Основные препятствия на пути внедрения инструментов искусственного интеллекта в отечественную экономику: экспертное мнение

Рыночный вес инструментов искусственного интеллекта неуклонно возрастает. За несколько лет он возрос до 550 млрд. руб. [1]. В тоже время, уровень проникновения этих передовых инструментов в России продолжает отставать от мировых показателей как минимум в 3 раза [2]. Поэтому органы государственной власти получили от Президента перечень поручений по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», направленных на дальнейшее продвижение технологий искусственного интеллекта во все отрасли народного хозяйства и государственного управления [3]. Уже сейчас ИИ способен справляться с задачами лучше человека в тех областях, где решения принимаются на основании обработки большого количества данных. Но в областях, где необходимо учитывать социальные факторы, эмоции, обнаруживается «социальная слепота» компьютера, и человек пока не заменим.

Так, например, поддержка клиентов в медицинских учреждениях все еще лучше реализуется человеком, чем нейронной сетью. Тем не менее, областей для уже апробированного успешного внедрения решений на базе искусственного интеллекта вполне хватает.

Сложности реализации

На пути к широкомасштабному внедрению ИИ-технологий в России встает сегодня ряд проблем:

  1. Пробелы в нормативно-правовом регулировании. Как и в любой новой области индустрии, технологии на базе ИИ развиваются быстрее соответствующего законодательства. До недавнего времени искусственный интеллект оставался экзотикой, применяющейся в очень узких сферах деятельности, и не оказывающей значительного влияния на общество, поэтому его нормативное регулирование не казалось актуальной задачей. Сегодня ИИ управляет медицинскими роботами, системами вооружения, беспилотными транспортными средствами, создает произведения искусства, пишет почти половину программного кода, выполняет другие важные задачи. Поэтому все острее встает необходимость урегулирования при его использовании вопросов ответственности, безопасности, авторских прав и прочих. Не случайно ЕС уже согласовал и в ближайшее время планирует принять закон (AI Act), регулирующий искусственный интеллект [4]. В законе технологии ИИ будут разделены по степени опасности, введены меры регулирования и лицензирования, ограничения на использования определенных технологий в отдельных отраслях. Опасность бесконтрольного развития технологий ИИ в последнее время признается уже большинством экспертов [5]. В России подобное государственное регулирование пока отсутствует, осуществляется на корпоративном уровне посредством внедрения кодексов корпоративной этики.
  2. Дефицит квалифицированных ИИ-разработчиков. Доступных специалистов в области искусственного интеллекта в настоящий момент в стране не хватает, так как за них приходится конкурировать с крупнейшими иностранными корпорациями, такими как Google или OpenAI. В этой области государственная политика поддержки весьма заметна. Сегодня в России развитию ИИ оказывается комплексная поддержка в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами: в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» осуществляется грантовая поддержка научных исследований, разработки учебных программ, подготовки специалистов отрасли, грантовая поддержка отечественных ИИ-стартапов, субсидирование крупных отечественных разработчиков.
  3. Ограниченные возможности у среднего бизнеса по инвестированию в разработку ИИ-решений. Развитие решений, основанных на технологиях искусственного интеллекта — это дорогое удовольствие. Аренда или приобретение значительных вычислительных мощностей, покупка или самостоятельный сбор и структурирование огромных массивов данных для обучение моделей, оплата работы высококвалифицированных специалистов — все это требует больших и очень больших инвестиций, которые не могут себе позволить большинство мелких и средних предприятий. Поэтому основное внедрение ИИ-технологий происходит в крупных корпорациях или при существенной государственной поддержке.
  4. Дефицит структурированных данных, подготовленных для обучения искусственного интеллекта. Самым важным ресурсом для создания ИИ-моделей являются большие объемы данных, необходимые для обучения нейронных сетей, на базе которых они организованы. Но сегодня закон о персональных данных ограничивает возможности их использования. С 2021 года в разработке находится законопроект, который позволяет распоряжаться обезличенными банками данных. На текущий момент уровень цифровизации в России достиг высокой степени, практически все данные собираются, обрабатываются и хранятся в цифровом виде. В случае принятия поправок к закону о персональных данных официальный оборот обезличенных массивов данных в целях обучения ИИ мог бы сильно ускорить внедрение решений, основанных на искусственном интеллекте, в бизнесе и государственном управлении.

