Государственная поддержка машиностроительных предприятий горнопромышленного комплекса составит 2,6 млрд. рублей

Картинки по запросу тяжелого машиностроенияВ Москве состоялся третий Национальный горнопромышленный форум. В пленарной сессии-дискуссии на тему «Четвертая технологическая революция: стратегии и перспективы промышленного партнерства в минерально-сырьевой сфере» принял участие замглавы Минпромторга России Василий Осьмаков. Участниками форума стали около 300 представителей горнопромышленного бизнеса, образования, науки, руководителей федеральных и региональных органов власти. В рамках мероприятия, организованного в здании Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, были представлены также выставочные экспозиции российских компаний, научно-исследовательских и проектных организаций, работающих в горнопромышленном комплексе.

Картинки по запросу тяжелого машиностроения

На форуме обсуждались ключевые направления развития отечественного горного комплекса, вопросы привлечения инвестиций и совершенствования отраслевого законодательства, стимулирующие механизмы для эффективного использования техногенных месторождений и реализации проектов переработки минерального сырья.

Василий Осьмаков рассказал в своем выступлении о реализации комплекса мер государственной поддержки отечественного тяжелого машиностроения, в том числе предприятий горнопромышленного сектора.

Замминистра отметил, что в настоящее время министерство актуализирует Стратегию развития тяжелого машиностроения до 2030 года, главная цель которой – обеспечение технологического суверенитета отрасли, увеличение доли российских производителей на внутреннем и внешних рынках. После согласования с коллегами из других ведомств, при участии отраслевых ассоциаций и предприятий, документ будет отправлен на утверждение в Правительство Российской Федерации.

Картинки по запросу тяжелого машиностроения

Кроме того, Минпромторг России разработал и планирует утвердить еще до конца текущего года Стратегию развития экспорта продукции тяжелого машиностроения.

По итогам 2016-2017 годов общий объем господдержки машиностроительных предприятий горнопромышленного комплекса превысит 2,6 млрд. рублей. Приоритет отдается в первую очередь тем проектам, которые ориентированы на импортозамещение, развитие международной кооперации, разработку и вывод на рынок нового конкурентоспособного отечественного оборудования. Ключевые инструменты поддержки отрасли – субсидии на проведение НИОКР, производство и реализацию пилотных партий продукции, льготные займы Фонда развития промышленности, проинформировал участников форума Василий Осьмаков.

Только в рамках субсидирования реализации пилотных партий средств производства объем поддержки в 2017 году машиностроителей в горном сегменте составляет 789 млн. рублей. Василий Осьмаков пригласил компании горнопромышленного комплекса принять участие в новом, пятом отборе заявок на предоставление субсидий, который пройдет с 10 по 15 ноября 2017 года.

Замминистра добавил, что в настоящий момент идет доработка проектного предложения по развитию производства промышленного оборудования для перехода на принципы наилучших доступных технологий (НДТ).

Главная цель проекта – создание условий для развития собственной базы поставщиков оборудования и технологий, соответствующих принципам НДТ. Это позволит снизить в ближайшие годы долю импорта в отраслях инновационного машиностроения с 55% до 49%, сказал Василий Осьмаков.

Все актуальные инструменты государственной поддержки будут представлены участникам рынка и в апреле будущего года в рамках проведения первой отечественной выставки «ГорпромЭкспо-2018». Организаторами мероприятия, посвященного передовым достижениям в российской и мировой горной промышленности, выступят Минпромторг и некоммерческое партнерство «Горнопромышленники России».

Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года

Сырьевые отрасли (нефтегазовый комплекс, металлургия и горнодобывающий комплекс) обеспечивают свыше 80% поступлений в бюджет Российской Федерации, и примерно столько же занимают в структуре экспорта. Функционирование сырьевых отраслей в значительной мере зависит от тяжелого оборудования, а затраты на приобретение, обслуживание и эксплуатацию тяжелого оборудования занимают около трети всех затрат сырьевых отраслей.

Картинки по запросу тяжелого машиностроения

Учитывая это, в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 24 июля 2008 г. № ВП- П9-13пр, пункт 8) по заказу Минпромторга России Институтом проблем естественных монополий была разработана «Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года». Утверждена приказом Минпромторга России № 1150 «Об утверждении Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года » от 9 декабря 2010 г.

Описание работы

В рамках работы над Стратегией были проведены: анализ финансового состояния отрасли, анализ инвестиционной активности в отрасли и затрат на НИОКР. Были оценены текущее состояние и конкурентоспособность российского тяжелого машиностроения, составлены прогнозы экспорта и импорта продукции отрасли. Были определены и проанализированы основные проблемы тяжелого машиностроения, и сделан акцент на территориальное размещение предприятий входящих в отрасль.

Стратегия была согласована по основным параметрам (в т.ч. по производству основной номенклатуры машин и оборудования) с утвержденными стратегиями развития отраслей-потребителей продукции тяжелого машиностроения: «Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года», «Энергетической стратегией России на период до 2030 года» и др.

Результаты работы

В результате работы над Стратегией экспертами ИПЕМ были выработаны 3 сценария развития отрасли, проведена оценка социально-экономического эффекта от ее осуществления, разработан План мероприятий по ее реализации, выработаны рекомендации по дальнейшему развитию отрасли.

Первый, инерционный сценарий, не предполагает каких либо специальных действий со стороны государства. Для тяжелого машиностроения этот вариант развития означает довольно быстрое наступление коллапса, потерю внутреннего рынка, утрату технологического и кадрового потенциала.

Второй, инновационный сценарий, подразумевает непрерывную поддержку производителей и стимуляцию спроса на российском рынке со стороны государства, проведение мероприятий по поддержке НИОКР, модернизацию производственных мощностей, стимулирование иностранных производителей к передаче технологий в области тяжелого машиностроения, осуществление мер по повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Но и инновационный сценарий не является единственно верным, поскольку избыточное инвестирование в разработки не оставляет ресурсов для нормального осуществления дальнейшего жизненного цикла инноваций – тиражирование нового продукта, генерацию и распределение прибыли от инноваций.

Похожее изображение

Третьим, целевым, является сценарий с ограниченной поддержкой инноваций на первом этапе ее реализации, который продлится до 2015 года, и с последующим инерционным развитием отрасли до 2020 года на базе созданного инновационного задела. Согласно данному сценарию на втором этапе стратегии подразумевается только реализация общих поддерживающих мер – совершенствование различных институтов развития, таможенно-тарифное регулирование и т.д. Для обеспечения данного сценария разработан План мероприятий по реализации Стратегии.

Целью Стратегии является сохранение и развитие российского тяжелого машиностроения. Для достижения этой цели необходимо повышение конкурентоспособности отрасли путем реализации временных антикризисных мер поддержки, таможенная защита внутреннего рынка на период технического перевооружения, направленного на восстановление ценовой конкурентоспособности российских предприятий тяжелого машиностроения, стимулирование процессов модернизации производства, отраслевых НИОКР и/или приобретения ключевых «ноу-хау» для разработки и освоения производства новых современных образов продукции.

Целевые показатели указанных действий – снижение производственных издержек, сокращение сроков изготовления продукции и повышение ее качества. Все это позволит не только укрепить позиции российских предприятий на внутреннем рынке, но и значительно расширить их присутствие на внешних рынках.

Полный текст «Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года» (pdf)

Картинки по запросу тяжелого машиностроения

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!