Российский среднемагистральный лайнер МС-21 совершил первый полет. Видео.

Картинки по запросу мс-21 историяПервый полёт новейшего российского авиалайнера MC-21 состоялся. Накануне первый лётный экземпляр, собранный на Иркутском авиационном заводе, получил разрешение на лётную эксплуатацию. При этом заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин отметил, что полёт должен состояться «до конца весны». Не поспоришь – всё произошло именно так. После прохождения так называемого методического совещания российский МС-21-300 поднялся в воздух. Сотрудники Иркутского авиазавода опасались, что может подвести погода, и полёт придётся откладывать.

МС-21. Первый полёт

Однако метеоусловия для осуществления первого эксплуатационного полёта выдались подходящими.

Кадры полёта МС-21-300 на канале YouTube Алексея Гончарова

Mihail Nixon (YouTube)

Кадры с заходящим на посадку самолётом из YouTube:

Перед своим первым лётным испытанием новейший российский авиалайнер выполнил “упражнения” по рулёжке и пробежке в лётно-испытательном подразделении Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут». Пресс-служба предприятия сообщила, что в рамках подготовки к первому полёта проведена проверка всех систем самолёта, отработаны запуски маршевой и вспомогательной силовой установок.

Использованы фотографии: Таня Костылева (Иркутский авиазавод)

Справка:

История «проекта МС-21», который называют будущим отечественной гражданской авиации, началась в 2002 году, когда в рамках реализации федеральной программы развития гражданской авиации на период до 2015 года «Росавиакосмосом» был объявлен тендер на проект среднемагистрального самолёта.

На тендер были представлены три проект: Ил-214 (ОКБ Ильюшина), Ту-234 (ОКБ Туполева) и МС-21 (Совместный проект ОАО «Иркут» и ОКБ Яковлева). В основе проекта МС-21 лежала модель самолета Як-242, разработанная в ОКБ Яковлева еще в 1993 году, и представлявшая собой глубоко модернизированную модель самолета Як-42, эксплуатация которого началась еще в 1980 году.

Нужно заметить, что модель Як-42 была последним реализованным проектом гражданского самолета ОКБ Яковлева, и к моменту тендера, в отличие от своих конкурентов, «фирма Яковлева» имела 20-летнюю «творческую паузу».

Тем не менее, победителем тендера и обладателем 150 миллионов долларов из госбюджета стал именно проект МС-21.

В последующие годы в МС-21 были внесены существенные изменения — к ним приложило руку ОКБ Ильюшина, которое, однако, затем покинуло проект.

У стенда корпорации Иркут, представленной в российской экспозиции, на Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. 2009 год
У стенда корпорации «Иркут», представленной в российской экспозиции, на Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. 2009 год. Фото: РИА Новости / Игорь Зарембо

Большие планы

Самолет МС-21 (Магистральный самолет 21-го века), по задумке разработчиков, должен заменить устаревшие советские модели, в первую очередь, Ту-154, а также потеснить зарубежные А-320 и «Боинг-737». МС-21 в различных модификациях вместе с еще одной новинкой отечественного авиапрома — лайнером «СухойСуперджет-100» в перспективе должен составить до 80 процентов всего парка самолетов гражданской авиации России.

МС-21 позиционируется как самолет, превосходящий зарубежных конкурентов в категории ближнее-среднемагистральных самолетов по большинству основных показателей. Единственный минус заключается в том, что конкуренты находятся в эксплуатации полтора — два десятилетия, а детище отечественного авиапрома никак не может сделать решительный шаг с эскизов в реальность.

Во многом это связано с неопределенностью и отсутствием четкого представления о том, какой именно самолет нужен России. Чиновников в течение многих лет бросает то в сторону тесной кооперации с «Боингом» и «Эйрбасом», то в сторону полной независимости. В итоге, к примеру, двигателя для нового лайнера разрабатывается сразу два — отечественный ПД-14 и американский PurePower PW1400G фирмы Pratt & Whitney.

