Одна из тенденций развития современного машиностроительного производства – переход от концепции «предприятий полного цикла» к организации структуры распределенных производств, формированию холдингов и построению субконтрактных отношений. Характерный пример – производство самолета Sukhoi Superjet 100, состоящего примерно на 75% из комплектующих от сторонних (в том числе иностранных) поставщиков. Переход к подобной модели, при кажущейся сложности ее организации и невозможности прямого контроля качества материалов и комплектующих, в конечном итоге позволяет сократить сроки выпуска и стоимость конечного продукта.
Естественно, что требования, выдвигаемые производителем конечного продукта, оказывают прямое влияние на многие процессы предприятия-исполнителя – маркетинговую стратегию, контроль качества, автоматизацию процессов подготовки и управления производством, логистические схемы и т.д. Степень изменения данных процессов варьируется от незначительных преобразований до полной перестройки системы, а также пересмотра внутренних стандартов и системы менеджмента качества для достижения конечной цели – производства продукции конкретного наименования.
При этом, даже когда перед предприятием не стоит задача перестройки внутренних процессов для удовлетворения потребностей конечного заказчика, неизбежно возникает разночтение по ряду направлений, которые, с одной стороны, изменяются под требования заказчика лишь в исключительных случаях, с другой – оказывают существенное влияние внутри организации. Наглядным примером подобного направления является автоматизация контуров подготовки производства, планирования и оперативного контроля производственных процессов.
ПРОБЛЕМАТИКА ОТРАСЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Основные проблемы процесса автоматизации возникают из-за принципиальных различий точек зрения корпоративного и технологического управления, что формирует конфликт двух сонаправленных процессов автоматизации деятельности компаний:
– со стороны систем технологического управления (АСУТП, АИИСКУЭ, СТМиС и т.д);
– со стороны систем корпоративного управления (ERP/EAM, ТОиР, бюджетирование, КРЭ).
Предприятиям необходимо решать задачи взаимодействия между системами технологического и корпоративного управления, включая обработку различных видов данных в разном темпе времени и адаптацию технологической информации к виду, принимаемому бизнес-системами. Помимо этого необходимы современные подходы к формированию стратегии информационных взаимодействий для компаний, работающих в условиях изменяющихся мировых глобализационных процессов. Эта работа стимулируется агрессивностью конкурентной среды и подталкивает к решению проблем эффективного использования имеющихся преимуществ, нейтрализации факторов, сдерживающих стратегическое развитие, уязвимости отрасли в настоящее время и в перспективе. Выстраивание единых информационно-технологических цепочек отраслевых предприятий и интеграция науки и производства в единых терминах обеспечивают повышение качества изделий, сокращение времени и издержек производства, что способствует диверсификации экономики и росту ее инновационной составляющей.
Помимо реализации целей стратегического развития необходимо обеспечить выполнение штатных функций машиностроительного предприятия:
– постоянно расширять номенклатуру выпускаемой продукции и диверсифицировать основное производство;
– модернизировать конструкцию выпускаемого изделия с учетом возрастающих требований потребителя (в текущем состоянии и в перспективе);
– эффективно использовать современные материалы и комплектующие;
– повышать качество, снижать себестоимость и сокращать время цикла мероприятий, включающих в себя подготовку производства и, собственно, производства изделия.
В процессе реализации этих задач на различных этапах жизненного цикла изделий (ЖЦ) специалисты различного уровня создают и обрабатывают огромное количество информации об изделии и его комплектующих, нуждающейся в хранении и систематизации. Типичный пример – взаимодействие подразделений предприятия в процессе подготовки производства.
Все вышеперечисленное определяет проблематику не только информатизации производства изделий отдельного машиностроительного предприятия, но и является факторами влияния при отраслевой кооперации нескольких предприятий и производств – как смежных, так и находящихся в отношениях заказчик – исполнитель.
