Сухопутные войска Бразилии осуществляют постепенный переход на новые бронетранспортеры VBTP-MR

На фото: Бронетранспортер VBTP-MR. В настоящее время сухопутные войска Бразилии осуществляют постепенный переход на новую бронетехнику. Ряд образцов устаревших типов уступает свое место современным машинам семейства VBTP-MR Guarani. Процесс такой замены стартовал в начале прошлого десятилетия и должен завершиться к началу тридцатых годов. Решение о создании нового семейства боевых бронированных машин было конце девяностых годов. На тот момент на вооружении бразильской армии состояли бронетранспортеры M113 американского и EE-11 Urutu собственного производства, разведывательные машины EE-9 Cascavel и другие изделия. Все они отличались большим возрастом и не в полной мере отвечали современным требованиям. В 1999 г. армия запустила программу разработки нового семейства ББМ. Требовалось создать колесную платформу модульной архитектуры, на базе которой можно было бы строить БТР, БМП, командно-штабные, санитарные и другие машины. В перспективе техника такого семейства должна была бы заменить старые EE-9, EE-11 и т.д.

VBTP-MR в версии БМП

Изначально программа разработки новой ББМ носила название Urutu-3, что указывало на преемственность поколений. В дальнейшем готовый образец получил имя Guarani. В рамках этой программы рассматривалось несколько разных проектов. В конце двухтысячных победителем программы выбрали совместный проект, созданный в рамках сотрудничества бразильских и иностранных компаний.

Головным разработчиком платформы под названием VBTP-MR (Viatura Blindada Transporte de Pessoal Média de Rodas – «Бронетранспортер средний колесный») являлась итальянская компания Iveco Defence Vehicles. Броневую защиту создавали бразильские компании Usiminas и Villares, различную аппаратуру поставила местная IMBEL, а вооружения приобрели у израильской Elbit Systems. В дальнейшем список участников проекта неоднократно расширялся.

Особенности проекта

Основой семейства VBTP-MR Guarani является бронированное колесное шасси, способное нести различные боевые модули и иное целевое оборудование. К серийному производству была рекомендована машина с трехосной ходовой частью. Также компания Iveco предлагала восьмиколесный вариант шасси, но он не заинтересовал бразильскую армию.

Готовые платформы без боевых модулей, 2014 г.

Корпус «Гуарани» построен с учетом современных тенденций и накопленного опыта. Он сваривается из стальных листов, обеспечивающих противопульную и противоосколочную защиту. Приняты меры по усилению днища для защиты от взрывов. Компоновка корпуса стандартна для современных БТР – в носовой части помещается силовой агрегат, рядом с ним у левого борта находится водитель. Прочие объемы отданы под боевое и десантное отделение.

Платформа оснащена дизельным двигателем Iveco Cursor 10ENT-C мощностью 383 л.с. Автоматическая трансмиссия обеспечивает привод всех колес, а также передает мощность на два гребных винта в корме. Трехосная ходовая часть имеет независимую гидропневматическую подвеску колес. Для правильного распределения веса расстояние между осями различается: первая и вторая расположены ближе друг к другу.

Базовое шасси имеет длину 6,9 м, ширину 2,7 м и высоту менее 2,4 м. Боевая масса в конфигурации бронетранспортера – 16,7 т. При установке иного целевого оснащения этот параметр меняется. Все модификации могут перевозиться военно-транспортными самолетами C-130. Максимальная скорость на шоссе достигает 110 км/ч. Имеется возможность пересечения водных преград со скоростью до 8-9 км/ч. Запас хода – 600 км.

Модификации «Гуарани»

Основной модификацией VBTP-MR является бронетранспортер. Такая машина управляется экипажем из двух человек и перевозит девять десантников. Для защиты от взрывов кресла экипажа и десанта крепятся к крыше; пол десантного отделения подвешен вместе с ними. БТР вооружен дистанционно управляемым боевым модулем REMAX с крупнокалиберным пулеметом.

Совместно с компанией Elbit Systems разработана боевая машина пехоты. Она отличается использованием боевого отделения израильской разработки с 30-мм автоматической пушкой Mk 44. Монтаж такого боевого отделения сокращает доступные объемы под десант.

