На предприятиях «Локомотивных технологий» внедряется новая, более точная система учёта затрат. Котловой метод учёта доходов и расходов уходит в прошлое, уступая место посекционному. Новая система позволяет сгруппировать информацию о расходах и выручке по секциям локомотивов. Напомним, в устаревшем – котловом – методе учёта затрат указывается не какой-то определённый локомотив, а абстрактная машина той или иной серии. Из-за этого эффективно проанализировать расходы становится невозможным, равно как и исследовать зависимость расходов на материалы или на заработную плату от срока службы локомотива.
Надо понимать, что двух идентичных локомотивов фактически не существует – в силу различий по срокам службы, условиям эксплуатации. В этой ситуации широкие возможности для системного подхода к вопросу формирования информации о расходах и выручке обеспечивает посекционный учёт.
«В посекционном учёте предполагается, что и планирование, и учёт факта расходов в части затрат на оплату труда берётся в разрезе не цеха или депо, а одной секции локомотива, – рассказала директор департамента оплаты труда, оценки и подбора персонала ООО «Локомотивные технологии» Мария Качановская. – То есть, каждой секции локомотива соответствует своя стоимость труда, своя расценочная ведомость. Согласно технологическим картам, установлен средний разряд работников, которые должны быть привлечены к выполнению определённых работ. Соответственно, мы получаем сдельную расценку – это базовая стоимость единицы ремонта по тому или другому виду ремонта, по одной или другой серии локомотивов».
Зная сдельную расценку и общую стоимость прямого труда на локомотив, менеджмент может более эффективно управлять себестоимостью работ на подвижном составе.
Далее на эту сдельную расценку начисляются компенсационные выплаты, связанные с работой в особых условиях, к примеру – вредность или ночное время суток. На эту же расценку начисляется переменная часть заработной платы – основная производственная премия за выполнение показателей премирования, дополнительные выплаты за клеймо качества, связанные с профессионализмом работника (мастерство, классные звания), предусмотренные в действующей системе оплаты труда. Таким образом, зная сдельную расценку и общую стоимость прямого труда на локомотив, менеджмент может более эффективно управлять себестоимостью работ на подвижном составе.
Существующая «котловая» система учета грешит не только недостаточной детальностью, но и внутренней противоречивостью исходных данных. Ввод данных в информационную базу производят множество пользователей. К сожалению, подчас случается так, что данные, введенные одним пользователем, противоречат данным, введенным другими пользователями. А посекционный учет исключает подобные несоответствия.
Минимальный объект учёта, по которому группируется информация о расходах – это факт проведения обслуживания (ТО, ТР, НР) определённого объёма отдельно взятой секции локомотива в конкретные сутки. И в информационную базу не представляется возможным ввести какие-либо данные о расходах или выручке без ссылки на информацию о приёме локомотива на обслуживание, уже введенную в программу. Соответственно, во внесённой информации исключаются ошибки в указании серии локомотива, номера секции, объема обслуживания.
Такая жёсткость программы требует от пользователей максимальной оперативности и достоверности ввода данных. Информация о постановке локомотива на ремонт должна вводиться в программу в режиме онлайн и безошибочно: задержка во внесении этих данных вызовет сбой в воде последующей информации о расходах. Поэтому посекционный учет не может эффективно функционировать без системы мониторинга качества ведения учёта. Мониторинг позволяет, с одной стороны, оценить качество информации (её полноту и достоверность), с другой – дисциплинировать пользователей информационной базы.
В помощь верному решению
Следующий шаг в развитии посекционного учёта – это переход от минимального учётного объекта «обслуживание» к минимальному учётному объекту «Технологическая операция». Технологическая операция – это часть производственного процесса, выполняемая на одном рабочем месте с одним объектом труда, сопряжённая и с расходами на оплату труда и с расходами на материалы. Например, такая технологическая операция, как замена тормозной колодки, сопряжена с расходами на оплату труда рабочего, производящего замену, и с расходами на собственно колодку.
Группировка этих расходов по одному объекту учёта «Технологическая операция “Замена тормозной колодки”» не только обеспечит отсутствие внутренних противоречий (если оплата труда произведена за замену пяти колодок, то и списаны на производство будут пять колодок), она ещё позволит получить дополнительные данные для анализа. При таком подходе возникновение расходов возможно локализировать не только до уровня секции локомотива, но и до уровня групп оборудования, агрегатов и узлов.
Ещё один важный момент – посекционная система учёта прямых затрат на локомотив напрямую не связана с заработной платой работников.
Зарплата наших сотрудников никак не меняется в зависимости от того, каким образом эти расходы учитываются в управленческом учёте. –Технология учёта – это инструмент, который позволяет руководителям изыскивать некоторые резервы для повышения эффективности труда на предприятии.
«Зарплата наших сотрудников никак не меняется в зависимости от того, каким образом эти расходы учитываются в управленческом учёте, – подчеркнула Мария Качановская. –Технология учёта – это инструмент, который позволяет руководителям изыскивать некоторые резервы для повышения эффективности труда на предприятии. Если работы выполняются меньшей численностью – деньги в депо остаются и распределяются между оставшимися, фактически занятыми в производстве работниками».
Можно с уверенностью сказать, что посекционный учёт позволяет собрать достоверную и детальную информацию для нужд экономического анализа, что в будущем позволит принимать безошибочные управленческие решения. Достоверная информация позволяет адекватно оценить эффективность работы филиала, депо, подразделения. Соответственно, по результатам анализа, основанного на такой информации, можно выявить проблемы, разработать корректирующие действия.
При этом крайне важно, чтобы применяемые критерии эффективности были прозрачны, то есть интуитивно понятны, и достаточно легко исчисляемы. Особенно это важно для критериев, используемых в системе мотивации персонала – чтобы работник понимал, каким образом он может повлиять на изменение критерия в лучшую сторону.
Кроме того, у работника должна быть стопроцентная уверенность в объективности и достоверности критериев, используемых при оценке качества его работы. Очень важна для работника доступность оперативной информации о величине критерия: тогда работник сможет самостоятельно оценить плодотворность своих усилий по улучшению критерия.
Эксперты уверены, что усовершенствование системы учёта затрат ремонтных предприятий положительно отразится на отрасли.
«Любое ноу-хау, позволяющее ремонтным компаниям развиваться, работать более эффективно, так или иначе идёт в копилку эффективности всей отрасли в целом, – считает заведующий отделением «Тяговый подвижной состав» ОАО «ВНИИЖТ» Андрей Заручейский. – Сейчас в ОАО «РЖД» единицей учёта затрат является локомотив, но не думаю, что это различие как-то осложнит взаимосвязь госкомпании и ремонтных предприятий».
Источник: “ЛокоТех”
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!