Для отдельного современного машиностроительного предприятия информационная поддержка жизненного цикла изделия de-facto стала основой производственной деятельности. Более того, многие предприятия сегодня успешно решают юридические вопросы статуса информационных данных об изделии на различных этапах подготовки производства, изготовления продукции, разработки эксплуатационной документации. С начала 2000-х годов в России техническими комитетами по стандартизации (ТК) создана значительная правовая база, включающая несколько десятков стандартов по различным направлениям, в числе которых:
– информационная поддержка жизненного цикла изделий – ТК 459;
– система конструкторской документации – ТК 051;
– интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения – ТК 482;
– авиационная техника – ТК 323;
– каталогизация продукции – ТК 430.
Столь внушительная нормативно-правовая база зачастую позволяет решать задачи определения внутреннего статуса информационных моделей и данных об изделии без выпуска собственных стандартов предприятия.
Внедрение информационных технологий для решения актуальных задач ассоциации машиностроительных предприятий позволяет в конечном итоге получить качественное преимущество в условиях рыночной конкуренции, когда предприятию необходимо в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами выйти на рынок со своим инновационным продуктом.
ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ЛОКАЛИЗАЦИЯ В ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЕ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ
Рассмотрим пример реализации интеграции жизненных циклов изделий различных организаций в рамках отраслевой кооперации.
Представляем заинтересованные стороны. Итак, ОАО «Специальное конструкторское бюро приборостроения и автоматики» (ОАО «СКБ ПА») – инжиниринговая компания. Она осуществляет научную деятельность, ведет фундаментальные, поисковые, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и прикладные работы в области специальных систем автоматического управления, навигационных и гироскопических систем, электро– и гидроприводов, их узлов и приборов для бронетанковой техники, а также продукции машиностроения и приборостроения общетехнического назначения. А также занимается модернизацией серийно выпускаемой продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке, внедряет научно-технические разработки
ОАО «Ковровский электромеханический завод» («ОАО «КЭМЗ») – современное машиностроительное предприятие, основной специализацией которого является серийное производство высокоточных изделий, мехатронных модулей и узлов, гидроаппаратуры, систем стабилизации, многофункциональных универсальных погрузчиков, робототехнических комплексов и станкостроение. Эта специализация предприятия обуславливает ряд специфических требований как к системе управления качеством, так и ко всем этапам подготовки и производства изделий, вплоть до передачи готовой продукции на склад и отправки заказчику. Высокая (примерно 97-98%) доля современных высокопроизводительных станков с ЧПУ в станочном парке предприятия позволяет реализовывать сложные операции механической обработки, в том числе с применением многоосевой и мультиканальной обработки. Мелкосерийный и серийный характер производства обуславливает необходимость больших объемов работ на этапе подготовки производства, постановки задачи определения партий запуска изделий в производство, многочисленных переналадок на производство новых видов продукции.
Задачи по интеграции информационных пространств предприятий в рамках отраслевого производственного цикла определяют ряд требований к системе автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП), которая должна включать в себя следующие возможности:
– инструментарий для автоматизированного анализа и синтеза проектных решений;
– инструментарий для автоматизированной разработки конструкторской документации;
– инструментарий для автоматизированной разработки технологических процессов;
– возможность создания архивов электронной документации;
– возможность поддержания в актуальном состоянии базы НСИ, использование единых библиотек стандартных изделий, комплектующих;
– обеспечение актуальности состава изделия, реализация процедуры проведения изменений в конструкторской и технологической документации;
– реализация различных вариантов поиска информации (ГОСТ, нормативной, правовой) в системе;
– поддержка электронного согласования документации;
– формирование отчетов и ведомостей по составу изделия и содержанию технологического процесса.
В целом идеология информационной поддержки жизненного цикла изделий в рамках отраслевой кооперации «СКБ ПА» и «КЭМЗ» представлена на рисунке 1.
