнфордская тележка”. Сейчас практически в любой развитой стране существуют транспортные платформы, оснащенные системой автопилота: работы активно ведутся как в Европе, так и в Азии и США. К самым крупным компаниям, тестирующим новые технологии, относятся, например, Ford, Toyota и Google. Для массового рынка свои продукты также готовят Audi, Volvo, Volkswagen, Nissan, BMW и другие. Именно за счет большого конкурентного рынка вокруг разработок беспилотных автомобилей особенно много информационного шума: кто-то утверждает, что автобусы без водителя уже вовсю ездят по Лас-Вегасу.
Однако на самом деле за пультом управления (руля, правда, уже нет) все еще находится оператор, который контролирует нештатные ситуации.
Рынок такого нового поколения наземных транспортных средств является высококонкурентным. Становится очевидным, что победа не в том, чтобы создать само беспилотное транспортное средство. Заказчикам (транспортным компаниям и пассажирам) требуется сервисное решение: возможность развивать новые бизнес-модели, выстраивая горизонтально интегрированную сервисную систему.
Новости о беспилотном транспорте появляются практически каждый день: автомобили, грузовики, даже поезда. Не отстает и городской общественный транспорт – об испытаниях беспилотных автобусов на городских улицах заявляют множество городов. Хельсинки, Лас-Вегас, Сингапур, Таллин – и это только те, что запустили испытания в нынешнем году. Однако уже сейчас в мире есть города, где беспилотный общественный транспорт – не эксперимент, а обычные автобусы, на которых может прокатиться любой желающий.
Нидерланды
ParkShuttle – небольшой беспилотный автобус, который курсирует по маршруту между станцией метро Kralingse Zoom и офисным центром Rivium в Капелле-ан-ден-Эйссел, Нидерланды.
Работает ParkShuttle по штатному расписанию городского транспорта (с 6 утра до 9 вечера) и перевозит за день более 2400 пассажиров. Ездит он со скоростью 12,5 км/ч, а стоит такая поездка 2,8 евро.
Городское руководство отмечает, что уже более 20 лет работает с компанией 2getthere, разработавшей шаттлы, и это не первый их общий проект.
Население Трикалы – всего 80 тысяч человек, что не очень много даже по греческим меркам, но это не помешало ей стать первым городом, в котором беспилотный транспорт начал использоваться в реальных условиях.
Электробусы, рассчитанные на 10 человек каждый, перемещаются по городским улицам наравне с автомобилями, велосипедами и пешеходами. Управляются они французской системой CityMobil2. Правда, двигаются не слишком быстро – всего 19 км/ч, зато поездки полностью бесплатны.
Heathrow Pods – пожалуй, самая известная система беспилотного транспорта в мире. Это скорее не общественный транспорт, а служба такси, которая обслуживает аэропорт Хитроу, крупнейший в Великобритании.
Вследствие огромного пассажиропотока на подъездах к нему постоянно возникали пробки, из-за которых пассажиры опаздывали на самолеты, и руководство аэропорта начало искать решение проблемы.
Теперь те, кто летит в командировку, не приезжают напрямую в Хитроу, а оставляют автомобили на специальной парковке подальше от главного терминала; далее пассажир вызывает Heathrow Pods – и спустя всего 6 минут он уже в аэропорту.
Такой транспорт рассчитан на перевозку от одного до шести пассажиров и ездит по специальной выделенной полосе. Справиться с ним может даже ребенок: от пассажира требуется лишь вызвать Pod, зайти внутрь и нажать кнопку старта.
Скорость движения Heathrow Pods – 40 км/час. Контролирует их движение специальный компьютер. Для дополнительной надежности на самих автобусах, дороге и станциях установлены камеры, через которые за беспилотниками наблюдают из центральной диспетчерской.
Первые модели беспилотных автобусов Matrёshka ездят со скоростью 20 км/час и могут перевозить от 8 до 12 пассажиров. Проезжает такой автобус на одной зарядке 130 км.
Использовать «матрешки» планируют на территории аэропортов, «Сколково», парка Горького и ВДНХ в Москве, гостиничных комплексов, Олимпийского парка – объектах с большой площадью, где не курсирует общественный транспорт и нельзя использовать личный. Кроме того, автобусы Matrёshka будут не только пассажирскими, но и грузовыми – для крупных предприятий, на которых используется большое количество внутреннего транспорта.
Пока Matrёshka ездит только по «Сколково» – под постоянным контролем оператора с джойстиком, с которого он может быстро остановить бус в случае внештатных ситуаций. Однако уже в 2018 году планируется запустить серийное производство и начать коммерческое использование беспилотных автобусов.
Однако большое количество разработок и постоянные исследования дают надежду на то, что вскоре мы увидим более технически совершенные проекты.