Lockheed C-5 Galaxy: воздушный грузовик-долгожитель ВВС США

Картинки по запросу Lockheed C-5 GalaxyСтратегический военно-транспортный самолет Lockheed C-5 Galaxy в настоящее время является самым крупным самолетом ВВС США в своем классе. До 1982 года (до момента создания Ан-124 «Руслан») он оставался крупнейшим серийным грузовым самолетом в мире. Самолет уже можно отнести к долгожителям: с момента его первого полета прошло почти полвека. На декабрь 2015 года в составе ВВС США находилось 57 военно-транспортных самолетов данного типа. К 2017 году по планам должно остаться 52 самолета, все в модификации C-5M Super Galaxy (получают новые двигатели и авионику).


Самый большой самолет ВВС США

К разработке последней на сегодняшний день версии самолета, С-5М Super Galaxy, компания Lockheed Martin приступила еще в 2004 году. Летные испытания первого образца начались в 2006 году (первый полет — 19 июня). Как и у его предшественников, предназначение самолета осталось неизменным: стратегические грузовые перевозки между удаленными театрами военных действий. Их конек — это межконтинентальные перевозки.

Самолеты могут использоваться для посадочного и парашютного десантирования войск, боевой техники и грузов, а также для эвакуации пострадавших и раненых. Как отмечается на сайте компании-производителя, самолет С-5М Super Galaxy в состоянии преодолеть по воздуху 5250 морских миль (9723 км) с грузом 120 000 фунтов (более 54 тонн) на борту. Его предшественники с тем же весом могли преодолеть лишь 4350 миль (8056 км).

Lockheed C-5 Galaxy. Самый крупный военно-транспортный самолёт ВВС США в цифрах и фактах

По заверениям Lockheed Martin, после модернизации надежность самолета выросла на 90%, а грузоподъемность — на 20%. Всего в рамках программы модернизации в самолет было внесено боле 70 усовершенствований и изменений. Роста максимальной грузоподъемности самолета удалось достичь за счет усиления фюзеляжа, а также обновления силовой установки. Двигатели TF39-GE-1C были заменены на более современные, надежные и экономичные CF6-80C2 (F108-GE-100) компании General Electric. В буклетах компании Lockheed Martin отмечается, что двигатели обеспечили 22% рост тяги, 58% рост скороподъемности, а экономия топлива по сравнению с прежними версиями составила 10%.

Lockheed C-5 Galaxy. Самый крупный военно-транспортный самолёт ВВС США в цифрах и фактах

Этими же ТРДД (установленными вместо отечественных Д-18) для более экономичных авиационных перевозок в интересах НАТО предлагалось в свое время оснастить и самолеты «Руслан». Однако проект так и не был реализован. При этом в средствах массовой информации эта тема поднималась много лет. В итоге все сошлись во мнении, что американцы просто побоялись ставить на российские самолеты свой двигатель, боясь копирования. Поэтому они заломили за них неадекватную цену. В конечном итоге NATO вынуждено было за свой счет оплачивать «аппетиты» отечественного двигателя Д-18, а Европа, стиснув зубы (а также заткнув уши и нос), терпела пресловутые «шумность и неэкологичность» данного авиационного мотора.

Картинки по запросу сравнение c5 galaxy и antonov 124

Самолет С-5М Super Galaxy обладает внушительными размерами. Его длина составляет 75,53 метра, высота — 19,84 метра, размах крыла — 67,91 метра. Первый полет братьев Райт, который состоялся 17 декабря 1903 года, и считается отправной точкой в истории авиации, по преодоленному расстоянию был короче длины самолета «Галактика» (в первом полете Орвилл Райт преодолел по воздуху всего 36,5 метров). Размеры грузовой кабины гиганта: длина — 36,88 метра, диаметр — 5,79 метра. Этого хватило бы, чтобы разместить внутри 8 дорожек для игры в боулинг, а также для того, чтобы принять на борту экипаж всех трех судов экспедиции Колумба (около 100 человек). Масштаб летательного аппарата подчеркивает и тот факт, что в фюзеляже, крыле и оперении военно-транспортного самолета содержится 1 654 800 крепежных деталей и элементов.

Lockheed C-5 Galaxy. Самый крупный военно-транспортный самолёт ВВС США в цифрах и фактах

Чтобы лучше оценить размеры самолета, можно привести сравнение с другим очень распространенным американским военным транспортником — Lockheed C-130 Hercules. Модификации самолета C-130E/H/J имеют длину — 29,57 метра. Это достаточно большие грузовые самолеты. При этом фюзеляж «Геркулеса» легко помещается внутри Lockheed C-5 Galaxy.

