На фото: КАЗ Trophy от Rafael был проверен в бою на израильских танках Merkava. Хотя комплексы (системы) активной защиты возможно на сегодняшний день представляют собой не вполне зрелое решение, но они являются одним из путей, обеспечивающих безопасность личного состава в боевых действиях. Проведем обзор самых последних технологических достижений на этом рынке и изделий, определяющих в настоящее время тенденции. Комплексы активной защиты (КАЗ) предназначены для защиты бронированных машин от противотанковых управляемых боеприпасов и ракет на ближней дистанции за счет разрушения снаряда до того, как он ударит по машине.
Учитывая все требования, невероятно трудно разработать полностью совершенный КАЗ. Сенсоры должны определить пуск, оценить ударит ли боеприпас в машину, классифицировать его и запустить средство перехвата в очень короткий промежуток времени, зачастую менее секунды. Впрочем, КАЗ представляет собой лучшую защиту по сравнению с пассивными системами, например ложными целями, или даже простым добавлением брони на машину.
Попытки разработки КАЗ продолжаются уже довольно длительное время. В более ранних работах, в российской системе Дрозд и немецкой системе AWiSS от Diehl, для нейтрализации атакующих угроз использовались защитные заряды с готовыми поражающими элементами. Израильская компания Rafael, однако, разработала альтернативу – семейство систем, которые стреляют по цели снарядоформирующими зарядами в узком секторе.
Лидер
По словам представителя компании Rafael, система Trophy является единственным технологически зрелым КАЗ, который был установлен на танках Merkava Mk 4 и использовался в операциях израильской армии.
За последние несколько лет были попытки разработать и другие системы, но в серию они так и не пошли. В 2005 году КАЗ Close-in Countermeasures от компании BAE достиг уровня технологической готовности 6 (экспериментальный образец) и нейтрализовал гранату из РПГ-7, но не изготавливался с 2009 года. Также не пошел в производство комплекс AWiSS от Diehl.
Компания Saab провела испытания своей наземной электронной системы защиты Land Electronic Defence System на машине Mowag в 2007 году. Позднее она была установлена на Piranha 8×8, но на сегодня нет никаких сведений о ее применении.
Во Франции компании TDA и Thales разработали КАЗ SHARK, и хотя он достиг уровня технологической готовности 8 в 2008 году (испытания опытных образцов) и существовали планы по интеграции этой системы на бронетранспортер VAB 4×4 и другие крупные машины, но опять на данный момент о нем нет никакой информации. Несмотря на сотрудничество с Южной Кореей комплекс Арена, разработанный российской компанией КБМ, до сих пор находится в разработке.
Компания Airbus Defence and Space получила контракт на свою многофункциональную систему самозащиты Multi-functional Self-Protection System (MUSS) для установки на новые БМП Puma немецкой армии, но она пока еще не имеет активного компонента, (только ложные цели), хотя имеются планы по его разработке.
В КАЗ Trophy от Rafael используются так называемые «энергетические лезвия» для защиты от атакующих боеприпасов
Tactical RPG Airbag Protection System от американской компании Textron, в которой используются воздушные подушки для нейтрализации подлетающих гранат, финансировалась и испытывалась в 2005-2009 годах; но с тех пор вся деятельность была фактически свернута и производство ее так и не началось. Представитель компании General Dynamics Ordnance and Tactical Systems по поводу КАЗ ShotScreen сказал, что «в настоящее время мы не ведем по нему работы в связи с отсутствием потребности со стороны американской армии».
Повышенные требования
Впрочем, в компании Rafael считают, что, несмотря на отсутствие интереса, потребность в КАЗ будет увеличиваться в связи с распространением более продвинутых противотанковых управляемых боеприпасов, РПГ и других бронебойных ракет. Кроме того, в будущем угроза будет исходить от тандемных боеголовок, а также унитарных боевых частей как у РПГ-7.
«Вы можете купить РПГ-7 за 80 долларов где-нибудь на задворках в Пакистане, все прекрасно осведомлены об этих местах, – сообщил представитель компании. – Если посмотреть что происходит в Африке, то вы увидите там тандемные боевые части, безоткатные винтовки. Унитарные боеголовки там до сих пор также широко применяются».
Он заметил, что распространение подобного вооружения увеличивается до опасных уровней и что во время французской военной операции «Сервал» в Мали и в миссии ООН MINUSMA войска столкнулись с ракетами Sagem.
«Это как наркотики. Никто не знает, как ракеты Корнет попадают из Ливии в Сирию, или китайские ракеты HJ-8 попадают в Сирию, всё это провозится изощренными контрабандными способами. Удивительно, эти ребята приобретают опыт, и они используют его не просто против войск Асада, но и любых других парней, которые им не нравятся».