В данной структуре отражены производственные взаимоотношения предприятий: разработка, изготовление опытных образцов и постановка на серийное производство «СКБ ПА», с одной стороны; подготовка и серийное производство изделий «КЭМЗ» (включая внешние производственные площадки ОАО «КаМЗ» (г. Камешково) и ОАО «СМЗ» (г. Селиваново) – с другой.
БАЗИС ОБЪЕДИНЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
За ядро информационного пространства кооперирующих предприятий была выбрана концепция ОДО «Интермех» (г. Минск, Беларусь) как единственное (по состоянию на момент внедрения – середину 1990-х годов) решение, соответствующее практически всем перечисленным выше требованиям. Ключевыми преимуществами программных продуктов «Интермех» являются комплексность решения, бесшовная интеграция всех программных продуктов, использование единых источников данных на всех этапах подготовки производства. Не уступая в функционале ведущим мировым решениям (PTC, Siemens, Dassault), программный комплекс «Интермех» обладает при этом модульной структурой с более высокой степенью адаптации к условиям отечественных предприятий (в том числе к требованиям государственных стандартов, ЕСКД и ЕСТД) и позволяет гибко настроить программный комплекс под традиции, специфику и потребности всех предприятий-участников ЖЦ изделий.
Решения «Интермех» обеспечивают решение задач объединенных информационных пространств [2]:
– комплексный подход, включающий интегрированные между собой инструменты автоматизации для всех этапов подготовки производства;
– обеспечение различных форм обмена информацией между подразделениями;
– поддержка стандартов ЕСКД, ЕСТД и СПДС, включая гибкие инструменты для настройки комплекса под стандарты предприятия;
– создание единых баз знаний и НСИ;
– защита конфиденциальной информации, включая конструкторско-технологическую документацию и разграничение прав доступа;
– обмен информацией с локальными АРМ предприятия;
– электронный документооборот (в том числе между территориально распределенными площадками);
– интегрированные программные инструменты управления проектами.
Архитектура системы построена по трехзвенной схеме: Сервер баз данных – Сервер приложений ПО «Интермех» – Клиентское рабочее место (рис. 2). Программные продукты «Интермех» не имеют жесткой привязки к конкретной СУБД и могут одинаково успешно функционировать на базе Oracle, Microsoft SQL Server и Firebird, что зачастую является одним из важнейших факторов при распределенном развертывании системы. Как уже отмечалось выше, в едином информационном пространстве отраслевой кооперации функционируют организации «СКБ ПА», «КЭМЗ», «КаМЗ», «СМЗ», «АС», использующие в автоматизации производственных циклов программные продукты «Интермех». В силу тесных исторически сложившихся партнерских отношений, предприятия используют единые базы данных. Одновременно с этим серверы приложений у отдельных предприятий являются индивидуальными. Данная схема возможна благодаря модульной архитектуре программных продуктов «Интермех», она позволяет централизованно управлять нормативно-справочной информацией и использовать единые библиотеки стандартных изделий, вместе с этим разграничивая права доступа пользователей смежных и сопредельных информационных пространств предприятий при помощи гибких инструментов безопасности и применяя тот набор лицензий, который необходим каждому из предприятий.
Для всех производимых на предприятиях изделий разработана единая модель данных в соответствии с рекомендациями формирования ЭМИ модели по ГОСТ 2.052-2013 (рис. 3).
Ее реализация средствами программных продуктов «Интермех» позволяет поддерживать актуальность используемой в КТПП информации на всех этапах жизненного цикла и формировать целостный и корректный набор данных для экспорта в систему управления производством (рис. 4).
На этапе конструкторской подготовки специалистами «СКБ ПА» формируется основной объем информации, определяющий общие характеристики дальнейших этапов подготовки и производства изделия: трехмерные модели изделия, конструкторские чертежи, спецификации, ведомости покупных изделий и т.д.
Информация по изделию, полученная на этапе конструкторской подготовки производства, поступает в технологические службы, где производится нормирование труда и материалов, разработка техпроцессов, формирование данных для системы управления производством и планирования ресурсов предприятия-изготовителя.