Lockheed C-5 Galaxy. Самый крупный военно-транспортный самолёт ВВС США в цифрах и фактах

Максимальная полезная нагрузка самолета C-5M Super Galaxy составляет 129 274 кг. Чтобы более наглядно представить себе эту величину, можно отметить, что это примерно соответствует массе 150 знаменитых легковых автомобилей Volkswagen Beetle (Фольксваген Жук). Если говорить о боевой технике, то самолет может перевезти по воздуху два основных боевых танка M1 «Абрамс». Самолет может взять на борт 363 полностью экипированных бойца, десять ББМ LAV-25, шесть вертолетов Black Hawk или два герметизированных контейнера с межконтинентальными баллистическими ракетами Minuteman. Один только вес крыльев самолета C-5 составляет более 36 тонн, что сопоставимо с весом военно-транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules (за вычетом веса двигателей).

Lockheed C-5 Galaxy. Самый крупный военно-транспортный самолёт ВВС США в цифрах и фактах

Помимо военных грузов, самолет может перевозить гуманитарную помощь нуждающимся. Самолет может взять на борт 3934 бушеля пшеницы — это больше 107 тонн. Также за один раз C-5M Super Galaxy в состоянии перевезти по воздуху более 328 миллионов таблеток аспирина, этого хватило бы, чтобы успокоить головные боли населения достаточно густонаселенной страны. По одной таблетке получил бы каждый житель США. Максимальный запас топлива военно-транспортного самолета C-5M — 150 189 кг. Это сопоставимо с пятью полными железнодорожными цистернами.

На самолете используется трехопорное шасси. Носовая стойка четырехколесная, четыре основных тележки (по две с каждой стороны) — шестиколесные. Шасси убирается в фюзеляжные ниши. Передняя стойка назад по потоку, основные стойки шасси с поворотом на 90 градусов. Всего шасси состоит из 28 колес, масса одной шины такого колеса составляет 4214 фунтов или более 1911 кг.

Lockheed C-5 Galaxy. Самый крупный военно-транспортный самолёт ВВС США в цифрах и фактах

За все время эксплуатации было потеряно 6 самолетов C-5 Galaxy. При этом три из них сгорели на земле: два в 1970 (в том числе первый построенный экземпляр) и еще один в 1974 году. Еще два самолета разбились, один 29 августа 1990 года во время взлета (13 погибших), другой при вынужденной посадке 3 апреля 2006 года (обошлось без жертв). Самая страшная катастрофа с участием данного военно-транспортного самолета произошла 4 апреля 1975 года. Разбился самолет, который был задействован в операции Babylift, основной целью операции была эвакуация беспризорных детей из Южного Вьетнама в другие страны в последние дни вьетнамской войны.

Lockheed C-5 Galaxy. Самый крупный военно-транспортный самолёт ВВС США в цифрах и фактах

Во время полета C-5 Galaxy испытал взрывную разгерметизацию салона, после чего повернул назад, но не сумел долететь до аэродрома. В итоге самолет совершил аварийную посадку на рисовом поле в Сайгоне. Из 328 человек, которые находились на борту самолета, погибло 172 человека (в основном дети).

Lockheed C-5 Galaxy. Самый крупный военно-транспортный самолёт ВВС США в цифрах и фактах

4 апреля 2016 года ресурс dailyrepublic.com сообщил о том, что американский стратегический военно-транспортный самолет C-5M Super Galaxy из состава 22-го авиатранспортного крыла ВВС США стал рекордсменом мировой авиации по числу высших мировых достижений. Самолет выполнил свой 45-й рекордный полет, он взлетел с базы ВВС Тревис, расположенной в штате Калифорния, с грузом 120 тонн и достиг высоты горизонтального полета 9 000 метров.

Lockheed C-5 Galaxy. Самый крупный военно-транспортный самолёт ВВС США в цифрах и фактах

При этом не стоит забывать, что C-5M Super Galaxy сегодня лишь третий по грузоподъемности военно-транспортный самолет в мире, который уступает созданным еще в СССР гигантам: Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия».

И если последний относится к настоящей авиационной экзотике (существует всего лишь один летающий экземпляр), то «Руслан» — настоящий самолет-трудяга и визитная карточка отечественной авиации. Самолеты Ан-124 активно эксплуатируются в России, в том числе в составе ВВС нашей страны.

Автор: Юферев Сергей

Lockheed C-5 Galaxy. Самый крупный военно-транспортный самолёт ВВС США в цифрах и фактах

 

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!