Класс управляемого ракетного оружия в диапазоне между ПТРК (6–8 км) и тактическим (от 100 км и выше) получил развитие только в XXI веке. Это NLOS – Non line of sight launch system, буквально – система запуска вне пределов прямой видимости. В годы холодной войны этому классу оружия не уделялось должного внимания по объективным и отчасти субъективным причинам. Несмотря на то, что военным, очевидно, требовалось оружие субтактического диапазона для точечных, избирательных ударов по целям на глубину до 100 километров, конструкторы не могли предоставить надежных систем по чисто технологическим причинам.
Коробка с неприятностями
Альтернативы ядерным тактическим системам – «Онест Джон», «Ланс», «Луна», «Луна-М», «Точка» в то время просто не было, как и необходимости в ней. Одной 200-килотонной боеголовкой «Луны-М» можно было накрыть танковый или мотопехотный полк. Но теория – одно, практика – другое. Последствия таких атак делают их бессмысленными. Выжженная радиоактивная территория в сотни или тысячи гектаров не вписывалась в моральные нормы и не удовлетворяла политиков. Требовалось новое эффективное оружие для практического боя.
Первую попытку создать такое предприняли американцы. В 1984 году армия США инициировала серию демонстрационных программ EFOGM (Enhanced Fiber Optic Guided Missile) и ATD (Advanced Technology Demonstration) для оценки эффективности управлением ракет поля боя по волоконно-оптическому кабелю при стрельбе по целям танк/вертолет. Справедливости ради нужно отметить, что первый шаг на пути к универсальности двадцатью годами ранее сделали французы. Они попытались приспособить ПТУР SS-11 для стрельбы по вертолетам. Однако испытания показали, что управляемая по проводам и имеющая скорость полета 190 м/с ракета способна с более или менее высокой вероятностью попасть только в зависшую на минимальной высоте машину.
Первый контракт на НИОКР по этой теме – FOG-M (Fiber Optic Guided Missile) в декабре 1988 года получила команда Boeing/Hughes, однако в 1990-м программу закрыли. Но в 1992 году она была возрождена в прежнем качестве – как «демонстрация новых технологий». В начале 1994-го армия выделила для ракеты собственное обозначение YMGM-157A. Обычно Пентагон довольно скупо раздает буквенно-цифровые индексы своим же исследовательским программам. Но если какая-либо получает такой индекс, это означает, что разработка имеет статус перспективной, приоритетной.
В мае 1995 года компания Raytheon получила контракт на разработку EFOGM. А уже в августе прошли предварительные теоретические тесты системы на компьютерной модели, в которых оценивались общие характеристики конструкции и особенности управляемости. Дальнейшие расчеты и оценки проводились вплоть до 1996-го, и все эти предварительные исследования, вероятно, привели к некоторым изменениям в конструкции ракеты EFOGM. Проектные работы затянулись, первые летные испытания удалось провести лишь в 1998 году. Обозначение ракеты изменили на YMGM-157B.
Новый комплекс предназначался для поражения бронетанковой техники и вертолетов в глубине боевых порядков, а также для уничтожения приоритетных целей. Его высокая эффективность и помехозащищенность обеспечивались тем, что оператор осуществлял управление ракетой на всех этапах. Передача ему изображения местности по маршруту полета боеприпаса и выдача команд осуществлялись по волоконно-оптическому кабелю (ВОК) в дуплексном режиме.
В соответствии с выбранной концепцией планируемые к использованию в конструкции комплекса технические решения должны были обеспечить универсальность применения и высокую боевую эффективность при действиях по наземным и воздушным целям на дальностях до 15 км, а в перспективе – до 100 км. Основными элементами конструкции ракеты являются блок управления, включающий тепловизионную ГСН, инерциальную систему наведения с коррекцией по данным космической радионавигационной системы NAVSTAR (GPS), БЧ кумулятивного или осколочного действия, двигательный отсек, аэродинамические рули и стабилизаторы, катушка с ВОК.
Пусковая установка комплекса с восемью направляющими для ракет контейнерного типа размещается на шасси многоцелевого автомобиля «Хаммер», в кабине которого находятся пульт управления, система управления огнем, компьютер, аппаратура связи и другое оборудование. Запуск вертикальный. Программа закрыта в 2001 году.
