Технологический прорыв и инженерное образование технических специалистов России: кратко о главном

Вопросы модернизации инженерного образования и качества подготовки технических специалистов обсуждались ещё в июне 2014 г. на Совете по науке и образованию при Президенте Российской Федерации. Главной проблемой на всех крупных передовых предприятиях являются кадры, прежде всего инженерные кадры, которых явно не хватает. (Фото – vuzopedia.ru). Человек должен умнеть быстрее интеллектуальных технических систем, это один из главных вызовов XXI века. (А.Боровков ). Россия способна не только провести масштабное обновление своей промышленности, но и стать поставщиком идей, технологий для всего мира, занять лидирующие позиции в производстве товаров и услуг, которые будут формировать глобальную технологическую повестку, чтобы достижения наших компаний служили символом национальной гордости, как в свое время атомный или космический проекты.

Самые передовые технологии могут заработать, если будут люди, способные их развивать и использовать. К сожалению, мы по-прежнему обучаем значительную часть инженеров в вузах, которые давно оторвались от реальной производственной базы, от передовых исследований и разработок. Пора перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью [В.В.Путин].

Важнейшая задача – создать для наших компаний стимулы инвестировать в разработку отечественных технологий. Для решения таких перспективных задач запущена национальная технологическая инициатива, которая призвана стать одним из основных инструментов для преобразования фундаментальных знаний и научных исследований в продукты, способствующие достижению лидерства отечественных компаний на перспективных рынках. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства, основой для его технологической, экономической независимости.

Инженеры востребованы в разных сферах: в тяжелой, химической и пищевой промышленности, в строительстве, фармацевтике, сельском хозяйстве и научно-исследовательских центрах. На перемены в системе подготовки инженерных кадров сформировался объективный запрос. В ряде высших учебных заведений были созданы национальные исследовательские университеты, ориентированные на подготовку современных технических кадров. Удалось повысить уровень подготовки специалистов по таким критически важным направлениям, как атомная, авиационная, автомобильная промышленность, металлургия, энергетическое машиностроение.

Требования к инженерной деятельности растут постоянно. Сегодня это профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, не только конструирует современную технику и машины, но и формирует окружающую действительность. По мнению директора Института развития инженерного образования Томского политеха Романа Лааса, «чтобы быть инженером, нужно мыслить конструктивно, иметь определенную естественно-научную картину мира. Не может быть настоящего инженера, который не понимает, как работает Вселенная вокруг него».

Какие специалисты потребуются отраслям промышленности, регионам через пять-десять лет – этот вопрос обсудили участники Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации.

Ректор Санкт-Петербургского Политехнического университета  А.И.Рудской  эффективным методом подготовки линейных инженеров считает практико-ориентированное обучение, качественно развивающее известную систему заводов-втузов. В процессе такого обучения студент приобретает необходимые навыки эксплуатации современного оборудования и применения технологий, что уменьшает время адаптации выпускников к практической деятельности после окончания вуза.

Новые технологии и продукты возникают в процессе конвергенции различных знаний и базовых технологий. В системе инженерного образования необходимо выделить направления подготовки инженеров, основанные на принципах меж- и мультидисциплинарности, базирующихся на глубоком, фундаментальном физико-математическом образовании. Сегодня нужно выделять три основных типа: линейные инженеры, инженеры-конструкторы-технологи и инженеры-исследователи, организаторы, инженеры-предприниматели. Инженеров-исследователей и разработчиков – так называемый инженерно-технологический спецназ, владеющий технологиями мирового уровня (нанотехнологиями, технологиями суперкомпьютерного инжиниринга, передовыми технологиями цифрового производства), инженеров-исследователей, способных решать, нерешаемые задачи и обеспечивать инновационные прорывы в высокотехнологичных отраслях, не должно быть много. Главным ориентиром для них должен быть образ главного конструктора – человека, обладающего энциклопедическими знаниями, понимающего все этапы жизненного цикла продукции, способного организовать работу больших коллективов для создания комплексных и сверхсложных технических систем.

