На фото: «Большая Берта» мобильный вариант, тип М, макет. К моменту начала Первой мировой войны немецкая тяжелая артиллерия была одной из самых лучших в мире. По количеству тяжелых орудий немцы на порядок превосходили всех своих противников. Превосходство Германии также было и количественным, и качественным. Уже к началу первой мировой войны в германской армии насчитывалось около 3500 стволов тяжелой артиллерии. Это превосходство немцы сохраняли за собой на протяжении всего конфликта, доведя количество тяжелых орудий к 1918 году до 7860 единиц, сведенных в 1660 батарей. В этом ряду тяжелых орудий особое место занимали сверхмощные образцы артиллерийского вооружения, к которым по праву относят 420-мм немецкую мортиру «Большая Берта», известную также и под другим прозвищем – «Толстушка Берта» (немецкое название – Dicke Bertha).
Внучка Альфреда Круппа Берта Крупп
В ходе войны немцы успешно применяли это орудие при осаде хорошо укрепленных бельгийских и французских фортов и крепостей. А англичане и французы за разрушительную мощь и эффективность прозвали данное орудие «убийцей фортов».
Сверхмощное орудие назвали в честь внучки Альфреда Круппа
Конец XIX и начало XX века в Европе и во всем мире – это время бурного развития промышленности и технологий. Мир менялся, менялись и вооружения. Можно сказать, что все годы, предшествовавшие началу Первой мировой войны, гонка вооружений только набирала обороты, а начавшийся конфликт лишь разогнал этот процесс.
Производство немцами мощной 420-мм мортиры было логичным ответом на фортификационные работы, которые велись перед войной во Франции и Бельгии. Для разрушения современных фортов и крепостей требовалось адекватное оружие. Разработкой сверхмощного орудия занимались в компании Альфреда Круппа. Сам процесс создания мортиры начался в 1904 году и продолжался достаточно длительное время. Доводка и наладка опытных образцов шла вплоть до 1912 года.
Разработкой 420-мм мортир занимался непосредственно главный конструктор промышленного концерна «Крупп» профессор Фриц Раушенбергер, работавший над проектом вместе со своим предшественником Дрегером. Проектирование и производство мортир осуществлялись на заводе Krupp Armament в Эссене. В официальных документах орудия именовались «короткими морскими пушками», хотя изначально планировалось использовать их только на суше. Возможно, это было сделано в целях конспирации.
По одной из версий именно тандем разработчиков и дал сверхмощной мортире прозвище «Большая Берта» в честь внучки основателя концерна Альфреда Круппа, который считался настоящим «пушечным королем», сумевшим на долгие годы вывести фирму в лидеры оружейного рынка Германии. При этом внучка Альфреда Круппа – Берта Крупп на тот момент уже была официальной и единоличной владелицей всего концерна. Такая версия названия орудия, безусловно, является красивой, но однозначно подтвердить её нельзя.
Предпосылки для создания «Большой Берты»
К разработке сверхмощных мортир немцы приступили в качестве ответа на создание французами мощной системы долговременных оборонительных укреплений на границе с Германией. Заказ фирме «Крупп», выданный в начале XX века, предполагал создание орудия, которое могло бы пробивать бронеплиты толщиной до 300 мм или бетонные перекрытия толщиной до трех метров. 305-мм снаряды для таких задач оказались недостаточно мощными, поэтому немецкие конструкторы предсказуемо пошли на увеличение калибра.
Переход на новый калибр позволил немцам использовать бетонобойные и бронебойные боеприпасы, вес которых мог достигать 1200 кг. В годы Первой мировой войны название «Большая Берта» было применимо к двум разным 420-мм артиллерийским системам – полустационарной (тип Гамма) и мобильной более легкой версии на колесном лафете (тип М).
Полустационарный вариант «Большой Берты», тип Гамма
На базе последней системы уже в ходе войны, которая приобрела позиционный характер, немцы создали еще одно артиллерийское 305-мм орудие с длиной ствола 30 калибров. К тому моменту цели для сверхмощной артиллерии практически отсутствовали, а сравнительно небольшая дальность ведения огня становилась всё большим препятствием.