XM-501 NLOS-LS – американский ракетный комплекс тактического назначения с модульной пусковой установкой универсального базирования. Изначально концепция создания NLOS-LS была названа «Ракеты в ящике». Комплекс автономен, не требует обслуживающего персонала и не привязан к конкретному носителю. Единый блок-контейнер CLU (Container Launch Unit) может доставляться к месту назначения на любом транспортном средстве – наземном, на кораблях, в транспортных самолетах и на внешней подвеске вертолета. Данное обстоятельство существенно повышает мобильность NLOS-LS и обеспечивает быстрое развертывание ПУ на местности.
XM-501 NLOS-LS – американский ракетный комплекс тактического назначения
Весь комплект размерами 1,14х1,14х1,75 метра весит чуть более 1,5 тонны, содержит 16 контейнеров, в 15 из которых находятся ракеты двух типов (PAM и LAM), а в 16-м – аппаратура, интегрированная в систему управления огнем. Установка может применяться из кузова грузовика, с палубы или с грунта. Отсутствие поворотных и подъемных механизмов, приводов или других движущихся частей, а также вертикальный старт повышают быстродействие установки, ее надежность и боеготовность. Таким образом, система NLOS-LS гораздо мобильнее, чем, например, РСЗО MLRS, размещаемая на тяжелом и сравнительно медленном гусеничном транспортере. Доставленная к месту старта система может трое суток находиться в режиме ожидания, что определяется запасом емкости аккумуляторов.
NLOS-LS построена по модульному принципу и в зависимости от боевых условий содержит любое соотношение ракет PAM и LAM. По израсходованию ракет перезаряжается достаточно просто – двое военнослужащих заменяют пустой контейнер на полный. Ракета типа PAM (Precision Attack Missile) разрабатывается компанией Raytheon. В головной части находится двухрежимная (неохлаждаемая инфракрасная/полуактивная лазерная) ГСН с автоматической системой распознавания цели ATR (Automatic Target Recognition).
Ракета типа LAM (Loitering Attack Misssile – барражирующая атакующая ракета), разрабатываемая корпорацией Lockheed Martin совместно с Raytheon, позволила бы армии США при помощи одного запущенного боеприпаса сканировать большие области на наличие конкретных целей. LAM способны осуществлять некоторые функции БЛА – вести разведку местности, аэрофотосъемку, обеспечивать поддержку связи и целеуказание, в том числе благодаря использованию ГСН с лазерным дальномером LADAR (Laser Detection And Ranging). Прототипы ракет PAM и LAM проходили тестовые испытания с конца 2002 по ноябрь 2008 года.
Установку предполагается разместить и на кораблях ближней морской зоны Freedom. Этот вариант отличается от сухопутного. Он представляет собой четыре установки, интегрированные в модуль на 60 ракет. В феврале 2010-го проведены контрольные тестовые пуски, четыре из шести ракет цели не поразили, а в апреле армия неожиданно отказалась от дальнейшего финансирования программы. 3 мая контракт был официально аннулирован. Единственным заказчиком нового оружия остались ВМС.
На конкурсной основе рассматриваются два проекта: NLOS-LS американского производства и израильский Spike NLOS. Им после инцидента с эсминцем «Коул» до зарезу нужно оружие самообороны. ПКР «Гарпун» не справляется с этой задачей из-за слишком большой мертвой зоны – американские корабли в радиусе 13 км беззащитны от надводных угроз. ЗРК «Иджис» здесь бесполезен, ракета SM-2 (мертвая зона – 3 км) неспособна выделить мелкую надводную цель, а полуавтоматического (ручного) наведения ЗУР с активными РЛ ГСН не имеют. Ракета SM-3 вообще может поражать только баллистические цели на высотах более 100 миль (160 км).
Nimrod – «первая ласточка», серийная ракета нового класса, созданная израильским концерном IAI в вариантах «воздух-поверхность» и «поверхность-поверхность». Первоначально разработанная как ПТУР, она обеспечивает нанесение ударов без входа в зону действия огневых средств ПВО противника по таким целям, как бронетехника, корабли, бункеры, скопление живой силы.
Проверено в Колумбии
Nimrod впервые демонстрировалась на Парижском авиашоу в 1989 году. Полуактивная лазерная система позволяет осуществлять как прямое – со стреляющей платформы, так и непрямое наведение – когда цель подсвечивается лазерным лучом с БЛА или передовым авианаводчиком-оператором. Уникальность ракеты для своего времени (конец 80-х) в сравнении с «одноклассниками», рассчитанными на три – шесть километров, заключалась в ее беспрецедентной дальности: с расстояния до 26 километров она способна поражать любую наземную или малотоннажную надводную цель. Подсветка производится в течение всего двух-трех секунд на конечном участке траектории.