С.В.Кириенко отметил важный момент в мотивации людей, связывающих свою жизнь с инженерной деятельностью: «мотивирует не деньги, а масштаб задачи, приобщение к масштабным задачам уровня страны, уровня мировой науки и мирового развития. Человек хочет гордиться тем, что он будет делать. Это важнейшая вещь – драйв от инженерных специальностей». С.П. Капица считал, что главное – учить не знаниям, а пониманию того, что происходит. Знания быстро устаревают, не устаревают общие законы природы – фундаментальная наука. Она дает возможность человеку быстро переходить с одной технологии на другую, потому что в основе всех технологий лежит фундаментальная наука и понимание природы.

Каблов Е.Н.: Девизом Корпоративного университета материаловедения, образованного в 2014 г. во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ), стала китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я, может быть, запомню, вовлеки меня – и я пойму, отойди – и я буду действовать».

Ректор МГУ им. Ломоносова В.Садовничий: «очень важно со школы заболеть культурой «сделай своими руками, сделай сам технологически». Вовлекать ребят в инженерные дела мы должны со школы. Позитивным фактом является рост интереса молодежи к инженерным и рабочим профессиям. За последние годы конкурс в инженерные вузы увеличился почти вдвое.

Питерский Политех — крупнейший технический вуз страны

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) является  одним из ведущих технических вузов страны. Он должен отвечать на вызовы четвертой промышленной революции, подстраиваясь под запросы работодателей. Промышленности нужны инновационные продукты, производить которые могут только очень грамотные специалисты – особый вид инженеров XXI в., которых в Политехе называют “инженерным спецназом” [1-4].  Университет с момента создания “был призван выполнять роль лидера в инженерном образовании”. “Мы готовим инженерный спецназ для нашей страны. Университет – лидер в области цифровых технологий, внедрения компьютерного инжиниринга в производство. Если цифровыми методами, компьютерным инжинирингом проектировать технологии, безлюдное производство, то до 10 раз увеличивается производительность труда”, – убежден ректор СПбПУ.  “За последние пять лет мы выполнили ряд серьезных проектов для промышленности.  И это нашло у них отклик”. В созданный СПбПУ консорциум вошли такие системообразующие фирмы как: “Ростех”, ОАК, ОСК, ОДК, “Росатом”, Курчатовский институт. Заключен договор с КамАЗом на разработку технологии базовой универсальной платформы для новейших средств общественного транспорта.

Работодателям необходимы энергичные и инициативные молодые кадры, мыслящие не плоско, а креативно и многогранно. Нынешнее поколение сильно отличается от молодежи 1990-х гг.: сегодняшние студенты заточены на карьеру и со здоровым цинизмом относятся к образованию. Обучение в области инженерных знаний сегодня набирает особую популярность: если 5 лет назад в СПбПУ вступительный конкурс был один к трем, то сегодня на инженерные специальности конкурс составляет 15 человек на место. Работа инженера требует, в первую очередь, креативности, потому что его задача – увидеть проблему и создать устройство, примерный образ которого существует пока только в голове. «Придумал, спроектировал, испытал – заработало!».

Университеты продолжают выполнять роль главных центров развития науки и образования, что является основополагающей функцией высшей школы. Однако ограничиваться только лабораторными исследованиями, лекциями и классическими семинарскими занятиями уже нельзя. Современный мир развивается как никогда быстро, поэтому знакомство со многими экспериментальными и производственными установками, требованиями промышленности и рынка должно происходить в практико-ориентированной среде. Политехи должны быть в приоритете востребованности на современном рынке труда как квалифицированные специалисты, обладающие широким спектром знаний и умений, которые они могут легко применить на практике.

Мы трансформируем образовательный процесс, налаживаем связи с промышленностью, открываем совместно с крупными отечественными и международными концернами базовые кафедры, которые способствуют качественному и глубокому погружению студентов в производственные аспекты их специальностей. За последние три года были открыты базовые кафедры на ОАО «Концерн “ГранитЭлектрон”», ОАО «Силовые машины», ОАО «Концерн Росэнергоатом» ЛАЭС, ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей», АО «Концерн НПО «Звезда», ООО «Станкозавод «ТБС», ХК «ЭГО-Холдинг», ООО «Холдинг ЛЕНПОЛИГРАФМАШ», ОАО НПО ЦКТИ им. Ползунова, ОАО «Климов», ЗАО «Балтийская промышленная компания». Всего у нас 25 базовых кафедр.

