Москва расширяет парк электрических судов: перспективы и преимущества применения водного электротранспорта

Хорошо известно, что морские и речные суда являются существенным источником выбросов разных вредных веществ в окружающую среду. Каждый год около 90 тысяч судов всемирного флота создает около 1 млрд тонн диоксида углерода. В тоже время, снижение такого отрицательного воздействия на окружающую среду может быть достигнутоа путем расширенного применения альтернативных видов топлива в судоходстве: сжиженного природного газа, водородного топлива и электроэнергии. Как стало известно верфь “Эмпериум” в Ленинградской области отправила в Москву на сухогрузном теплоходе “Окский 54” два последних в контракте электросудна проекта “Экобас”: “Каменка” и “Пахра”. Путь до столицы почти составит 1300 км через реку Нева, Ладожское и Онежское озера, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, реку Волга и канал им. Москвы.

Суда также пройдут через центр столицы — Москву-сити, Кремль, Храм Христа Спасителя и парк Зарядье. Напомним, департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы заключил контракт на 15 лет с ОАО «Пассажирский порт» (часть группы ООО «ВодоходЪ») на обслуживание двух регулярных маршрутов. По условиям контракта, запланирована поставка 21 электрического судна, установка 23 причалов, шести зарядок и оборудование двух пунктов базирования флота. Сами электросуда строятся на верфи «Эмпериум» (входит в Sitronics Group) в Отрадном Ленинградской области.

Электрическое пассажирское судно проекта «Экобас» — справка

  • Длина — 21,8 м
  • Ширина — 6,2 м
  • Осадка по КВЛ — 1,49 м
  • Материал корпуса — сталь
  • Материал надстройки — алюминий, либо отдельные композитные панели
  • Экипаж — 2 чел.
  • Пассажировместимость — не менее 50 чел.
  • Мощность двигателей — 2×134 кВт
  • Емкость батарей — не менее 470 кВт*час
  • Максимальная скорость — 12 узлов
  • Крейсерская скорость — 8 узлов

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

РЫНОК ЭЛЕКТРОСУДОВ

Согласно оценке, приведенной в Транспортной стратегии Российской Федерации, при сохранении актуальных темпов обновления парка доля транспортных средств на электротяге и других альтернативных видах топлива в мире к 2035 году составит 5-25% для автотранспорта и около 3-5% — для водного транспорта.

При этом проекты по созданию судов с электродвигателями относятся к числу наиболее перспективных. В настоящее время в мире строится и эксплуатируется около 100 таких судов.

По оценкам экспертов, ежегодный объем мирового рынка электросудов составляет порядка 5 млрд долларов на протяжении последних лет. Ожидается, что к 2030 году объемы рынка превысят 16 млрд долларов, а ежегодный прирост будет составлять 15 % (по данным исследования MarketsandMarkets).

Ellen_2.jpg

Ellen – датский полностью электрический паром

Крупнейшая доля рынка электросудов принадлежит Европе – более 48%, вслед за которой расположилась Северная Америка с долей около 25%.

Наибольшее распространение электросуда получили в скандинавских странах. В Норвегии, Финляндии и Дании электрические суда активно вытесняют пассажирские паромы на традиционных видах топлива.

Главными игроками на рынке электрических судов считаются норвежские Kongsberg, Norwegian Electric Systems AS и Vard, швейцарские ABB и Leclanché SA, финская Wartsila, немецкие MAN Energy Solutions SE и Siemens, голландская PortLiner, канадская Corvus Energy, американская General Dynamics Electric Boat, японская Kawasaki Heavy Industries и другие.

  • $ 5 млрд – Объем мирового рынка электросудов в 2021 г.
  • +15% – Прогнозируемый ежегодный прирост объема рынка электросудов
  • $ 16 млрд – Объем мирового рынка электросудов к 2030 г.
  • 48% – Доля европейского рынка электросудов

О ФЛОТЕ

На текущий момент флот электрических судов составляют в основном паромы и небольшие пассажирские суда для внутренних водных путей. Им не требуется большая мощность и высокая автономность, при этом у них практически бесшумные и экологически чистые двигатели.

Главными ограничениями для широкого использования электрического водного транспорта остаются грузоподъемность и максимальная длина рейса на одном заряде. Первое полностью электрическое грузовое судно, построенное в Китае в 2018 году, может пройти всего 80 км с грузом 2,2 тыс. тонн. При этом стандартные контейнеровозы типа Handymax и выше способны перевозить в десятки раз более тяжелые грузы.

Проект e5 – японский полностью электрический танкер

Распространенным решением для увеличения эффективности грузовых судов является применение гибридной дизель-электрической системы, которая предоставляет возможность варьировать мощность судна в случае необходимости.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Мировая судоходная отрасль уверенно держит курс на последовательное снижение вредных выбросов в атмосферу.