По словам представителя компании Rafael, КАЗ Trophy предназначен скорее для следующих конфликтов, а не для участия в последней войне. Это означает создание способов борьбы со «сложными угрозами», например тандемными боеголовками, а не унитарными боевыми частями, на борьбе с которыми до сих пор сосредоточены другие компании.
В системе Trophy Heavy Vehicle (HV), разработанной для израильской армии, используется средство противодействия, которое может разрушить атакующий боеприпас без его подрыва.
«Мы говорим об очень небольших неаэродинамических компонентах в очень ограниченном количестве, которые выпускаются в очень фокусированной форме в направлении особой точки в боеголовке с целью разрушения угрозы без ее инициирования», – добавил официальный представитель.
Поскольку в системе не используются взрывчатые вещества, на ближних дистанциях она становится безопаснее. Сама машина не подвергается ударному воздействию и не повреждается, кроме того, косвенный ущерб для спешенной пехоты и гражданских лиц минимален. Это особенно подходит для боевых действий в городском пространстве.
Еще преимущества
КАЗ Trophy уже установлен и развернут в составе целой бригадой израильской армии и армия продолжает закупать эту систему. На данный момент во время боевых действий было несколько случаев, когда комплекс спасал жизни солдат. Rafael не желает стоять на месте, как очевидный лидер на рынке она хочет развивать систему и далее.
«Нам необходимо прямо сейчас перевести КАЗ на следующий уровень, все говорят об интересных видеокадрах взрывов и может ли КАЗ поразить что-нибудь», – сказал представитель, добавив, что это был просто базовый уровень, которого другие компании пытаются достичь в небоевом пространстве. «Чем мы сейчас занимаемся, так это связываем Trophy с системой управления боем (БИУС). Это позволяет сделать большой шаг вперед».
На поле боя в бронированных машинах экипажи зачастую не видят угрозы, которую создают вражеские противотанковые группы. Следовательно, если КАЗ Trophy автоматически соединяется с БИУС, он может определить местонахождение стрелка.
«Фактор, резко меняющий правила игры, состоит в том, что если все военное формирование завязано в сеть, тогда все машины могут видеть друг друга и в случае атаки на одну машину противотанковой группой все подразделение может увидеть точное местоположение стрелка и прицелиться незамедлительно, повернуть вооружение и нейтрализовать стреляющего», – сказал он.
Смена оборонительной концепции КАЗ на наступательную позволит улучшить защиту, поскольку если все противотанковые группы будут знать, что их могут уничтожить ответным огнем в течение нескольких секунд, то они будут куда сдержанней.
Выбор источника
Компания General Dynamics Land Systems (GDLS) в 2012 году открыла международный конкурс для того, чтобы проверить работоспособность КАЗ на своих машинах и выбрала для испытаний LAV-III. Эта платформа была выбрана в связи с тем, что интеграция КАЗ здесь весьма затруднена из-за потенциальных помех с 25-мм пушкой.
Процесс выбора подрядчика для конкурса, разработанного GDLS, был идентичен процессу, используемому американским правительством для ускорения процесса разработки в случае, если будет принято решение о начале официальной программы. В 2012 году этот процесс под руководством компании GDLS занял шесть месяцев и, в конечном итоге, в августе была выбрана Rafael, которая займется интеграцией КАЗ Trophy на машину LAV-III.
«Вся интеграция механики, разработка были проведены компанией GDLS – Canada, она заняла менее шести месяцев, – сообщил представитель Rafael. – Менее чем за полгода мы подготовились к проведению полной программы испытаний на новой платформе. Комплексные системные испытания были проведены летом и осенью 2013 года и в октябре 2013 года мы успешно завершили эту программу.
«В рамках этой программы компания GDLS показала своим клиентам, что КАЗ, интегрированный на ее платформу, может подсоединяться к БИУС. Это была новая БИУС и Rafael не знала о ней ничего; и вновь интеграция оказалась успешной менее чем за шесть месяцев.
В устанавливаемом на крыше КАЗ Trophy LV от Rafael используется радар для обнаружения целей
Вариант Trophy LV от Rafael обеспечивает защиту машин легкой категории по массе
«Итак, была продемонстрирована возможность соединения с БИУС, затем было продемонстрировано поражение унитарных боеголовок на ближних дистанциях, тандемных угроз, ПТУРов. Были показаны сценарии в движении, сценарии множественных атак, последовательные атаки (несколько с одной стороны) под разными углами. Испытания проводились не только для показа «эффектной» картинки взрывов, но также для проверки других элементов – косвенного ущерба, безопасности, остаточного пробивания, ударного воздействия и так далее».