В Политехе был создан институт передовых образовательных технологий, сконцентрировавший опыт, знания, лучшие практики для выработки методики преподавания, проведения научных исследований, отработки взаимодействия с промышленными предприятиями, выполнения комплексных научно-технологических и конструкторских задач. На смену отдельным технологиям пришло «проектирование всего цикла», включающее весь процесс от идеи до готового изделия.

Отечественные вузы выпускают ежегодно свыше миллиона инженерно-технических работников. Но предприятия стремятся получить не просто инженера: им нужен квалифицированный специалист, готовый работать в новых цифровых условиях. Например, заводу нужны инженер-конструктор, инженер-экономист, инженер-технолог, работающие одной командой. Мы создаем такую группу студентов и отправляем их на предприятие. Там они учатся на практике, решают конкретные задачи, а после выпуска из университета сразу уходят в реальный сектор, уже зная всю технологию.

Для того чтобы выпускать “инженера будущего”, вуз должен быть на “ты” с самыми передовыми инновационными технологиями, развивать цифровую промышленность наравне с наукой и экономикой. К примеру, Центр компьютерного инжиниринга СПбПУ создает новые конструкции и оборудование с помощью цифрового проектирования и моделирования, суперкомпьютерного инжиниринга, аддитивных технологий. Проекты – от машиностроения и ракетно-космической техники до металлургии и атомной энергетики.

В этом году наибольший конкурс был на таких направлениях, как “Программная инженерия”, “Прикладная математика и информатика”, “Фундаментальные информатика и информационные технологии”, “Информационная безопасность”.

Для обслуживания новых производств потребуются специалисты другого уровня.  В декабре 2014 г. была запущена долгосрочная комплексная программа по обеспечению глобальной конкурентоспособности нашей экономики до 2035 г. – «Национальная технологическая инициатива». Направление «Технет» в НТИ – самое широкое, связанное с развитием и применением передовых производственных технологий. Это цифровое проектирование и моделирование, создание и применение новых материалов, аддитивные технологии, тотальная автоматизация и роботизация производства. И «большие данные» – Big Data: потоки данных, которые необходимо собирать, структурировать, анализировать и использовать. Необходимость анализа Big Data стимулирует развитие предсказательной аналитики, цифрового моделирования, а для этого нужны высокопроизводительные мощности. В СПбПУ создан один из самых мощных суперкомпьютеров в стране, ориентированный на применение в промышленности.

Особое внимание в НТИ уделяется развитию фабрик будущего, одной из задач которых является подготовка инженерной элиты, «инженерного спецназа» – специалистов,  которые будут создавать продукцию принципиально нового направления. Они должны обладать компетенциями, необходимыми для индустрии будущего, где всё работает в сборе: проектируется, моделируется, анализируется, распределяется в цифровом формате.

Группу «Технет» (Передовые производственные технологии) в рамках  НТИ совместно с замминистра промышленности и торговли Г. Никитиным возглавил А.И. Боровков, проректор по перспективным проектам СПбПУ, научный руководитель Института передовых производственных технологий, руководитель «Центра компьютерного инжиниринга» СПбПУ, основатель группы компаний CompMechLab. За «Технет» закрепляются такие технологии, как: «Цифровое проектирование и моделирование», «Новые материалы», «Аддитивные технологии», «Бионика», «Мехабиотроника», «Сенсорика», «Индустриальный Интернет», Big Data и «Системы управления».

Профессор А.И.Боровков: «Всё решают компетентные кадры» [5, 6]:

«Россия чрезвычайно креативна. Россия – это большое конструкторское бюро: мы умеем проектировать, но не умеем быть по-настоящему конкурентными в массовом производстве. Четвертая промышленная революция позволит добавить ценности тому, в чем мы сильны, нивелировав наши слабости: применяя передовые производственные технологии и бизнес-модель Фабрик Будущего, мы сможем исключить человеческий фактор в производстве, выстраивать распределенные сети сертифицированных поставщиков, оставляя за собой экспертизу в цифровом проектировании и моделировании, то есть ключевые компетенции. Это принципиально другая экономика.

Для перехода к цифровой экономике потребуются специалисты другого класса. Необходимо комплексно решить ряд задач в области образования, исследований и разработок: формировать прикладные магистратуры, проводить актуальные проблемно-ориентированные НИОКР по заказу высокотехнологичных компаний, отрабатывать ключевые компетенции в инжиниринговых центрах университетов. И конечно, основная задача – это формирование компетенций мирового уровня. Сегодня популярный некогда лозунг звучит так: «Всё решают компетентные кадры».