Используемые программные средства информационного сопровождения обеспечивают функционирование рабочей среды, в которой специалисты получают актуальную информацию о деятельности смежных служб и специалистов в режиме реального времени (рис. 5).
КОНСТРУКТОРСКАЯ ПРОРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ. ПРИНЦИП ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО ТИПОВЫМ ЭЛЕМЕНТАМ
В ходе конструкторской подготовки производства на этапе проектирования изделия в «СКБ ПА» активно применяются как инструменты и приемы нисходящего проектирования, так и функциональные возможности Cadmech (рис. 6) – конструкторского приложения от «Интермех», расширяющие базовые возможности CAD-систем Autodesk AutoCAD и Autodesk Inventor. Использование методик нисходящего проектирования позволяет унифицировать решение многих задач, стоящих перед инженером-конструктором в ходе проектирования новых изделий, что особенно важно при разработке наукоемкой продукции. Применение Cadmech направлено на автоматизацию большинства процессов оформления конструкторами документации и организации программного взаимодействия с другими компонентами комплекса «Интермех» – Search, Imbase, Techcard и AVS.
В едином информационном пространстве за счет единых баз данных НСИ и КТЭ стало возможным проведение проектных процедур («СКБ ПА») по готовым элементам производственного цикла («КЭМЗ»).
Принцип формирования и реализации проектных процедур заключается в построении системы проектирования на основе блочно-модульного принципа. В основу этого принципа автоматизации положен термин «конструктивно-технологический элемент» (КТЭ) [3].
В нашем случае первичное образование КТЭ формируется из базы данных (БД) адаптивных конструктивных элементов, прошедших процедуру согласования и отработки технологичности, занесенных в базу разрешенных к применению элементов, имеющих связанную информацию о применяемых типовых технологических операциях и переходах, средствах оснащения, а также соответствующие им математические модели, в том числе подтвержденные натурными экспериментами. Основная часть БД КТЭ сформирована на предприятии за годы работ и представляет собой структурированное представление традиций проектирования и производства на данном предприятии (рис. 7). Следует отметить, что существует необходимость в КТЭ «временного» характера – для опытных и экспериментальных образцов с целью отработки технологичности их производства.
Кроме данного принципа, в стратегии проведения КТПП заложены следующие принципы информационного обмена:
– управление версиями электронных документов, включая конструкторскую и технологическую документацию;
– управление информацией об изделии в контексте ЭМИ, ЭСИ (надо расшифровать);
– применение электронной цифровой подписи при согласовании и утверждении документов;
– распределенный документооборот по бизнес-процессам;
– согласование конструкторской документации с использованием инструментов «красного карандаша»;
– организация совместной работы над проектами как в конструкторской, так и в технологической части;
– контроль календарных сроков выполнения работ в процессе освоения производства новых изделий;
– управление справочниками НСИ.
В процессе конструкторской стадии ЖЦ изделий используется последовательно-параллельная работа над проектом: конструктор на стадии эскизного проектирования, определяя общие габариты и материал будущего изделия, обеспечивает информацией технологические подразделения, службы снабжения и комплектации.
Применяя принцип единых баз данных КТЭ, на этапе КТПП стало возможным формализовать и автоматизировать процесс согласования на технологичность до 70% (в зависимости от уровня применяемых технологических решений, включая использование возможностей многофункционального оборудования с ЧПУ и современных средств технологического оснащения). Новаторские конструкторские решения, пройдя обособленную процедуру согласования на технологичность, в свою очередь становятся частью обновленной базы КТЭ. Процедура использования и обновления базы КТЭ регламентирована СТП, согласованном и принятом на всех предприятиях и организациях, входящих в рассматриваемый сегмент отраслевого куста.
Модульная структура системы «Интермех» позволяет посредством API-интерфейсов осуществлять локальную доработку программного комплекса посредством внедрения в процесс КТПП АРМ, отражающих специфику и традиции проектных и производственных работ и взаимоотношений подразделений. В нашем случае подобный подход обеспечивает функционирование структуры, отображенной на рис. 8.