Новая модель орудия с лафетом от буксируемой мортиры «Тип М» получила обозначение Schwere Kartaune или тип β-M. К концу войны на фронте немцы имели как минимум две батареи таких 305-мм орудий. Такие пушки могли отправлять снаряды массой 333 кг на дистанцию 16,5 километров.
Стоимость одной «Большой Берты» составляла примерно один миллион марок (в сегодняшних ценах это более 5,4 миллиона евро). Ресурс орудий составлял примерно 2000 выстрелов. При этом каждый выстрел такой 420-мм мортиры обходился немцам в 1500 марок (1000 марок – стоимость снаряда плюс 500 марок – амортизация артиллерийской системы). В сегодняшних ценах это примерно 8100 евро.
Технические особенности орудий
Первым вариантом «Большой Берты» был полустационарный вариант 420-мм мортиры с длиной ствола 16 калибров. Эта модификация вошла в историю как тип Гамма. К 1912 году в кайзеровской армии насчитывалось пять подобных орудий, ещё пять были выпущены уже в годы Первой мировой войны. Также к ним было изготовлено как минимум 18 стволов.
420-мм снаряд «Большой Берты»
Мортира калибром 420-мм имела ствол длиной 16 калибров – 6,723 метра. Вес данной артиллерийской системы доходил до 150 тонн, а вес одного только ствола равнялся 22 тоннам. Перевозка мортиры производилась только в разобранном виде. Для этого необходимо было задействовать сразу 10 железнодорожных вагонов.
По прибытии на место шли работы по подготовке орудия к установке. Для этого отрывался котлован для бетонного основания орудия. На рытье котлована могли уйти сутки. Еще неделя тратилась на затвердевание бетонного раствора, который справился бы с отдачей от стрельбы 420-мм мортиры. При работах и оборудовании огневой позиции необходимо было использовать кран грузоподъемностью 25 тонн. При этом само бетонное основание весило до 45 тонн, а ещё 105 тонн весила сама мортира в боевом положении.
Скорострельность всех 420-мм мортир составляла всего 8 выстрелов в час. При этом огонь из артиллерийской системы «Гамма» велся при углах возвышения ствола от 43 до 63 градусов. В горизонтальной плоскости углы наведения составляли ± 22,5 градуса. Основным для данного варианта орудия можно было назвать 1160-кг бронебойный снаряд, содержавший 25 кг взрывчатого вещества. При скорости 400 м/с максимальная дальность стрельбы подобным боеприпасом достигала 12,5 километров.
Конструкция данного снаряда в годы Первой мировой войны не менялась. А вот фугасный снаряд, напротив, был уменьшен. Его вес сократился с 920 до 800 кг, а начальная скорость выросла до 450 м/с. Максимальная дальность стрельбы фугасным снарядом увеличилась до 14,1 километра (правда, и масса взрывчатого вещества уменьшилась со 144 до 100 кг).
Полустационарный вариант можно было использовать для борьбы со стационарными объектами типа крепостей и фортов, для чего мортиры и создавались. Но такое исполнение имело и вполне очевидные недостатки – длительное время подготовки огневых позиций и привязка подобных позиций к железнодорожным веткам.
Мобильный вариант «Большой Берты», тип М на позиции
Ещё в 1912 году военные заказали разработку мобильного варианта «Гаммы» меньшей массы. Новый вариант получил колесный лафет. Уже в 1913 году немецкие военные, не дожидаясь окончания разработки первого орудия, заказали второй образец. А всего в годы войны собрали ещё 10 таких мортир, получивших обозначение «тип М».
Вес такой мортиры уменьшился до 47 тонн. Отличительной особенностью был уменьшенный ствол длиной всего 11,9 калибра (длина нарезной части 9 калибров). Масса ствола уменьшилась до 13,4 тонны. В вертикальной плоскости орудие наводилось в диапазоне от 0 до 80 градусов, заряжание производилось только при горизонтальном положении ствола. В горизонтальной плоскости углы наведения орудия составляли ± 10 градусов.
