Главная новость – это изменение проекта сверхлегкой ракеты-носителя «Таймыр». Если прошлая версия была похожа на маленькую «Ангару» с несколькими универсальными ракетными блоками и одним двигателем на каждом, то в новом варианте собираются реализовать классическую схему последовательного расположения ступеней. На первую ступень планируется установить 12 двигателей собственной разработки тягой 500 кг. На вторую – один двигатель тягой 500 кг с высотным соплом. И на третью – небольшой твердотопливный двигатель.
Новый вид ракеты-носителя «Таймыр», новый двигатель и стационарный стенд, графика «Лин Индастриал»
Грузоподъемность ракеты-носителя оценивается в 20-30 кг на низкую орбиту, это один микроспутник или до трех десятков кубсатов. В качестве топливной пары планируется использовать концентрированную перекись водорода и керосин. С точки зрения грузоподъемности, компоновки и выбранного топлива получается вылитая британская ракета-носитель Black Arrow («Черная стрела»).
«Черная стрела» встречает «Электрон»
Новая версия ракеты-носителя «Таймыр», графика А. Шлядинского
Black Arrow, фото Wikipedia
«Черная стрела» была единственной британской космической ракетой-носителем, запускалась 4 раза (2 суборбитальных пуска и два орбитальных, из которых последний был успешен) в 1969-1971 годах и могла вывести на низкую орбиту до 135 килограмм. Увы, в 1971 году о наноспутниках не было и речи, и такая низкая грузоподъемность в итоге поставила крест на проекте. Black Arrow использовала такую же топливную пару перекись-керосин, несколько сравнительно маломощных ЖРД и твердотопливный двигатель на третьей ступени.
В то же время, в проекте «Таймыр» не обошлось и без новомодных решений. Если в прошлой версии компоненты должны были подаваться в двигатель вытеснительной подачей, то есть давлением газа наддува из отдельного бака, то в новой версии предполагается использовать электрические насосы и литий-ионные батареи для их питания. Эта идея реализуется в частной сверхлегкой ракете-носителе Electron, которая должна будет впервые полететь уже в этом году.
РН Electron, фото: Rocket Lab
Разработка электрического насоса гораздо легче, чем создание турбонасосного агрегата, а масса двигателей получается сравнимой.
Кругом гадость
Что же касается топлива, то после декабрьской аварии в интернете увеличилось количество диванных ракетных конструкторов, многие из которых осуждали выбор топливной пары «перекись-керосин». Проблема в том, что ракетное топливо должно содержать в себе много энергии и активные окислители этой энергии, иначе ракета никуда не улетит. Поэтому приходится использовать всякую неудобную в работе гадость. Жидкий кислород холодный, перекись водорода имеет гнусную привычку саморазлагаться, азотная кислота производит ядовитые пары. Лично я бы со своего ракетного дивана выбрал, наверное, азотную кислоту, потому что на ней летал мой любимый OTRAG, и ее же довольно успешно использовали пионеры ракетной техники. Но на самом деле вопрос здесь стоит в несколько другой плоскости. Если соблюдать правила, то можно успешно работать с пренеприятнейшей отравой типа несимметричного диметилгидразина и успешно летать на ней десятилетиями (привет, «Протон»). А если нарушать технологию и не думать о безопасности, то можно взорвать стенд и погубить людей при испытаниях без зажигания, только на окислителе, как это было у Virgin Galactic в 2007. Так что если «Лин Индастриал» будет соблюдать технологию и меры безопасности, то сможет успешно летать на чем угодно.
Новый двигатель
Модель двигателя, графика «Лин Индастриал»
Еще одно изменение — новый двигатель на 500 килограмм тяги будет использовать регенеративное охлаждение вместо абляционного. В нем появится полноценная рубашка охлаждения, по которой перед попаданием в камеру сгорания будет проходить один из компонентов (в данном случае почти наверняка керосин) и охлаждать двигатель. Камеру сгорания собираются изготовлять методом селективного лазерного спекания (фактически 3D-принтер, только по металлу).
А давление в камере сгорания собираются довести до 60 атмосфер, столько же, сколько у двигателей РД-107/108 для РН «Союз». Меняя тип охлаждения, «Лин Индастриал» идет по пути Илона Маска, который тоже сначала хотел делать абляционное охлаждение, но потом перешел на регенеративное. Парадоксально, но более технически сложное регенеративное охлаждение привычно и освоено, а абляционное может потребовать изыскания новых материалов и дополнительных исследований.
Двигатель на 500 кг тяги не будут делать сразу. Сначала хотят создать технологический демонстратор на 100 кг тяги и испытать на новом стенде. После декабрьской аварии от идеи мобильного стенда «Лин Индастриал» отказалась и теперь ищет место под стационарный.
Модель стенда, графика «Лин Индастриал»
Из-за дороговизны земли в Москве и области, вполне серьезно рассматриваются варианты создания стенда на юге России или даже на Кипре.
Увы, но из этих новостей следует один не очень приятный вывод — новые испытания «Лин Индастриал» проведет не скоро. Навскидку, разработка и создание двигателя и строительство стенда займет не меньше года и только после того, как на это найдут деньги.
Проклятый вопрос
Хорошо, что денежный вопрос поднимается в посте. Точнее, в финансовом положении «Лин Индастриал» нет ничего хорошего, но хорошо, что нам об этом честно говорят. С одной стороны, по словам Александра, договоренности с инвесторами в силе, и они даже согласились выделить дополнительные деньги весной, но конкретно сейчас на продолжение работ денег нет, а на создание летом производственной базы и стенда дополнительно потребуются в разы большие ресурсы. Оценка требуемых инвестиций до первого пуска составляет примерно 400-500 миллионов рублей, а, учитывая, что сам Ильин пишет про ошибочное занижение прошлых смет, это число можно смело умножать на два. Найдутся ли инвесторы на миллиард рублей? Увы, это неизвестно.
Если вы хотите поддержать «Лин Индастриал», это можно сделать, купив их сувенирную продукцию. Также, они распродают оказавшееся лишним после переезда оборудование.
Заключение
Декабрьские события нанесли крайне серьезный удар по российскому ракетному стартапу. Даже не учитывая прямые потери времени и денег, изменения в проектах потребуют дополнительных расходов. И если в 2016 году можно было надеяться на новости о запусках все более мощных и тяжелых летающих стендов «Лин Индастриал», то в 2017 году, похоже, компания будет заниматься только бумажной работой и рисованием чертежей на компьютере. Да, конечно, можно найти положительные стороны в том, что команда не сдается и полна решимости двигаться дальше. И, если выбранная дорога была неверной, то хорошо, что по ней не успели уйти далеко. Но положение компании все равно достаточно сложное, и облегчит его разве что чудо, когда с неба свалятся инвесторы с мешками денег. Буквально на днях вышла грустная история провала стартапа Yaliny, собиравшегося раздавать интернет со спутников, из которой, как мне кажется, я вынес рациональное зерно.
Если сейчас у «Лин Индастриал» есть свободное время, стоило бы попробовать проработать резервный путь самостоятельного заработка существующей командой, на тот случай, если путь стартапа не получится реализовать из-за отсутствия инвесторов. По крайней мере, так сохранится возможность вернуться к космосу, пусть и через годы, заработав на чем-то другом.
Автор: Филипп Терехов @lozga