НПК “Уралвагонзавод” ведет серийную модернизацию боевых разведывательных машин БРМ-1К: подробности проекта

На фото: Модернизированная БРМ-1К на рабочей позиции. В соответствии с ранее полученным заказом, НПК «Уралвагонзавод» начала серийную модернизацию боевых разведывательных машин БРМ-1К. Первая партия такой техники, поступившая из частей сухопутных войск, прошла все необходимые процедуры и теперь возвращается в армию. По результатам проведенного ремонта и модернизации эти боевые машины смогут продолжать службу и показывать более высокие характеристики. БРМ-1К была разработана в начале семидесятых годов на базе новейшей на то время боевой машины пехоты БМП-1. Для ведения разведки существующую БМП оснастили новой навигационной аппаратурой, дополнительными оптическими средствами, компактным радиолокатором, радиостанциями и т.д. Также изменился состав экипажа – вместо десанта в корме корпуса разместились операторы нового оборудования.

На вооружении российской армии до сих пор остаются сотни БРМ-1К, построенные в семидесятых. Ввиду морального и физического устаревания такая техника уже не может полноценно решать все свои задачи. По этой причине в недавнем прошлом было принято решение о запуске крупной программы модернизации.

Первая партия машин с модернизации

О будущем обновлении разведывательных машин было объявлено в позапрошлом году. В ходе форума «Армия-2020» министерство обороны выдало НПК «Уралвагонзавод» государственный контракт на капитальный ремонт и модернизацию БРМ-1К из наличия строевых частей. Количество машин для переделки, стоимость и сроки проведения работ не уточнялись. Кроме того, остались неизвестными технические особенности проекта.

Через год на форуме «Армия-2021» впервые показали модернизированную БРМ-1К, благодаря чему стали известны основные особенности проекта. Как оказалось, часть идей и компонентов для обновления разведывательной машины была взята из проекта БМП-1АМ «Басурманин». Изменения затронули боевое отделение и другие системы. Также появилось новое специальное оснащение.

О запуске серийной модернизации техники тогда не сообщалось; не поступали такие новости и позже. Однако 31 мая НПК «Уралвагонзавод» отчиталось о завершении работ по первой партии боевых машин и ее отгрузке заказчику. Также были опубликованы фотографии готовой партии. На железнодорожных платформах находилось не менее восьми БРМ-1К с новым вооружением и аппаратурой.

По всей видимости, заказ предусматривает перестройку большего количества наличных машин. Соответственно, нынешняя партия техники не будет последней, и сообщения о поставке новых появятся в ближайшее время.

Технические вопросы

Как следует из доступных данных, в ходе модернизации БРМ-1К лишается ряда штатных узлов и агрегатов, вместо которых устанавливаются новые. При этом часть компонентов остается прежней и, при необходимости, восстанавливается. С точки зрения общих особенностей, подходов и компонентов проект обновления БРМ-1К в значительной мере похож на уже известный «Басурманин».

Модернизированная БРМ-1К сохраняет штатный корпус с противопульной / противоосколочной защитой; компоновка не изменяется. По данным «Уралвагонзавода», производится замена двигателя. Вероятно, речь идет об установке двигателя УТД-20С1, что дает унификацию с другими отечественными БМП.

Вместо штатной башни с 73-мм орудием, пулеметом и устаревшими прицельными устройствами монтируется боевое отделение от БТР-82. Это броневая башня характерной формы с 30-мм автоматической пушкой 2А72, пулеметом ПКТМ и дымовыми гранатометами. Для наведения используется дневной-ночной перископический прицел ТКН-4ГА. Управляемые ракеты не используются.

Глубокой модернизации подвергается комплекс целевого оснащения. БРМ-1К получает новые средства навигации для определения собственных координат и расчета координат обнаруженного объекта. Также изменен набор средств наблюдения и разведки. Так, на башне устанавливается малогабаритная антенна радиолокационной станции. По всей видимости, в десантном отделении размещаются рабочие места операторов разведывательной аппаратуры. Использованы актуальные средства связи для выдачи данных и целеуказания. Точный состав разведывательного оборудования, его характеристики и функции не уточнялись.

Предложенный проект модернизации не оказывает принципиального влияния на габариты и массу боевой машины. Новая башня могла увеличить высоту машины до 2,5-2,7 м, масса – не более 13-15 т. Новый двигатель проще в эксплуатации, но позволяет сохранить прежние ходовые характеристики. Также сохранена возможность плавания.

Обновленные преимущества

Проект модернизации БРМ-1К был разработан по заказу и по требованиям нашего Минобороны. Затем опытная техника прошла все необходимые испытания и подтвердила расчетные характеристики, после чего была рекомендована к принятию на вооружение и к началу серии. Последние события показывают, что обновленная БРМ-1К полностью устроила заказчика, и интерес к ней обусловлен несколькими особенностями и преимуществами.

Модернизированная бронемашина на форуме “Армия-2021”

В первую очередь, проект модернизации имеет экономические особенности. Несмотря на большой возраст и выработку ресурса, БРМ-1К остаются основными отечественными машинами своего класса. Просто отказаться от такой техники, списать ее и утилизировать было бы неразумно и нецелесообразно.

При этом проведение ремонта и модернизации с применением современных компонентов позволяет продлить сроки службы и вывести общие параметры и возможности на современный уровень, пусть даже и с некоторыми ограничениями. Все эти эффекты обеспечиваются, главным образом, за счет ремонта основных конструкций и замены силовой установки.

Очевидные преимущества дает обновление целевого оптического и радиотехнического оборудования. Вероятно, модернизированная БРМ-1К сохраняет все функции разведки, имевшиеся у базового образца. Машина должна вести разведку при помощи оптики и локатора, причем засекать цели на большей дальности и определять их координаты с повышенной точностью.

Можно предполагать, что теперь на БРМ-1К используется новая аппаратура связи, при помощи которой разведчики включаются в современные системы связи и управления войсками. Это известным образом упрощает обмен данными, выдачу целеуказания или корректировку, а также повышает устойчивость к помехам.

Замена штатного боевого отделения башней от БТР-82 имеет сразу несколько преимуществ. Главное – рост боевых характеристик. Благодаря пушке 2А72 боевые возможности БРМ-1К выходят на уровень более новой БМП-2. Кроме того, обеспечивается унификация по вооружению с бронетранспортерами и по боеприпасу с БТР и БМП разных модификаций. Все это означает, что в сложной ситуации экипажу разведывательной машины будет проще защитить себя.

Временная мера

Таким образом, после модернизации БРМ-1К смогут продолжать службу и показывать более высокие характеристики. При этом обновление техники не отличается сложностью и, соответственно, высокой стоимостью. Подобный проект представляет очевидный интерес для армии – что подтверждается имеющимся контрактом на серийную модернизацию и первой отгруженной партией.

Однако обновление старой техники является лишь временной мерой с прицелом на ближнюю и среднюю перспективу. Для обеспечения нужд армии в отдаленном будущем необходимы новые боевые разведывательные машины. К примеру, в войсках уже имеется некоторое количество изделий БРМ-3К на базе БМП-3; разработан вариант ее глубокой модернизации с усиленным вооружением. Также ожидается появление совершенно новых образцов на перспективных платформах.

В результате задачами промышленности на ближайшие годы становятся проведение ремонта и модернизации имеющихся БРМ-1К, а также разработка совершенно новых машин этого класса с последующим запуском их производства. Первые результаты этих процессов уже отправились в войска. Когда появятся следующие – покажет время.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!