Буксируемое орудие стреляло фугасными снарядами массой 810 и 800 кг, которые имели массу взрывчатого вещества 114 и 100 кг соответственно. Скорость снарядов составляла 333 м/с, максимальная дальность стрельбы до 9300 метров. В 1917 году был разработан легкий 400-кг бронебойный снаряд с 50 кг взрывчатки. Начальная скорость такого снаряда выросла до 500 м/с, а максимальная дальность стрельбы достигла 12 250 метров.
Главным отличием орудия было наличие колесного лафета и щита, который мог защитить расчет от осколков снарядов. Для того чтобы колеса сверхмощного орудия не вязли в грунте и разбитых военных дорогах, на них были расположены специальные пластины, призванные уменьшить давление на грунт. Технологию с использованием специальных вездеходных пластин Rad-guertel в 1903 году изобрел англичанин Брэхем Джозеф Диплок. Правда, он полагал, что его изобретение будет востребовано в сельскохозяйственной технике.
Транспортирвка «Большой Берты» тип М тягачами «Даймлер»
Для транспортировки 420-мм мортир были созданы специальные тракторы-тягачи, над созданием которых концерн Круппа работал совместно с компанией «Даймлер». Для перевозки мортиры и необходимого для сборки оборудования использовались четыре специальных транспортных повозки. Сборка облегченного варианта мортиры на местности занимала до 12 часов.
Боевое применение орудий
420-мм немецкие мортиры полностью себя оправдали в борьбе с крепостями и фортами бельгийцев и французов на первом этапе Первой мировой войны. Фугасный снаряд данного орудия оставлял воронку размерами до 13 метров в диаметре и 6 метров глубиной. При этом при разрыве образовывалось до 15 тысяч осколков, сохранявших убойную силу на удалении до двух километров. В зданиях и стенах снаряды данной мортиры оставляли 8–10 метровые проломы.
Как показал опыт боев, 420-мм снаряды пробивали железобетонные перекрытия толщиной до 1,6 метра, а просто бетонные плиты – толщиной до 5,5 метра. Единственного попадания в каменную постройку было достаточно для её полного уничтожения. Земляные сооружения также быстро разрушались в результате воздействия мощного фугасного действия. Внутренности фортов – рвы, гласисы, брустверы превращались в знакомый многим по фотографиям Первой мировой войны лунный пейзаж.
Боевым дебютом «Больших Берт» стал обстрел бельгийской крепости Льеж. Для подавления крепости было задействовано сразу 124 орудия, в том числе две приданных немецким войскам в Бельгии «Больших Берты». Для вывода из строя одного бельгийского форта, типовой гарнизон которого мог состоять из тысячи человек, орудиям требовались сутки времени и в среднем 360 выпущенных снарядов. Двенадцать фортов крепости Льеж были взяты немцами за 10 дней во многом благодаря мощи своей тяжелой артиллерии.
Перевозка полустационарной версии «Большой Берты», тип Гамма в Брюсселе, фото history.2014-18brussels.be
Уже после первых же боев на Западном фронте англичане и французы начали называть 420-мм мортиры «убийцами фортов». Немцы активно использовали «Большие Берты» и на Западном, и на Восточном фронте. Они применялись для обстрела Льежа, Антверпена, Мобежа, Вердена, Осовца и Ковно.
После завершения войны все остающиеся в строю 420-мм мортиры были уничтожены в рамках подписанного Версальского договора. Чудом немцам удалось сохранить лишь одну мортиру типа «Гамма», которая затерялась на испытательном полигоне заводов Круппа. Данное орудие вернулось в строй во второй половине 1930-х годов и применялось гитлеровской Германией во Второй мировой войне.
Немцы использовали данное орудие в июне 1942 года при штурме Севастополя, а затем в 1944 году при подавлении Варшавского восстания.
Автор: Юферев Сергей
Источник: https://topwar.ru/