В Политехе уже реализуется программа подготовки специалистов новой формации через Институт передовых производственных технологий. На его базе  создаётся испытательный полигон «университетского» типа как прообраз цифровых фабрик для различных отраслей высокотехнологичной промышленности. При этом стремимся не к массовому охвату, а к поиску мотивированных ребят, понимающих, что учиться будет непросто. Начинаем чуть ли не со школы, а уже всерьез – с третьего курса. На первом-втором они должны «научиться учиться» в вузе, приобретая глубокие знания в математике и физике. Технологии мировых лидеров становятся все более наукоемкими и мультидисциплинарными, и будущему специалисту нужны механика, аэродинамика, тепло- и массообмен, материаловедение, электромагнетизм, а математика и физика – основа всему.

Структура образования меняется кардинально. На 50% это формализованные знания (лекции, семинары), еще 50% – неформализованные, получаемые в ходе выполнения реального проекта. Основной стимул для развития будущего «инженерного спецназа» – интересные задачи. Самые интересные.  Промышленность  выпускает новую продукцию, и без передовых технологий ей не обойтись, так как все чаще возникают сложные задачи, решение которых лежит за гранью интуиции. Разработчик не понимает, как учесть взаимное влияние различных компонентов в процессе эксплуатации. Раньше на выручку приходили дорогостоящие натурные эксперименты. Сегодня ту или иную конструкцию можно с высокой точностью рассчитать и испытать виртуально. Есть решение в рамках интуиции главного конструктора, а есть полученное нами – за гранью интуиции, цифровой двойник реального объекта.

Происходит глубинное изменение промышленности. Кто успешнее генерирует цифровые двойники, адекватные реальным объектам, тот и будет доминировать в завтрашнем мире. Одна из проблем инженерного образования заключается в том, что вузовские преподаватели не работали с промышленностью последние 10–20 лет. Или вообще с ней не работали. «Человек должен умнеть быстрее интеллектуальных технических систем, это один из главных вызовов XXI века». Надо брать конкретные задачи-вызовы с высокотехнологичного рынка и решать их, чем и занимается наш Инжиниринговый центр. При этом важно, чтобы подобные задачи нас развивали, чтобы мы двигались вперед, капитализируя опыт.

Компьютер или сопромат?

Существует точка зрения, что современному инженеру все заменяет компьютер. Но базовые инженерные дисциплины, такие как сопромат или теоретическая механика, остаются неотъемлемым фундаментальным элементом хорошего инженерного образования. Можно всё описать сложными уравнениями в частных производных, уйти в чистую математику, но тогда есть большой риск, что инженер не будет понимать, что скрывается за этими уравнениями, не будет понимать сложное поведение механических конструкций, которые нас окружают. Сопромат — это элемент культуры инженера, если это выкинуть, то как он вообще узнает о том, что есть различные типы нагружения, простейшие типы напряженного состояния, сложный изгиб?

Точно так же инженер должен понимать физику процессов, происходящих в конструкциях. Недостаточно знать уравнения математической физики, описывающие физические явления с помощью математических моделей. Все коэффициенты, присутствующие в этих уравнениях, получаются экспериментальным путем и имеют определенный физический смысл. И очень полезно научиться получать численные решения тех задач, которые имеют аналитическое решение. Главное, ты начинаешь чувствовать и понимать, как это все работает.

Для решения сложных реальных задач нужно хорошо понимать эти явления и процессы, уметь «строить» корректные математические модели, начиная от простого к сложному, а эти знания, умения, навыки приобретаются при изучении базовых дисциплин, таких как сопротивление материалов, теоретическая механика, математическая физика.

Сопромат — это «механика материалов и конструкций», простейших моделей материалов и элементов конструкций, но это фундамент устойчивого развития в области высокотехнологичной промышленности.

Конечно, сейчас есть современные программные системы компьютерного инжиниринга (Computer-Aided Engineering, CAE), которые позволяют достаточно быстро и правильно решать самые сложные задачи. Но если использовать их без глубокого знания и понимания основ, то возникает риск, что ты превращаешься в человека, который ловко стучит по клавишам компьютера и свято верит в картинку, которую выдала программа, не понимая всех тонкостей реальной задачи. Не научившись правильно, с пониманием решать простые задачи, тебя просто нельзя пускать дальше решать сложные задачи, ты становишься просто опасен для общества.