Несмотря на то, что разговоры о проекте МС-21 велись на протяжении всего первого десятилетия XXI века, практическая его реализация началась лишь к его концу, когда приступили к испытаниям отдельных конструкций будущего лайнера.

Модель самолета Иркут МС-21 на стенде компании Объединенная Авиастроительная Корпорация на Международном авиационно-космическом салоне Фарнборо-2014
Модель самолета Иркут МС-21 на стенде компании «Объединенная Авиастроительная Корпорация» на Международном авиационно-космическом салоне «Фарнборо-2014». Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

Скоро сказка сказывается…

В июле 2010 года стало известно, что корпорация «Иркут» подписала твёрдый контракт на поставку 50 самолётов МС-21 малазийской компании Crecom. Общая сумма контракта составляет $3,4 млрд. Crecom заказала 25 самолётов МС-21-200 (на 150 пассажиров) и 25 МС-21-300 (на 181). Поставку самолетов планировалось осуществить в 2016–2020 годах. Однако спустя два года малайзийская компания добилась перевода твердого контракта в опцион.

На сегодняшний день твердые контракты на поставку МС-21 заключают в основном российские компании, хотя в планах у разработчиков были намерения серьезно потеснить конкурентов и на международной арене.

Сложно, однако, кого-то потеснить, имея благие намерения против давно летающих и хорошо себя зарекомендовавших самолетов. Тем не менее, в ОАО «Иркут» не теряют оптимизма. Летом 2013 года вице-президент компании по маркетингу и продажам Кирилл Будаев заявлял, что «Иркут» рассчитывает выпустить примерно 1080 самолетов МС-21 до 2035 года.

В начале 2014 года стало известно, что на Иркутском авиазаводе началось изготовление первых трех самолетов МС-21, предназначенных для статических и летных испытаний. Машины представляют собой базовую модель МС-21-300.

31 июля 2014 года пресс-служба ЦАГИ имени Жуковского сообщила о завершении первого этапа испытаний крупномасштабной модели самолета МС-21.

Кабина самолета Иркут МС-21 ( Магистральный Самолет XXI века ), представленного на Международном авиационно-космическом салоне Фарнборо-2014
Кабина самолета «Иркут МС-21» («Магистральный Самолет XXI века»), представленного на Международном авиационно-космическом салоне «Фарнборо-2014». Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

Первый полет — в 2015-м, серийное производство — в 2020-м?

Видно, что в последние пару-тройку лет дело ощутимо сдвинулось с мертвой точки. Но вопрос, когда МС-21 полетит, остается открытым.

На сайте корпорации «Иркут» говорится о том, что первый опытный полет по плану должен состояться в 2014 году, а в 2016 году должна начаться эксплуатация МС-21. Сайт Объединенной авиастроительной корпорации также подтверждает, что сертификация и начало эксплуатации авиалайнера намечено на 2016 год. При этом первый серийный МС-21 будет выпущен в 2017 году.

Однако вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин еще осенью 2013 года, посетив Иркутский авиазавод, сообщил, что первый опытный образец МС-21 (образец, а не крупномасштабная модель — прим.автора) сойдет с конвейера летом 2015 года. При этом Рогозин остался доволен темпами работ. Что касается летных испытаний, то они пройдут 2015-2016 годах. Ранее вице-премьер заявлял о том, что серийное производство МС-21 начнется в 2020 году.

Кстати, Дмитрий Рогозин после посещения Иркутского авиазавода сообщил, что новый авиалайнер пойдет в серийное производство под названием Як-242.

Наверное, это символично — выход в серийное производство в 2020году модели, разработка которой началась еще в 1993 году, наглядно демонстрирует размер пропасти, в которую рухнул отечественный авиапром в постсоветский период.

Для сравнения — разработка Ту-154, на смену которому должен прийти МС-21, началась в 1963 году, а первый полет новый лайнер совершил в 1968 году. Серийное производство самолета началось в 1970 году, а первый регулярный рейс с пассажирами состоялся в феврале 1972 года.

 Похожее изображение

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!