Осуществляемый в «СКБ ПА» метод автоматизации проектных работ и принцип организации процесса конструкторско-технологической подготовки производства призван в значительной степени сократить сроки подготовки выпуска продукции, аргументировать прогноз себестоимости продукции, нормировать прибыль, обоснованно участвовать в тендерах различного уровня, планировать развитие предприятия, формировать кадровую политику и т.д.
Очевидно, что ключевым звеном автоматизации КТПП является база знаний и НСИ (рис. 9), реализованная в нашем случае на основе программного средства IMBase. Система управления данными об изделии и единый справочник материалов является базовым фундаментом, на котором основана вся информационная система предприятия.
ЕДИНЫЕ БАЗЫ ЗНАНИЙ И НСИ
IMBase служит единой базой стандартных элементов, комплектующих, материалов, а также выполняет функции базы НСИ и каталога применяемой оснастки на всех этапах КТПП. Регламентированные процедуры внесения изменений и новых позиций в каталоги Imbase позволяют обеспечивать актуальность используемой конструкторами и технологами информации, исключить дублирование данных и несоответствие действующим стандартам.
IMBase позволяет организовать ограничительный перечень предприятия по используемым стандартным изделиям, прочим изделиям, материалам, оснастке, оборудованию, представляя собой информационную базу данных конструкторско-технологического назначения.
Посредством прямой интеграции модуля Cadmech с единым корпоративным справочником предприятия в едином информационном пространстве организован ограничительный перечень предприятий по стандартным и прочим изделиям, а самое главное – по готовым конструкторско-технологическим элементам, в процессе проектирования.
Для адаптации баз данных НСИ и КТЭ была проведена работа по актуализации и применяемости и неприменяемости содержимого баз данных к конкретной структуре предприятия (департамента отрасли).
АКТУАЛИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ
Кроме общесистемных задач автоматизации КТПП, приведенных в начале статьи, одной из трудоемких и рутинных задач является создание спецификации на изделие и дальнейшее получение различных ведомостей (например, ведомости покупных изделий и т.д.).
Для автоматизации создания спецификаций и конструкторских ведомостей применяется система AVS. В разрезе применения программного комплекса «Интермех» AVS позволяет формировать документы как на базе состава изделия, формируемого и поддерживаемого в Search, так и на основе структуры сборки, разрабатываемой в среде Autodesk AutoCAD и Autodesk Inventor.
Другим несомненным преимуществом AVS является адаптация выходной формы представления спецификации в зависимости от специфических требований, предъявляемых к конструкторскому документу. Таким образом, на основе одного и того же набора данных о составе изделия можно формировать документы, адаптированные под стандарты как гражданской, так и специальной продукции. Одновременно, вне зависимости от формы представления информации, система обеспечивает полное соответствие и отслеживание изменений в структуре изделия.
Как отмечалось выше, информация об изделии начинает поступать еще на этапе конструкторской проработки изделия, при заполнении карточки. И уже на этом этапе подключаются службы снабжения, составляя план закупок и логистики поставок на предприятия материалов и комплектующих для производства изделия, еще не получившего финальные формы.
По плановому завершению этапа конструкторской подготовки производства в информационном пространстве предприятия присутствует полный комплект чертежей и спецификаций, состав изделия.
Все эти данные уже доступны другим техническим службам предприятия: технологи продолжают работу над технологической подготовкой производства, используя в качестве исходной информации конструкторские данные из системы Search, службы управления внешней комплектации и материалов закупают требуемые комплектующие и т.д. Все задействованные службы предприятия продолжают параллельную работу над технической подготовкой производства в рамках единого информационного пространства.
ИНТЕГРАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Как было продемонстрировано выше, в качестве информационного ядра, объединяющего информационные пространства предприятий, используется Search – PDM-система корпоративного уровня, которая является центральным звеном в комплексе автоматизации разработки конструкторской документации и технической подготовки производства.