Не очень представляю любого инженера без сопромата, как и без математики, без физики. Более того, в этом случае я бы его даже не называл инженером. Сопромат, так же как математическая физика, теория колебаний, вырабатывает некие первичные, основные элементы интуиции. Это очень важно для инженера. Если он изучал базовые дисциплины, то можно быть уверенным, что он не пропустит какую-то глупость. У него появляется уверенность, что он может взять ручку и, написав простейшие формулы, сделать оценку, а не сразу начнет городить сложные численные схемы, сложные программы, наконец, применять суперкомпьютеры. Чем больше инженер понимает, чувствует, как ведет себя конструкция, тем лучше он ее спроектирует и будет понимать, как она работает.

Мы принадлежим к той научной школе, для которой такое фундаментальное образование — ключевой элемент.

Проблема нашего высшего инженерного образования сегодня в том, что на старших курсах, где читают прикладные дисциплины, работают преподаватели, которые последние 5-20 лет не работали с высокотехнологической промышленностью. Они попросту не успевают за глобальными трендами, уровнем и темпами развития передовых технологий, в первую очередь технологий компьютерного инжиниринга, которые становятся все более наукоемкими и мультидисциплинарными, играют все более важную роль в процессе проектирования конкурентоспособной продукции нового поколения.

За последние годы высокотехнологичное оборудование так усложнилось, что его обслуживание требует, как минимум бакалаврского уровня образования. Тех, кто занят эксплуатацией высокотехнологичного оборудования требуется примерно 20–25% всего инженерного корпуса. 70% всех инженеров — это традиционные инженеры-конструкторы, расчетчики, технологи, программисты, экономисты, наконец, маркетологи технических систем.

Третья часть корпуса инженеров, самая важная цель системы инженерного образования,  5-10% общего числа инженеров – инженерный спецназ, который обладает компетенциями мирового уровня. Они должны иметь очень хорошую фундаментальную физико-математическую подготовку, очень хорошую техническую подготовку, включая подготовку по информационным и вычислительным технологиям. Это те, кто реально сможет создавать что-то действительно новое. Как подготовить «инженерный спецназ»? Исключительно в процессе выполнения реальных проектов по заказам высокотехнологических компаний.

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Патриот Москвы, бывший мэр столицы Юрий Михайлович Лужков был убежден, что лидером технологического суверенитета России является именно Бауманский университет. «Мы — страна, которая должна решать проблемы техники, технологии, которая не должна терять технологическую независимость, технологический суверенитет в мире. А этот суверенитет рождается всего лишь в определённом довольно небольшом количестве высших учебных заведений. Лидером технологического суверенитета страны является Бауманский университет».

МГТУ им. Н.Э. Баумана готовит инженеров для самых передовых и высокотехнологичных отраслей науки и техники: для машиностроительных предприятий, для авиа- и ракетостроения и других наукоемких производств. Вуз занимает лидирующее место в Ассоциации технических университетов России.

Томский политехнический университет

В августе 2021 г.  Томский политехнический университет выступил инициатором создания консорциума «Новое инженерное образование России». Проект, объединяющий ведущие вузы страны, направлен на разработку новой модели инженерного образования и распространение лучших практик в этой области в российских университетах. ТПУ входит в состав Консорциума опорных вузов «Росатома».

Свою историю ТПУ ведет с  1896 г., когда он был образован Министерством народного просвещения Российской империи, как «Томский технологический институт Императора Николая II» с двумя отделениями: механическим и химико-техническим. В 1957 г. при Томском политехническом институте был создан Научно-исследовательский институт прикладной физики. В 1959 г. – открыто вечернее отделение физико-технического факультета ТПУ (ныне Северская государственная технологическая академия НИЯУ МИФИ). В 1962 г. на базе радиотехнического факультета ТПУ был создан Томский институт радиоэлектроники и электронных технологий. В 1967 г. запущен исследовательский ядерный реактор ИТР-1000. В 1981 г. в ТПУ был образован Научно-учебный центр кибернетики. На базе различных факультетов, кафедр и специальностей ТПУ было открыто более 20 самостоятельных университетов в Москве, Новосибирске, Омске, Томске, Северске, Красноярске, Кемерово, Барнауле, Чите, Хабаровске и других городах России.