На уровне проектов и технических предложений существуют разведывательная машина с развитой оптикой и 105-мм орудием и самоходный миномет калибра 120 мм. Также предлагаются командно-штабная и связная машины, артиллерийский разведчик, ремонтно-эвакуационная и санитарная модификация. Ранее сообщалось, что некоторые модификации, такие как БРМ или БРЭМ могут строиться и на удлиненном восьмиколесном шасси.

Фактически в проекте VBTP-MR Guarani реализован весь потенциал универсального шасси. Заказчику предлагается целый набор унифицированных бронемашин разного назначения, вполне способный покрыть основную часть потребностей армии и обеспечить известные преимущества. Впрочем, пока в серию пошли далеко не все предложенные модификации.

Семейство в серии

В ноябре 2009 г. Бразилия официально объявила о запуске производства опытной техники; в декабре появился соответствующий контракт. На этом этапе проект Urutu 3 переименовали в Guarani. Первый заказ предусматривал строительство 16 бронетранспортеров для проведения полигонных и войсковых испытаний с поставкой в 2010-11 гг. Параллельно участники проекта должны были подготовить полномасштабное производство новых ББМ.

«Гуарани» первой партии успешно справились с испытаниями, и в августе 2012 г. появился контракт на 86 ед. первой серии. За счет созданного ранее задела этот заказ выполнили к началу 2013 г. Вскоре эту технику распределили между строевыми частями для изучения, освоения и определения оптимальных методик эксплуатации, самостоятельной и в связке с техникой старых типов.

К настоящему времени сухопутные войска Бразилии получили более 500 ед. VBTP-MR в конфигурации БТР и БМП. Не менее 24 ед. поставлено морской пехоте. В общей сложности к 2030 г. бразильская армия планирует закупить 2044 ББМ разных типов семейства Guarani. В 2009 г. стоимость таких закупок оценивалась в 6 млрд долл. США по актуальному курсу.

На международном рынке

Достаточно быстро проект VBTP-MR заинтересовал армии нескольких зарубежных стран. Сообщалось о возможной продаже такой техники Аргентине, Колумбии, Чили и Эквадору. Потенциальные покупатели интересовались трех- и четырехосной версией платформы. Впрочем, до реального контракта дошли только переговоры с Аргентиной. С 2012 г. ей передали несколько десятков новых БТР.

В 2017 г. стало известно о подписании соглашения с Ливаном. В рамках первой партии его армии отправили 10 бронетранспортеров. В дальнейшем не исключались дополнительные заказы на технику разных модификаций.

Не так давно проект Guarani принимал участие в тендере армии Филиппин. В декабре его признали победителем, в результате чего появился новый контракт. Филиппинам поставят 28 ед. БТР общей стоимостью 47 млн долл. США.

Бронемашина Iveco SuperAV

На базе восьмиколесной версии VBTP-MR компания Iveco разработала новую платформу SuperAV с рядом важных изменений. Этот образец предлагался итальянской армии для замены устаревших амфибийных транспортеров. В прошлом году машины SuperAV стали предметом контракта с Корпусом морской пехоты США.

Успех концепции

Бронемашины VBTP-MR строятся крупной серией. Основная масса такой техники идет в армию Бразилии. Она уже получила около четверти необходимых машин, и к концу десятилетия планирует завершить перевооружение. Также Guarani составляет конкуренцию иностранным образцам, побеждает в некоторых тендерах и в ограниченных количествах поставляется за рубеж.

Причины подобных успехов просты и понятны. В основе проекта VBTP-MR лежат хорошо известные и отработанные идеи и решения в области бронетехники. По сути, проект предлагает качественные современные ББМ с достаточно высокими техническими и экономическими характеристиками. Однако в этом отношении «Гуарани» не является уникальной разработкой, из-за чего ей приходится сталкиваться с серьезной конкуренцией.

Перспективы семейства бронетехники VBTP-MR очевидны. Бразилия продолжит заказывать БТР и БМП, а также машины других типов. В итоге это позволит провести планируемое перевооружение, вероятно, даже уложившись в установленные сроки и смету. Также возможно продолжение поставок отдельным зарубежным странам и получение совершенно новых экспортных заказов. Таким образом, программа Urutu-3 / Guarani справляется со своими задачами и может рассматриваться как удачная и успешная.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!