Архивы электронных документов в Search представляют собой иерархическую структуру отдельных хранилищ, в которых система содержит документы и атрибутивную информацию, необходимую для их идентификации и поиска (обозначение, наименование, формат и т.д.). Кроме этого, обеспечивается отслеживание состояния изделия на различных этапах его жизненного цикла – определение статуса документа (утвержден, не утвержден), статуса электронной цифровой подписи, уровень доступа пользователей к документу.
В электронных архивах системы Search размещается вся конструкторская и технологическая документация предприятий (рис. 10). Программные инструменты Search позволяют формировать и поддерживать в актуальном состоянии состав изделия, в том числе на основе конструкторского документа (3D-модели сборки). Все трехмерные модели и чертежи ассоциативно связаны с соответствующими объектами в системе. В настоящий момент в архивах системы содержится более 850 тысяч конструкторских и технологических документов (без учета версий и вариантных исполнений). Безопасность обеспечивается четким разграничением прав доступа на все архивы. Трехуровневая система резервного копирования позволяет минимизировать простои конструкторов и технологов при программных и аппаратных сбоях, а также снизить риски утери информации.
Благодаря простому и эффективному инструменту PDM browser многие операции при формировании состава изделия на основе данных из CAD-систем (Autodesk Inventor, SolidWorks, NX, Creo Parametric, SolidEdge) выполняются полностью в автоматическом режиме. Аналогичным образом осуществляется работа с системами ECAD – P-CAD, Altium Designer, MentorGraphics. Search имеет интеграцию со всеми перечисленными системами и при формировании состава изделия использует информацию из них наряду с М-CAD-системами.
Работоспособность систем «Интермех» с ПО различных производителей обеспечивает взаимодействие данного информационного пространства с другими субъектами отрасли, в том числе смежными, обеспечивает интеграцию с внешними бизнес-процедурами, а также возможность смены базовой платформы CAD-CAM-CAE и т.п. в актуальных условиях тенденции импортозамещения.
Объединение информационных полей подразделений предприятия в единое информационное пространство системой Search обеспечивает:
– ведение электронного архива технической и организационно-распорядительной документации;
– управление данными об изделиях;
– управление полным жизненным циклом изделия;
– управление документооборотом предприятий;
– интеграцию с системами корпоративного управления.
Механизмы электронного согласования Workflow в системе Search позволили реализовать технологию электронного документооборота конструкторской и технологической документации. На предприятиях разработан и внедрен единый стандарт на согласование конструкторской и технологической документации исключительно средствами электронного документо-оборота. Внедрение данной технологии позволило сократить процесс согласования на 30-40% и снизить нагрузку на центры печати, уменьшив расход бумаги и расходных материалов для принтеров и плоттеров.
ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА
Производственные активы только «КЭМЗ» (без учета оборудования опытного производства «СКБ ПА» и внешних производственных площадок) насчитывают более 700 единиц высокопроизводительного оборудования, включая фрезерные, токарно-фрезерные станки с ЧПУ, автоматы продольного точения, многофункциональные станки. На начало 2016 года доля оборудования с ЧПУ составляет 98%.
Большая номенклатура производимых деталей и узлов в сочетании с высочайшими требованиями по точности и качеству диктуют жесткие требования к процессу конструкторско-технологической подготовки производства.
В составе «КЭМЗ» функционируют еще две производственные площадки, территориально удаленные от предприятия («КаМЗ» и «СМЗ»). В связи с тем, что подходы к подготовке производства едины для всех подразделений «КЭМЗ», для данных площадок организован терминальный доступ к серверу, установленному на территории «КЭМЗ». Такой режим позволяет использовать программные продукты «Интермех» на удаленных площадках без каких-либо функциональных ограничений.
