Эстонская компания Milrem Robotics объявила о начале испытаний многоцелевого робототехнического комплекса Type-X

На фото: Опытный образец Type-X на стадии строительства. Совсем недавно эстонская компания Milrem Robotics впервые рассказала о разработке интересного многоцелевого робототехнического комплекса Type-X. В дальнейшем показали строящийся опытный образец, а теперь сообщается о начале заводских ходовых испытаний базовой платформы. В ближайшем будущем следует ожидать новые этапы испытаний, в т.ч. с применением боевого оснащения. О начале испытаний опытного РТК компания-разработчик сообщила 7 января. В официальном пресс-релизе приводились общие сведения о задачах и ходе проекта, основные технические особенности комплекса и т.д. Также был опубликован короткий видеоролик, демонстрирующий основные моменты первых испытаний. На видео запечатлен опытный образец платформы в песочной окраске, не имеющий какого-либо боевого оснащения. Изделие проверялось на заснеженной площадке и на дороге. Показано движение с разной скоростью и выполнение поворотов, в т.ч. на месте. Преодоление препятствий не демонстрировалось. Вероятно, проверки такого рода пока не проводились и остаются делом будущего.

Прототип в иной конфигурации и окраске на испытаниях

Компания-разработчик в своем пресс-релизе отмечает, что РТК Type-X в окончательном облике будет показывать высокую подвижность на бездорожье. Такие характеристики будут обеспечены как особенностями конструкции, так и совершенными средствами и алгоритмами управления. Кроме того, планируется получить выгоды экономического характера.

Опытный образец

Любопытно, что от первого анонса проекта до демонстрации строящегося опытного образца прошло всего два месяца. Уже в июне прошлого года компания Milrem Robotics опубликовала фотографии прототипа на стадии сборки в достаточно высокой степени готовности. Машину показали с бортовыми экранами и без них, а также с боевым модулем.

На тот момент на крыше изделия находился дистанционно управляемый боевой модуль Cockerill Protected Weapons Station Gen. II (CPWS II) с 25-мм автоматической пушкой. Состав прочего оборудования РТК и его соответствие проекту не уточнялись. Снаружи корпуса были видны камеры и другие приборы, тогда как тема внутреннего оснащения осталась без освещения.

Перед нынешними испытаниями прототип платформы претерпел некоторые изменения. С него удалили ДУБМ с оружием, а корпус сменил окраску с зеленой на песочную. По всей видимости, на полигон вывели тот же прототип, что демонстрировался в прошлом году – после минимальных изменений.

В ближайшее время компания Milrem Robotics проведет ходовые испытания в текущей конфигурации, а затем ожидаются проверки с установкой тех или иных ДУБМ. Как скоро завершатся испытания – не уточняется. Компания-разработчик надеется на успешное проведение этих мероприятий и интерес со стороны потенциальных заказчиков.

Технические особенности

Робототехническая платформа Type-X представляет собой автоматизированную гусеничную платформу с возможностью установки различного оснащения. В первую очередь, она рассматривается как база для перспективных боевых машин со ствольным и ракетным вооружением.

Платформа получила броневой корпус с противопульной и противоосколочной защитой. Использована гибридная дизель-электрическая энергоустановка. Дизельный двигатель, генератор и тяговые электромоторы расположены в корме корпуса, в отсеке увеличенной высоты. Носовая часть корпуса отдается под аккумуляторы. Энергоснабжение всех агрегатов осуществляется по единой шине. Свободные объемы в центре используются для размещения целевого оснащения, такого как подбашенная часть ДУБМ.

Для получения высокой подвижности используется ходовая часть с семью опорными катками на индивидуальной подвеске. Разработана резиновая гусеница с развитыми подушками; зацепление ведущего колеса – цевочное. Расчетная максимальная скорость – 80 км/ч.

По периметру корпуса установлены дневные и ночные камеры, обеспечивающие круговой обзор местности. Для слежения за дорогой вместе с камерами используются лидары, установленные в лобовой части машины. Данные со всех подобных средств поступают в вычислительную систему, отвечающую за создание карты местности и выработку команд для движения.

