В Бундесвер поступил первый модернизированный основной боевой танк Leopard 2A7V.

Для многих любителей военной техники главной новостью прошедшей недели стала торжественная церемония передачи Бундесверу первого модернизированного основного боевого танка Leopard 2A7V. Она, напомним, состоялась 29 октября в Мюнхене. «Танки — это sexy, это квинтэссенция настырного наступательного начала с нагло торчащей длинной пушкой», — заметил как-то журналист и военный обозреватель Павел Фельгенгауэр. Поспорить тяжело. Зато у нас есть целый простор для других дискуссий про бронетехнику и все, что с ней связано. Какой лучший основной боевой танк? Нужно ли переходить на калибр 152 мм? Нужен ли новый облегченный танк по типу Griffin? Как показывает история, ответы на эти вопросы может дать лишь практика, а многие «красивые» теории зачастую заканчиваются ничем. Достаточно вспомнить, что перед Второй мировой многие считали основой бронетанковых сил легкие танки…

Современные немцы, в отличие от немцев тех лет, экспериментировать не любят. По крайне мере, если это касается военной техники. У них, напомним, до сих пор нет ни одного своего или купленного у других стран истребителя пятого поколения. Нет атомных субмарин и, конечно, нет аналога «Арматы». Зато есть проверенный и обожаемый во всем мире Leopard 2.

Что же собой представляет новая версия? Если вкратце, ничего революционного. Однако новейшая электроника, отличная защита и мощное орудие L55/L55A1 (судя по всему, Leopard 2A7V будут использовать обе версии пушки) позволят поставить немецкую машину в число лучше даже в конце 2020-х годов. Добавьте сюда систему программирования MKM, которая позволяет вести огонь фугасными программируемыми выстрелами DM11 и комфортные условия для экипажа и получите, возможно, лучший серийный танк современности.

Франко-немецкое «чудо»

Но тут же всплывает несколько вопросов. Во-первых, рано или поздно технику все равно на что-то придется менять: Leopard 2 как-никак производят с 1979 года. Во-вторых (и это, пожалуй, более важно), Берлин старается подключаться к масштабным военным проектам других, прежде всего, европейских союзников. И прежде всего — французов. В этой связи самым показательным является проект общеевропейского истребителя шестого поколения, известный как Next Generation Fighter или, если удобно, FCAS (это наименование всей программы).

С танками все не так однозначно. На прошлогодней выставке Eurosatory компания KNDS Group — совместное предприятие французской Nexter Defense Systems и немецкой Krauss-Maffei Wegmann — представило программу EMBT (European Main Battle Tank). За грозным названием скрывается странный и загадочный «персонаж». Это ни что иное, как гибрид не очень популярного в мире французского Leclerc и немецкого Leopard 2. От германского танка взяли корпус, шасси, двигатель и трансмиссию. От Leclerc — башню с орудием, системой управления огнем, автоматом заряжания и другим оборудованием.

Логика такая: шасси немецкого танка славится своей надежностью, а Leclerc — тем, что у него есть автомат заряжания. Стоит ли говорить, что такой «оригинальный» подход понравился не всем. «Нельзя так просто механически скрестить два танка немножко разных концепций» — заявил по этому поводу военный эксперт Виктор Мураховский.

Сложно не согласиться. Затея довольно не дешевая, а реальных концептуальных преимуществ тут почти нет. Автомат заряжания — это, конечно, хорошо. Но ручное заряжание никогда не было проблемой для немцев, и они могли обеспечить высокий темп стрельбы. А вот будет ли французский автомат работать надежно и «как надо» — сказать сложно.

Большой калибр

Следующее направление развития европейского танка выглядит более естественным. Это увеличение калибра главного орудия. В январе этого на конференции International Armoured Vehicles 2019 объявили, что французский оборонный гигант Nexter тестирует модифицированный «Леклерк», вооруженный 140-миллиметровой пушкой. Уже тогда модернизированный таким путем Leclerc сделал более 200 успешных выстрелов. При этом в Nexter утверждают, что новая пушка на 70 процентов эффективнее, чем западные 120-миллиметровые танковые орудия.

Кстати, невольно вспоминается советский «Объект 195» с лафетной компоновкой, который хотели вооружить 152-мм орудием 2А83. А также слухи о возможной установке пушки такого калибра на танк Т-14. Сейчас в свете финансовых и технических проблем российского ВПК все это явно не стоит на повестке дня. Максимум на что можно рассчитывать — мелкосерийный выпуск Т-14 и других образцов на базе «Арматы». В качестве основы же бронетанковых войск РФ, напомним, выбрали Т-72Б3.

Новое поколение

Самое важное: проект оснащения танка Leclerc 140-миллиметровой пушкой возник не на пустом месте. Это часть более масштабной программы Main Ground Combat System, или MGCS, призванной дать Европе принципиально новый танк. Который не будет модернизированной версией «Леклерка» или «Леопарда» и сможет дать странам ЕС концептуальное преимущество в бою.

Что же такое MGCS, в широком смысле? Еще в начале 2016 года объединенное французско-немецкое предприятие KNDS представило первые сведения. Согласно первым сведеньям, речь идет о танке так называемой классической компоновки: он станет воплощением многолетнего опыта европейских танкостроителей.

Однако все не так просто. Первым серьезным камнем преткновения стал выбор орудия. Недавно Die Welt в своем материале «„Mehr Feuerkraft und Ladeautomatik“ – Wettstreit um die Superkanone» писала, что вокруг главного калибра разгорелся нешуточный спор. В то время как немецкая Rheinmetall предлагает 130-мм пушку, французские партнеры хотят упомянутый выше калибр — 140-мм. Немцы делают акцент на конкурентных преимуществах своего орудия, в частности, возможности его установки на «Леопард» и «Абрамс». При этом Rheinmetall заявляет о повышении огневой мощи на 50% за счет увеличения калибра. Впервые, напомним, «Райнметалл» показал новую пушку в 2016 году: с тех пор его уверенность в своей правоте только укрепилась. Согласно представленным данным, в ходе проведения испытаний орудие на дальности в 1000 метров уложило все десять выстрелов в лист формата А4.

При этом, конечно, французская 140-мм пушка потенциально мощней и «революционней». С другой стороны, в случае ее выбора масса боеприпасов будет выше, а нагрузка на ствол орудия и его износ возрастут. Так что здесь выбор орудия для европейского танка — вопрос дискуссионный. Равно как и оснащение Т-14 новой пушкой калибра 152-мм.

Что в конечном итоге? Новый танк, как и истребитель шестого поколения, европейцы хотят получить в 2030-х. Это вполне реальные сроки, за которые можно создать принципиально новую машину и довести ее «до ума». Если же посмотреть шире, то судьба MGCS напрямую зависит от России. Ведь как новый танк, так и Next Generation Fighter стали в широком смысле ответом на присоединение Россией Крыма и боевые действия на Донбассе. Все это дало гигантский стимул как американскому, так и европейскому ВПК. А главное — деньги, которые можно направить на реализацию новых программ.

Автор: Илья Легат
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!