Как думаете, реально ли создание системы, способной полностью обеспечить энергетические потребности транспортного средства на электрической тяге без любых физических и существенных временных затрат со стороны водителя? Возможно ли зарядить свой электромобиль прямо в пути, не сворачивая с трассы и не теряя, как минимум, несколько часов на зарядку или подзарядку? В британском министерстве транспорта и государственной дорожной компании Highways England считают, что да, и уверяют, что готовы доказать это в ближайшей перспективе.
Еще совсем недавно Илон Маск отвечал на вопросы журналистов о том, какой, по его мнению, будет динамика роста продолжительности пробега электрокара Tesla без подзарядки батареи. На текущий момент рекорд дальности при движении без перегрузки и на малых скоростях составляет 800 км. К 2016 — 2017 году, считает Илон, будет преодолена планка в 1000 км, а к 2020 году – в 1200 км пути от одного заряда. В среднем, емкость существующих батарей Tesla будет увеличиваться не менее чем на 5-10% ежегодно. Дальность перемещения при этом будет определяться, конечно же, не только одной емкостью заряда батареи.
При столь жизнеутверждающей динамике вопрос создания и развития существующей зарядной инфраструктуры, как и поиск альтернативных способов зарядки аккумуляторных батарей электрокаров по-прежнему стоит очень остро.
Пока Илон Маск размышляет над тем, как увеличить дальность пробега электромобиля без подзарядки с 800 до 1200 км, инженеры государственной британской компании Highways England при поддержке министерства транспорта Британии предложили дерзкий альтернативный проект — систему Dynamic Wireless Power Transfer (DWPT), успешная реализация которого позволит заряжать уже существующие ТС на электрической тяге беспроводным способом при их движении по определенным участкам трассы.
Таким образом, DWPT (как сбалансированное дополнение к существующим и перспективным стационарным сетям) позволит решить не только проблему зарядки электромобиля, но и болезненную проблему создания и развития инфраструктуры зарядных станций.
Системы Dynamic Wireless Power Transfer – реалии и перспективы
Дабы не опережать события, заметим, что пока речь идет не о концепте, а о перспективном пилотном проекте. Вместе с тем, цели, возможности и решительный настрой руководства национальной подведомственной компании Highways England позволяют надеяться на успешную реализацию планов.
Цели проекта Dynamic Wireless Power Transfer:
Исследование динамических систем зарядки аккумулятора для электрических транспортных средств на стратегических дорожных магистралях позволит:
Владельцам электромобилей и гибридных ТС:
- Освободить ТС от жесткой привязки к существующей сети зарядных станций.
- Существенно снизить расходы на заправку.
Дорожным компаниям:
- Улучшить качество воздуха.
- Снизить уровень шума и улучшить качество жизни людей, живущих в непосредственной близости от трасс, заправочных и зарядных станций.
- Минимизировать расходы, связанные с обслуживанием зарядных станций.
К реализации дорожной карты в компании Highways England намерены приступить уже в этом году.
“Возможность подзарядки электромобилей во время движения откроет интересные перспективы, — отмечает министр транспорта Великобритании Эндрю Джонс (Andrew Jones) … — Для того, чтобы Великобритания смогла первой внедрить эту технологию, улучшить качество окружающего воздуха и создать дополнительные рабочие места правительство страны уже выделило 500 миллионов фунтов стерлингов на ближайшие пять лет.” – констатирует он.
Опробовать инновацию в Highways England первоначально планируют на частных дорогах Великобритании. В соответствии с планом первый этап должен стартовать уже до конца текущего года и продлиться полтора года. “Активные” участки трассы (т. н. «Сharger loop») расположатся с интервалом в 30 км на выделенных полосах. Если все пойдет по плану, то на следующем этапе системы DWPT будут развернуты на ключевых автомагистралях Великобритании. Первый этап позволит исследовать систему в действии, ответить на оставшиеся вопросы, связанны с ее эффективностью и безопасностью, наметить пути устранения обнаруженных проблем в перспективных решениях.
Локомотивом в продвижении проекта все же стала организация Highways England, несущая ответственность за качество и ремонт дорог, качественное улучшение национальной транспортной инфраструктуры Британии. По мнению Майка Уилсона – главного дорожного инженера компании, ”… Проводимые вне основных автотрасс испытания технологии беспроводной подачи энергии помогут адаптировать дорожную сеть Великобритании к энергоэффективным технологиям и откроют новые возможности для грузоперевозок по всей стране”.
Технология “электрического шоссе” (Electric Highways)
Технология DWPT позволяет обеспечить бесконтактную передачу энергии из существующей национальной электросети в зарядное устройство электрического или гибридного автомобиля, микроавтобуса и грузового транспорта непосредственно в процессе движения по трассе. И в этом ее инновационность.
Для создания резонанса (Shaped Magnetic Field In Resonance) между “излучающим” блоком дорожного полотна и приемным блоком электромобиля последние дооснастят электромагнитными катушками и сопутствующим интерфейсом.
Тестовые испытания будут проводиться в закрытом режиме. Автомобили, участвующие в тестах будут оснащены катушками, преобразующими электромагнитное излучение, продуцируемое элементами в дорожном покрытии в зонах петли заряда в электрический ток. Оборудование, осуществляющее беспроводную доставку полезной энергии ТС разместится под дорожным покрытием.
Преимущества беспроводных динамических зарядных станций DWPT очевидны. При успешном развитии проекта – это, в первую очередь, высокоэффективное решение проблемы дефицита стационарных зарядных станций. Это отсутствие необходимости терять время на зарядку аккумулятора. Для владельца ТС – это возможность увеличить длину автопробега уже имеющейся модификации автомобиля.
Несмотря на всю привлекательность такого решения инженеры справедливо полагают, что столкнутся в процессе “доводки” проекта придется сразу с несколькими проблемами. Одна из них – надежность конструкций, скрывающих оборудование, размещенное под дорожным покрытием. Не менее серьезные вызовы могут бросить и сюрпризы погоды – дождь, снег, гололедица. Четко просчитаны должны быть факторы, связанные в потенциальными рисками для здоровья водителя и пассажиров.
Проект – проектом, а точная оценка пропускной способности систем DWPT, как и стоимости услуг динамической зарядки возможна только в условиях реальной трассы, на участках с интенсивным движением и т. д. Это прекрасно понимают инженеры Highways England. И поэтому раньше времени об успехах предпочитают не заявлять.
Вместе с тем, полностью отказаться от стационарных зарядных станций даже в случае успешной реализации проекта DWPT в министерстве транспорта Великобритании не планируют. Напротив, намечено параллельное и взаимодополняющее развитие двух альтернативных систем обслуживания, при этом стационарные станции на основных магистралях страны инженеры Highways England планируют размещать с интервалом в 35 км.
Автор: @VoiceDao