Электронные компоненты платформы спроектированы по блочному принципу. Обеспечена возможность быстрой замены отдельных блоков, что ускоряет ремонт техники, а также упрощает процесс ее модернизации, включая внедрение новых компонентов. Программное обеспечение для электроники выполнено с применением элементов искусственного интеллекта, осуществляющих эффективную обработку поступающих данных.

В зависимости от поставленной задачи, Type-X может двигаться полностью самостоятельно по полностью прописанному маршруту или по заданным точкам. Также предусмотрен полуавтоматический режим дистанционного управления, в котором платформа самостоятельно определяет способы выполнения команд оператора. За счет доводки и совершенствования средств управления планируется обеспечить полноценную работу во всем диапазоне скоростей движения.

Изделие Type-X имеет длину ок. 6 м и высоту 2,2 м. Снаряженная масса платформы – 12 т, грузоподъемность – 3 т. Все это позволяет оснащать платформу разными ДУБМ, в т.ч. с артиллерийским вооружением. При этом, как постоянно отмечается, готовая боевая машина оказывается в разы легче современных бронемашин с экипажем.

Ожидания и вызовы

Компания-разработчик позиционирует платформу Type-X как основу для строительства бронемашин с разными боевыми модулями и, соответственно, с отличающимися боевыми возможностями. По расчетам, возможно применение ДУБМ с пушкой калибром от 25 до 50 мм. Возможно использование ракетных комплексов нескольких типов.

Как считается, РТК будущего семейства Type-X смогут решать задачи разведки и огневой поддержки пехоты, а также вести патрулирование и сопровождать колонны. В зависимости от ситуации, комплекс должен работать самостоятельно или в связке с «пилотируемой» бронетехникой либо пехотой. Бронемашина такого рода должна заинтересовать армии и ожидается, что она имеет все шансы поступить на вооружение.

Впрочем, не все так просто. На данный момент проект Milrem Type-X дошел только до ходовых испытаний опытной платформы. Компании-разработчику предстоит проверить работу всех основных систем, от гибридной энергоустановки до средств управления, а также исправить возможные недостатки конструкции. Как много времени займет такая доводка, неясно, однако очевидно, что перед проектом поставлены самые серьезные цели, и их достижение не будет простым.

Следующий этап проекта – интеграция боевых модулей. Опытную платформу Type-X уже показывали с ДУБМ CPWS II, однако пока не ясно, обеспечено ли полноценное взаимодействие этих изделий. Процесс интеграции и отработки займет некоторое время. То же касается и анонсированных возможностей по установке других современных боевых модулей.

Вариант перспективной бронемашины на платформе Type-X

Ранее утверждалось, что платформа Type-X может использоваться и в невоенных проектах. Рассматривается возможность создания противопожарной модификации или техники для лесного хозяйства. Как и в случае с боевыми машинами, на унифицированном шасси будут ставиться необходимые модули и надстройки – и их интеграция тоже связана с затратами времени и усилий.

Ответственный период

С началом ходовых испытаний в истории проекта Type-X наступает самый ответственный период. В ходе текущих испытаний компании Milrem Robotics предстоит отработать ключевые компоненты и функции робототехнического комплекса, без которых не удастся решить все поставленные задачи. Результатом нынешних работ должна стать многоцелевая гусеничная платформа с полноценной автономной системой управления.

Успешное завершение работ по платформе позволит продолжать развитие проекта и заниматься созданием семейства бронемашин с разными функциями и возможностями. Неудача на текущем этапе может привести к самым печальным последствиям – отсутствие ранее заявленных результатов ударит по репутации Type-X и резко сократит коммерческие перспективы проекта.

По всей видимости, компания-разработчик понимает такие риски, однако сохраняет оптимизм и продолжает работу. Будущие результаты проекта Milrem Type-X пока остаются под вопросом, а текущие успехи показывают, что за его ходом стоит следить. На данный момент Type-X является одним из самых интересных проектов в своей области.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!