Ректор ТПУ Д. Седнев озвучил позицию университета: «амбиция ТПУ — стать национальным центром развития инженерного образования, где будут апробироваться новые модели подготовки инженеров для дальнейшего тиражирования по стране. Стремительный переход к новому технологическому укладу, все более быстрое внедрение инноваций приводят к тому, что существующие модели инженерного образования перестают соответствовать текущим требованиям. Они уже не могут обеспечить требуемое сочетание фундаментального образования, критического исследовательского и системного мышления, умения работать с проблемами в технологической и социо-гуманитарной сферах. Мы видим инженера будущего как специалиста с фундаментальными знаниями базовых дисциплин, глубокими знаниями своей инженерной области и пониманием широкого спектра смежных технических сфер. При этом он способен видеть систему целиком и работать в команде, создавать ее и управлять ею» [7]. Ежегодный спрос на выпускников ТПУ более чем в 1,5 раза превышает их число.

На базе двух факультетов ТПИ – радиотехнического и электрорадиоуправления в 1962 г. был создан Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). В рамках программы “Приоритет 2030” университет поставил себе цель стать к 2030 г. центром превосходства в области суверенных технологий в части подготовки кадров, формирования сквозных технологий для электронной и ракетно-космической отрасли, IT и информационной безопасности, биомедицинских технологий [12].

Университет включился в глобальную амбициозную повестку «Роскосмоса» – создание низкоорбитальной многоспутниковой системы передачи данных “Марафон IoT”. Учеными ТУСУР проработан ряд функциональных электронных блоков систем связи для этой группировки.

В 2026 г. в университете должен появиться Центр микроэлектронных систем, который станет единой площадкой для отработки новых технологических решений и создания новых элементов в области СВЧ-электроники, радиофотоники и силовой электроники для ТПУ и таких компаний, как “Ростех”, “Алмаз-Антей”, “НИИ ПП”, “Микран” и другие.

По направлению, связанному с космическим инжинирингом и приборостроением, не только разрабатываются технологии и опытные образцы, но и производятся изделия. Разрабатываются новые цифровые бортовые комплексы для космических аппаратов, термопокрытия для защиты КА от солнечного излучения. В рамках сквозного проекта «микроэлектроника и системы связи нового поколения» разрабатываются различные топологии и принципиальные схемы сверхвысокочастотных интегральных схем.

При поддержке ведущих IT-организаций: Userstory, “Ланит” и ряда других компаний была создана Цифровая академия. В ней задействован новый образовательный формат по модульному принципу.  Образовательные программы, разработанные совместно с компаниями-учредителями помогли подготовить практико-ориентированные образовательные кейсы. А их специалисты являются наставниками и преподавателями для студентов.

Президент Ассоциации инженерного образования, ректор ТПУ в 1990-2009 гг., Ю.П.Похолков в 2012 г. на Общероссийской конференции, посвященной Национальной доктрине инженерного образования в России представил на обсуждение проект Национальной доктрины опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации [8]. Сделать инженерное образование в России в соответствии с задачами, поставленными В. Путиным в статье “Нам нужна новая экономика” –  такова тема конференции. Для того чтобы к 2020 г. создать 25 млн современных высокотехнологичных рабочих мест, требуется кардинальная перестройка инженерного образования. Но этому препятствуют вызовы глобального и отечественного характера, среди которых наиболее острыми являются переход на Болонскую систему подготовки специалистов, конкуренция на мировом рынке инженерного труда в связи со вступлением России в ВТО, резкое снижение престижа инженерного труда.

«Стратегических путей развития индустриализации в России только два: развитие производства машин, оборудования, приборов, других потребительских товаров, уже производимых в развитых странах, использующего зарубежные технологии, и в ряде случаев реализующего российские идеи («догоняющая индустриализация»);  и разработка новых технологий, производство на их основе новых типов машин, оборудования, приборов, материалов, обеспечивающих достойное место российского промышленного производства в международной системе разделения труда – «новая индустриализация».

Среди вызовов отечественного характера – рыночные отношения с работодателями; противоречие между прежней системой подготовки инженеров и новыми требованиями к ним со стороны работодателей; стареющая материальная и кадровая база вузов; небольшое количество предприятий, оснащённых современным оборудованием, позволяющих обеспечить качественную практику будущих инженеров.