Поддержка государства

Государственными органами на настоящий момент уже реализованы существенные меры по поддержке развития технологии в стране. В частности, была разработана система налогового льготирования, программа стимулирования использования путем увязывания с предоставлением дотаций из бюджета. Однако не всегда принятые меры работают так, как рассчитывалось. Это заметно на примере налоговых льгот для предприятий.

Так, инвестиции во внедрение ИИ-решений могут снижать налогооблагаемую базу для бизнеса, так как расходы на приобретение созданных в России основных средств и нематериальных активов, относящихся к сфере ИИ, с 2023 года учитываются в себестоимости с коэффициентом 1.5, а амортизируются ускоренно с повышающим коэффициентом 3. Однако на настоящий момент данная льгота пока не достигла должной популярности, вероятно, в связи с недостаточным выбором готовых ИИ решений в реестрах отечественного ПО и радиоэлектронной промышленности.

С причинами неактивного использования льготой необходимо разбираться. С одной стороны, она не должна быть столь же сложной в применении, как льгота на НИОКР, для использования которой, необходимо буквально доказать научную новизну своих разработок налоговым органам [6]. С другой стороны, нельзя позволить «подтягивать» под нее любую автоматизацию производства, так как в настоящий момент нередки случаи смешения понятий.

Ориентироваться здесь нужно на закрепленное в ст. 2 закона № 123-ФЗ от 24.04.2020 г. определение искусственного интеллекта — комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Такой комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, а также процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

Выводы

Недавние геополитические вызовы, поставленные перед отечественной экономикой, не оставляют выбора: без активного широкомасштабного внедрения технологий искусственного интеллекта во все сферы народного хозяйства и государственного управления Россия может потерять те экономические позиции, которые сегодня достигнуты. Для этого нужно продолжать и наращивать государственную поддержку технологии, оперативно решать возникающие «болезни роста». При этом государственное регулирование не должно становиться излишне жестким, чтобы не закрыть доступ на рынок небольшим частным стартапам и не подавить конкуренцию.

Список источников.

  1. Альманах искусственный интеллект. Индекс 2021 года. Аналитический сборник № 10 // https://aireport.ru/ai_index_russia-2021, 09.07.2023 г.
  2. Отечественный ИИ внедряется медленно // https://www.comnews.ru/content/ 223246/2022-11-28/2022-w48/otechestvennyy-ii-vnedryaetsya-medlenno, 09.07.2023 г.
  3. Перечень поручений по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» // http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/70418, 09.07.2023 г.
  4. Proposal for a regulation of the European Parliament and of the Council on harmonised rules on Artificial Intelligence (Artificial Intelligence Act) and amending certain Union Legislative Acts 09/05/2023 // https://www.europarl. europa.eu/meetdocs/2014_2019/plmrep/COMMITTEES/CJ40/DV/2023/05-11/ConsolidatedC…, 09.07.2023 г.
  5. Pause Giant AI Experiments: An Open Letter // https://futureoflife.org/open-letter/pause-giant-ai-experiments/, 09.07.2023 г.
  6. Льгота на интеллект: что стимулирует внедрение ИИ в бизнесе // https://blogs.forbes.ru/2022/09/05/lgota-na-intellekt-chto-stimuliruet-vnedrenie-ii-v-biznese/ , 09.07.2023 г.

PS: Данное экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ «ИИ: фундамент экономики будущего и маяк российского технологического суверенитета».

Автор: Максим Легашов, проректор по экономике и финансам, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Источник: https://roscongress.org/