Единой средой технологической подготовки производства на всех ко-оперирующих предприятиях является система Techcard (рис. 11). Ежегодно в системе разрабатываются более 10 000 технологических процессов для механообрабатывающего и сборочного производства. Применение инструментов автоматизации при выборе режущего инструмента и возможности повторного использования данных для проектирования технологических процессов позволили сократить сроки разработки технологической документации на 30-40%.
ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВ. СВЯЗЬ АСУТП С ERP
Для сокращения сроков подготовки производства и минимизации затрат предприятия был разработан модуль экспорта/импорта XML связи между системами управления производством и системой управления данными об изделии Search. Этот модуль позволяет передать всю необходимую информацию о составе изделий, материалах, технологических процессах, нормах времени в системы планирования ресурсов предприятий.
Перспективы развития
Целевое повышение объемов производства на 15-20% ежегодно при сохранении численности персонала (включая конструкторов и технологов) приводит к повышению объемов подготовки производства и обязывает к поиску и использованию все более совершенных инструментов автоматизации КТПП.
Основными направлениями совершенствования процессов КТПП на ближайшие годы являются:
– смещение акцента использования 3D-моделей. Данная задача включает в себя не только разработку трехмерных моделей на все изделия, производимые предприятием, но и дополнение конструкторских моделей информацией1, которая впоследствии могла бы быть использована на этапе технологической подготовки производства;
– развитие и наполнение баз знаний, применяемых в КТПП. Унификация и повторное использование инженерных решений, применяемых в КТПП, позволяющих сократить сроки подготовки производства, снизить номенклатуру применяемых материалов и комплектующих, а также решить актуальную для многих предприятий проблему «смены поколений»;
– повышение уровня коопераций с иными предприятиями. В современных условиях многие заводы, стремясь диверсифицировать собственное производство, неизбежно сталкиваются с необходимостью кооперации с иными производственными предприятиями. В этой связи оперативность передачи данных, управление изменениями и поддержание информации в актуальном состоянии становятся критически важной проблемой, напрямую влияющей на сроки производства изделия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общее информационное пространство предприятий позволяет использовать непрерывные и замкнутые бизнес-процессы по подразделениям и персоналу всех предприятий и организаций, включенных в него. Использование общих нормативно-справочных баз, согласованных, доступных или неприменяемых конструкторско-технологических элементов и компонентов изделия, минимизирует процесс согласования технологичности, транспортную логистику поставок комплектующих и отгрузки готовой продукции.
Благодаря комплексному подходу при адаптации решений «Интермех» предприятиям удалось кратно увеличить объемы подготовки производства в период с 2000 по 2015 гг. За это время объемы производства изделий и, как следствие, разработки конструкторской и технологической документации, выросли более чем в девять раз. При этом не только удалось сохранить численность ИТР, но и значительно увеличить количество молодых специалистов, работающих в контуре КТПП.
Ссылки:
1.Функциональное оформление PMI (ProductandManufacturingInformation – Информация об изделии и изготовлении)– технология подготовки конструкторской документации, используемая в сквозном проектировании на основе 3D моделей, при которой передача данных технологическому производству осуществляется без предварительной обработки и оформления плоских чертежей.
Список источников:
1. «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», утв. распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. №2036-р.
2. ИНТЕРМЕХ. Корпоративные решения для комплексной автоматизации технической подготовки производства. Электронный ресурс http://www.intermech.ru. Режим доступа – свободный.
3. Пузанов А.В. Принцип постпроизводственного проектирования гидроприводов. / А.В. Пузанов // Системный анализ и прикладная информатика – 2015, №3. – С. 36-41.
4. Пузанов А.В. Информационная поддержка жизненного цикла гидроприводов / А.В. Пузанов // Информатика, 2016, №1. -С. 39-48.
5. Пузанов А.В. Принципы и методы автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства гидроприводов. Монография / А.В. Пузанов. Ковров: ФГБОУ ВПО «КГТА имени В.А. Дегтярева», 2015, 168 с.
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!