В 2016 году Международная морская организация (ИМО) в рамках Конвенции МАРПОЛ ввела требование о предельно допустимом содержании серы в судовом топливе – не более 0,5% с 1 января 2020 года.

В июне 2021 года Комитет по защите морской среды ИМО утвердил поправки, содержащие требования технического и эксплуатационного характера по энергоэффективности судов. В частности, они предполагают введение с 1 января 2023 года новых нормативов для морских грузовых и пассажирских судов, эксплуатирующихся за пределами национальных вод. Для работы в международных акваториях они должны отвечать требованиям по «коэффициенту энергоэффективности» и иметь надлежащий сертификат соответствия.

Начиная с 2023 года, суда также должны будут ежегодно уменьшать объемы выбросов парниковых газов в атмосферу на единицу грузо- или пассажирооборота в рамках установленных понижающих значений.

Тенденция на ужесточение экологических норм в судоходстве в перспективе приведет к более массовому использованию низко- и безуглеродных видов топлива, росту инвестиций в разработку и применение электрических судов.

Portliner_2.jpg

PortLiner – голландская электрическая баржа для внутреннего плавания

Электросуда обладают рядом преимуществ перед традиционным водным транспортом, благодаря которым их доля на рынке перевозок будет только расти:

  • меньший размер судов позволяет получить доступ к портам, закрытым для крупного водного транспорта, способствует уменьшению заторов и доставке товаров максимально близко к конечному потребителю;
  • электрификация стимулирует развитие автономного водного транспорта, устраняет необходимость в постоянном трудоемком обслуживании сложных двигателей, работающих на горючем или альтернативном топливе;
  • при проектировании и строительстве небольших недорогих электросудов используются последние достижения науки, что способствует ускоренному внедрению новых технологий в отрасли;
  • электрический флот небольших судов быстрее окупается и более устойчив к рыночным циклам, чем традиционный крупный флот, где на получение первой прибыли уходят годы.

РАЗВИТИЕ В РОССИИ

С недавнего времени активная деятельность по развитию электрического водного транспорта ведется и в России.

В 2019 году российская компания «НПК Морсвязьавтоматика» разработала первое пассажирское речное судно на электротяге «Эковольт». В 2020 году электрокатамаран, построенный на верфи «Эмпериум» под Санкт-Петербургом, был спущен на воду, прошел несколько испытаний и получил сертификат Российского речного регистра.

На сегодня «Эмпериум» выпускает шесть видов судов на электрической тяге: скоростной катамаран Ecocruiser вместимостью до 120 человек, суда Ecovolt в компоновках 1.0, 2.0, 3.0, предназначенные для водных прогулок, экскурсий и пассажирских перевозок, а также водные автобусы-электроходы Ecobus и Cityvolt. – соответственно, “Экокрузер”, “Экобас” и “Ситивольт”.

image5.png

Ecovolt 2.0 – российский электрокатамаран для перевозки пассажиров

Регулярные речные перевозки пассажиров на электросудах отечественного производства на базе государственно-частного партнерства могут быть запущены в 18 регионах, в том числе в Ленинградской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Иркутской областях, Красноярском и Краснодарском краях, Республиках Крым, Якутия и Бурятия. Объем необходимых инвестиций оценивается в 30 млрд рублей, из которых 20 млрд потребуется на закупку флота и 10 млрд – на создание сопутствующей инфраструктуры.

В Москве планируется создать флот из 21 электрического судна, построить 23 инновационных понтонных причала, 6 береговых зарядных станций и 2 пункта базирования. До конца 2022 года в тестовом режиме в столичную акваторию будут запущены первые суда на электротяге. Новый экологический вид транспорта не будет оказывать негативного воздействия на окружающую среду из-за применения альтернативного вида топлива в судоходстве – электрических аккумуляторов.

image6.png

Экобас – российский водный автобус-электроход

Электрические водные трамваи – полностью российская разработка с использованием отечественных материалов, конструкций и технологий. В этих моделях применены современные передовые технологии:

В проекте принимает участие Государственная транспортная лизинговая компания, которая поставит в лизинг на льготных условиях 7 электросудов для регулярных речных перевозок в Москве в 2023 году. Суда уже законтрактованы, ведется их строительство на российской верфи, что соответствует миссии компании по поддержке и развитию отечественного машиностроения.

Ряд регионов России уже проявил интерес к формированию флота электросудов, например, грузопассажирских паромов для переправ. Среди них – Московская область, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь. ГТЛК зачастую поддерживает проекты на самом сложном, начальном этапе развития и накопила большой опыт по продвижению новых типов транспортных средств на рынке. Доказавший свою эффективность инструмент лизинга может помочь регионам в осуществлении их планов.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://www.gtlk.ru/