Легкое касание
Кроме интеграции с БИУС, следующим шагом для КАЗ стала разработка решений для легких тактических автомобилей и БТРов. Более легкие машины, как правило, не подвергаются тем же угрозам, каким подвергаются тяжелые бронированные машины, например ОБТ и БМП. Следовательно, может быть установлен «младший брат» КАЗ касательно массы, стоимости и характеристик.
В результате полученного опыта компания Rafael разработала вариант КАЗ Trophy HV для легких машин, получивший обозначение Trophy Light Tactical Vehicles (LV).
«Мы сразу поставили перед собой цель – разработать систему, которая должна защищать от релевантных угроз – всего семейства РПГ. Это ведь не только унитарные боеголовки, основная цель – борьба с тандемными боеголовкам. Система должна быть релевантной для городских сценариев ближнего боя и конфликтов низкой интенсивности. Она должна быть легкой, чтобы интегрироваться на различные платформы, и конечно недорогой».
Rafael доработала эту технологию и в декабре 2013 года завершила комплекс испытаний одиночной системы, установленной на багажнике на крыше автомобиля. Система отстреливает вниз так называемое «энергетическое лезвие», воздействующее на подлетающий боеприпас.
«Энергетическое лезвие – это некий материал, выпускаемый на высокой скорости за счет минимального количества взрывчатого вещества, который позволяет разрезать угрозу без ее инициирования», – продолжил далее представитель компании.
В испытаниях, проводимых министерством обороны в 2011 году, участвовало в общей сложности семь компаний, и компания Rafael была одной из них. Впрочем, в докладе Конгрессу говорится, что технология КАЗ еще недостаточно зрела с технологической точки зрения, несмотря на все продемонстрированные возможности Trophy.
Одним из претендентов в этих испытаниях была компания Artis со своей системой Iron Curtain. Представитель компании сообщил, что разработчик показал себя в этих испытаниях очень хорошо и был отобран для установки на тактический автомобиль. «И опять же основываясь на убедительных результатах испытаний, Artis со своим КАЗ была выбрана компанией BAE для установки на новую машину Ground Combat Vehicle [GCV]».
Как и система Trophy LV, КАЗ Iron Curtain крепится на крыше. В нем используется радар для обнаружения угроз и оптические датчики, которые классифицируют и выбирают целевую точку встречи. Затем из контейнера отстреливаются поражающие элементы с целью нейтрализации атакующей угрозы.
Комплекс Iron curtain от компании Artis имеет в своем составе оптические сенсоры, которые классифицируют и выбирают целевую точку, и контейнеры, содержащие поражающие элементы, которые выпускаются с целью разрушения подлетающего боеприпаса
Artis совместно с DARPA также продолжает разработку своего комплекса Iron Curtain с тем, чтобы его можно было установить на любую машину. Представитель компании также сообщил, что во время натурных испытаний в 2012 и 2013 годах комплекс был установлен на корпус машины, но не стал озвучивать результаты этих испытаний. Iron Curtain также был предложен в качестве КАЗ для танков Т-90 индийской армии.
Модульный подход
Еще одна американская программа, которая наращивает обороты, и вполне может дойти до производства, ведется Научно-исследовательским бронетанковым центром TARDEC, который специально создал в своей структуре отдел по модульному КАЗ.
Компания Raytheon работала в свое время по теме КАЗ QuickKill для перспективной машины GCV, но с момента отмены темы в начале 2014 года она трансформировалась в технологическую программу под руководством TARDEC.
Система состоит из радиолокационной станции обнаружения и слежения, системы управления огнем для оценки, отслеживания и принятия решения, и мер непосредственного поражения. QuickKill базируется на многофункциональном радаре с активной антенной решеткой с электронным сканированием, который уже достиг уровня заводских испытаний и который первоначально был разработан для системы предупреждения о ракетных и минометных атаках на передовых базах. Компонент противодействия представляет собой систему вертикального запуска.
По данным Raytheon, компания работает с американской армией с целью выполнения требований, предъявляемых к комплексу активной защиты, «в текущих бюджетных рамках». Представитель компании рассказал о недавних изменениях в требованиях к КАЗ. «Необходимость улучшения живучести и подвижности при одновременном повышении гибкости касательно типа транспортного средства и оперативных задач заставила нас изменить модель разработки. Комплексное решение уступило место системе, состоящей из модульных компонентов, которые позволяют обеспечить централизованную ситуационную осведомленность и получить различные варианты защиты транспортного средства».
/Alex Alexeev, topwar.ru/