Nimrod 2 оснащена более совершенной комбинированной (лазерной полуактивной и спутниковой) системой наведения, имеет дальность до 36 км. Ракета поставлялась колумбийским ВВС для вооружения истребителей-бомбардировщиков «Кфир». На выставке Eurosatory 2008 IAI представила обновленную ракету Nimrod 3 с вдвое увеличенной дальностью пуска.
Израильской компанией Rafael Advanced Defense Systems разработана серия противотанковых ракет Spike. Они различаются дальностью пуска: 800, 2500, 4000, 25 000 метров. Наиболее интересна модификация Spike NLOS. Эта УР оснащается тандемной БЧ кумулятивного действия. В зависимости от условий применения и пожеланий заказчика на ней может быть установлена либо телевизионная, либо тепловизионная ГСН. По оценкам западных специалистов, эта ракета – одна из лучших в своем классе и имеет значительные перспективы для продажи на мировом рынке.
Моряков не спросили
Polyphem – совместная разработка оружейных фирм Франции, Германии и Италии. Исследовательские работы TRIFOM (TRI Lateral Fibre Optic Missile) в области оружия, управляемого по оптоволоконному кабелю, были начаты во Франции и Германии в 1986 году. В 1994-м к программе присоединилась итальянская фирма Italomissile. Летом 1995 года во французском исследовательском центре систем вооружения сухопутных войск проведены первые удачные испытания ракеты, которые подтвердили высокое качество ключевых узлов. В 1996-м состоялись опытные стрельбы на дальности от 15 до 30 км, в результате которых получены данные, необходимые для продолжения работ. В соответствии с тактико-техническими требованиями Polyphem должен был обладать высокой помехоустойчивостью, всепогодностью боевого применения, а также возможностью залповой стрельбы и перенацеливания после пуска.
Комплекс Polyphem может использоваться в сухопутном или морском вариантах. В первом он состоит из ПУ с шестью направляющими (размещенной на шасси Mercedes-Benz повышенной проходимости) и ракет, помещенных в контейнеры. Ракета спроектирована на дальность поражения до 60 км. До скорости около 220 м/с ее разгоняет стартовый твердотопливный ускоритель, после отделения которого в действие вступает турбореактивный двигатель, обеспечивающий крейсерскую скорость 120 м/с. Четыре аэродинамических руля расположены в хвостовой части. Наведение в район цели осуществляется с помощью навигационно-измерительной системы (IMU) при поддержке GPS.
Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью массой 20 кг, достаточно мощной для поражения таких целей, как вертолет, танк, корабль водоизмещением до 500 тонн, радиолокационная станция, командный пункт, мост.
Основной элемент ГСН – видеокамера американского производства, расположенная на платформе, стабилизированной в трех плоскостях. Она позволяет оператору осуществлять поиск, обнаружение, распознавание, сопровождение и поражение целей в любое время суток. Камера способна захватывать и надежно удерживать обнаруженную цель на удалении до восьми километров при оптимальной и до трех километров при ограниченной видимости.
Ракета управляется с поста наведения через связывающий их оптоволоконный кабель, позволяющий осуществлять двухстороннюю передачу данных со скоростью 200 Мбит/с. Использование высокоскоростной линии связи позволяет выбирать и идентифицировать цель, а также дополнительно следить за рельефом местности и добиваться очень высокой точности.
Прицельно-пусковое оборудование поста наведения обеспечивает возможность обстрела до четырех целей с интервалом до 20 секунд.
Военно-морская версия, названная Polyphem-S, первоначально была выбрана для новых германских корветов класса К-130 «Брауншвейг» в качестве основного ракетного вооружения для борьбы с надводными и наземными целями. Программа была свернута по неизвестным причинам в 2003 году, вместо нее взяли ПКР RBS-15 шведского производства. Военных моряков этот комплекс устроил далеко не в полной мере – в сравнении с Polyphem-S он имеет ряд неустранимых и существенных недостатков: большая мертвая зона – 9 км, чрезмерно мощная БЧ – 200 кг и главное – отсутствие обратного видеоканала. Последний недостаток лишает командира корабля возможности контролировать поражение цели.
Норвежские идеи, сербские чудеса
IDAS (интерактивная оборонительная и ударная система для подводных лодок) разработана немецкой компанией Diehl BGT Defence совместно с HDW и норвежской Kongsberg для вооружения субмарин Тип 212 по заказу ВМС Германии. IDAS в первую очередь предназначается для обороны от воздушных угроз, но может быть использована для поражения малотоннажных судов и прибрежных наземных целей. Комплекс унаследовал многие технические решения от Polyphem.