Следствием критического состояния отечественного инженерного образования стал кризис в отечественном инженерном деле, результатом которого являются проекты, технологии, сооружения, машины, приборы, оборудование, их эксплуатация и обслуживание. Центральным звеном является противоречие между качеством подготовки инженеров и требованиями работодателей, которых интересуют такие качества специалистов, как: способность системно и самостоятельно мыслить и эффективно решать производственные задачи с использованием компетенций, полученных в вузе; умение работать в команде; способность генерировать и воспринимать инновационные идеи.

Переход вузов на подготовку бакалавров и магистров приведёт к исчезновению специалистов, имеющих квалификацию «инженер», являющихся ключевыми фигурами, обеспечивающими технический и технологический прогресс и носителями технологической культуры общества. Именно подготовка специалистов для деятельности в области техники и технологии и инженерной деятельности должна являться главной задачей системы инженерного образования страны.

Подходы к формированию «Национальной доктрины инженерного образования России» должны учитывать глобальные и внутренние вызовы, направления и задачи новой индустриализации, проблемные ситуации, их системность, возможность изменения используемых методов и инструментов для достижения цели при изменении внешних условий [Это написано десять лет назад, в 2012 г.! ред.].

Уровень образованности общества, особенно в области техники и технологии, определяют уровень его общей и технологической культуры, «технологической восприимчивости», и, следовательно, определяет вектор развития общества. Образование является «общественным благом», а не «рыночным продуктом». Целью реализации доктрины является организация опережающей подготовки специалистов с высшим техническим образованием, обладающих исключительными профессиональными компетенциями, способных генерировать инженерные идеи, принимать инженерные решения, обеспечивать разработку, производство, эксплуатацию и обслуживание конкурентоспособных инженерных разработок и продуктов инженерной деятельности… Необходимыми условиями для реализации этого принципа являются: высокий уровень проведения научных исследований, проводимых на профилирующих кафедрах; активное участие представителей академической науки в учебном процессе; активное участие студентов в проведении научных исследований.

В материале использована информация с сайтов:

https://sciencejournals.ruATOMINFO.RU;  https://rg.ruhttps://www.mk.ru/science;  urfu.ruhttps://sdelanounas.ru; atomic-energy.ru; rosenergoatom.ru.        

Дополнительные источники

  1. А. Рудской: “Инженерный спецназ. Как готовить специалистов для цифровой экономики”. Ирина Ивойлова “Российская газета” https://www.arms-expo.ru/news 12.07.18
  2. Ректор СПбПУ: работодателям нужен “инженерный спецназ”. РИА Новости “Рамблер” https://news.rambler.ru
  3. А. Рудской: «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого — основа “инженерного спецназа” России» Ж.: Ректор ВУЗа, №3, 2017
  4. «Инженерный спецназ» для спасения экономики России А. Рудской https://ru.telegram-politics.com/
  5. А.И.Боровков в проекте «За гранью интуиции». А.Я.Соснов ж. «Русский Меценат»№ 7/26 ноябрь 2017 г.
  6. Что такое инженерный спецназ. А. Механик  https://ndemidov.livejournal.com/337870.html
  7. Д. Седнев: “Университет должен дать на выходе сложного инженера” https://www.interfax-russia.ru/siberia/exclusives/
  8. Ю.П.Похолков Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации. Ж. «Инженерное образование» 10.2012
  9. Т.Антонова, Фальков о подготовке инженерного спецназа в России. https://www.mk.ru/science/2022/12/1510.
  10. Технопром 2022 г. https://fea.ru/news
  11.  https://news.tpu.ru/news/2021/08
  12. Ю.Прокопьев https://akvobr.ru/new/publications/
  13. tusur.ru   
  14. urfu.ru     
  15. Пресс-служба цифрового блока Росатома atomic-energy.ru›news/2022/12/29
  16. Поддержанные Росатомом Передовые инженерные школы
  17.  Пресс-служба АО «Наука и инновации», пресс-служба АО «Прорыв» https://www.rosatom.ru/journalist
  18. А. Гулевич: Нейтроника-2022  состоялась. www.atominfo.ru /newsz05/a0205.htm
  19. II Конгресс молодых ученых minobrnauki.gov.ru Пресс-центр
  20. В. Бетелин, Мы инженеры, ж.«Эксперт»

Автор: Т.А. Девятова
Источник: http://www.proatom.ru/