Ракета оснащена модифицированной тепловизионной ГСН от ракеты «воздух-воздух» IRIS-T германского производства. Эта головка – наиболее продвинутая разработка немецкого ВПК. В нее вмонтирован цифровой процессор, обрабатывающий изображение и сравнивающий полученный результат с базой инфракрасных портретов всех доступных самолетов. ГСН ракеты IRIS-T, определив перед собой самолет натовского типа или гражданский авиалайнер, блокирует радиовзрыватель. Боеприпас продолжает полет и, удалившись на безопасное расстояние, самоликвидируется. Ракеты комплекса IDAS размещаются по две штуки в ТПК, внешне и габаритами напоминающим стандартную германскую торпеду DM-2A3 Seehecht 21-дюймового калибра (533 мм). Две такие торпеды находятся в двух верхних ТА субмарины. Таким образом общий боезапас ПЛ – четыре ракеты комплекса IDAS.
ВМС Турции 22 июля 2008 года подписали соглашение с Howaldtswerke-Deutsche Werft (HDW) о закупке шести субмарин проекта 214 с воздухонезависимой двигательной установкой. По заявлениям официальных лиц в Анкаре, эти субмарины будут построены совместно, но с «максимальным объемом местного оборудования на верфях предприятия Golcuk Naval Shipyard в провинции Коджаэли. Подлодки получат на вооружение комплекс IDAS. В мае 2013-го турецкая компания ROKETSAN и немецкий консорциум ThyssenKrupp Marine Systems и Diehl BGT Defence подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки, производства и поставки комплекса IDAS.
Перспективная легкая ударная система ALAS (Advanced Light Attack System) – сербская разработка. Это продукт частной фирмы EDEPRO в соавторстве с государственной компанией Yugoimport-SDPR, которая финансировала проект. Комплекс ALAS предназначен в первую очередь для борьбы с такими типами целей, как танки, боевые бронированные машины, командные пункты, низколетящие вертолеты, надводные корабли и прибрежные укрепления размерами более 5 метров, промышленные объекты, мосты. Ракеты могут быть размещены на борту вертолетов, бронетехники, малых судов и на легких переносных ПУ, состоящих на вооружении пехотных подразделений.
Ракета сербской легкой ударной системы ALAS
На ракете установлена двухдиапазонная комбинированная ГСН TV/IR (видимого и инфракрасного спектра), которая имеет высокий уровень защищенности от помех. Ракета управляется при помощи волоконно-оптического кабеля, соединяющего ее с ПУ. Запускается под углом возвышения не менее 60 градусов к горизонту с помощью двух стартовых твердотопливных ускорителей, обеспечивающих разгон до скорости 120–150 м/с и набор высоты не менее 300 метров. Далее ракета переходит в горизонтальный полет на основном двигателе. Это новейший экономичный турбовентиляторный Mongoose ТММ-040, который обеспечивает максимальную скорость до 180 м/с и дальность 25 км.
Ракета может быть запрограммирована для работы в соответствии с заданной траекторией полета, с определенными координатами контрольных точек, возможностью многократного включения ГСН для выявления потенциальных целей. Чтобы следовать по предустановленному маршруту, обходя естественные и искусственные препятствия, она использует электронные карты местности. На конечном участке полета ракета управляется оператором. Таким образом, можно вручную выбрать цель или прервать миссию. То есть ALAS превращается в разведывательно-ракетную систему, способную быстро реагировать на изменение обстановки и готовую уничтожить любой объект. По прибытии в целевую зону активируется ГСН. Оператор выбирает цель, берет ее на автосопровождение (в рамку), после чего ракета переходит на режим атаки, дальнейший полет к расчетной точке проходит на высоте пять метров, в конце траектории ракета пикирует на цель. При атаке надводных целей ракеты могут лететь на высоте нескольких метров над уровнем моря.
Наш ответ
Российский ракетный комплекс многоцелевого назначения большой дальности называется «Гермес». Анализ публикаций в западной прессе позволяет сделать вывод о том, что разработка «перспективного авиационного ПТРК повышенной дальности» в Тульском КБ приборостроения велась под руководством А.Г. Шипунова уже 20 лет назад. Испытания авиационного варианта ПТРК «Гермес-А» в составе вооружения вертолета Ка-52 завершены летом 2003 года. Серийное производство для нужд МО России развернуто в 2012-м. Кроме того, было заявлено, что в перспективе ракеты комплексов «Гермес» могут применяться с ЗРК «Панцирь-С1».
Сергей Кетонов, vpk-news.ru
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!