Пример краудфандинга для проекта космической биологической системы жизнеобеспечения

Предлагаем разбор успешно завершенной краудфандинговой кампании «435nm. Жить за пределами Земли!» по сбору средств на строительство и проведение испытаний биологической системы жизнеобеспечения, пригодной в перспективе для использования в космосе. Кампания для проекта продолжалась с 8 февраля по 29 марта 2018 года и собрала 407 001 рубль при требуемых 400 000 рублей. Итак. Чуть меньше чем год назад, 14 июля 2017 года наша команда запустила на орбиту Земли “Маяк” — первый в России космический спутник, построенный методом краудфандинга командой космических энтузиастов. Еще во время работы над “Маяком” мы задумались о том, какой будет наш следующий проект и решили, что он должен способствовать освоению дальнего космоса и обязательно иметь коммерческое применение на Земле.

Картинки по запросу 435nm. Жить за пределами Земли!

Идеей, отвечающим данным критериям, оказалось создание фотобиореакторов для культивации одноклеточных зеленых водорослей — важнейшего звена биологической системы жизнеобеспечения, автономной биосферы, размещенной на межпланетном корабле или планетарной базе и обеспечивающей экипаж воздухом, водой и пищей. На Земле микроводоросли находят применения для очистки воздуха дома и в офисе, очистки сточных вод, их едят люди в качестве биологически активных добавок, ими кормят животных и используют для производства биотоплива.

Наш проект основывается на наработках Института медико-биологических исследований РАН и называется 435nm в честь пика поглощения хлорофилла а в живом растении. Краеугольный камень проекта — это гипотеза о том, что можно снизить затраты на выращивание водорослей путем сужения спектра излучения, которым они освещаются.

Для проверки этой гипотезы была инициирована кампания на платформе Бумстартер. Это была наша третья кампания. До этого было два сбора на спутник “Маяк” в 2014 и 2016 годах.

Общие характеристики кампании

Итак, каким же образом получилось собрать 407 001 рубль краудфандингом. Подготовка проекта к запуску на платформе “Бумстартер” продолжалась с 11 января 2018 года по 8 февраля 2018 года, с 8 февраля по 29 марта длилась сама кампания, деньги на счет были переведены 18 апреля. Таким образом, на получение 400 тыс. рублей ушло примерно 3 месяца.

Над кампанием в процессе подготовки на 0,5 ставки работало 4 человека, при этом в процессе ее проведения эпизодически привлекались и другие участники. Отдельное спасибо компании looi.ru и Марку Гольбергу за помощь подготовке графических материалов для страницы проекта на сайте Бумстартера и в соцсетях.

Перечень вознаграждений и их стоимость можно посмотреть на странице проекта.  Следует отметить, что при разработке идей вознаграждений учитывалось, что доставка материальных вознаграждений в предыдущих кампаниях вызывала большое количество проблем, поэтому их количество было сведено к минимуму.

Финансовые расходы на подготовку кампании до запуска структурировались следующим образом: запись видео — 5 000 рублей, взнос при регистрации проекта — 4 000 рублей.

Комиссии и налоги, уплаченные из суммы сборов после успешного окончания кампании составили: агентская комиссия Boomstarter, 3,5% от сборов — 14 245 рублей, НДФЛ 13% — 52 910 рублей.

На вознаграждения планируется потратить 34 986 рублей. Планируется, так как процесс их изготовления и рассылки еще не завершен.

Расходы на продвижения проекта были нулевые, мы не платили за публикации.

Таким образом, на технические работы пойдет 290 860 рублей или 71,46% от суммы сборов.

В ходе проведения кампании можно выделить два этапа:

  • продвижение проекта в среде тех, кто читает научно-популярные СМИ и блоги, 8 февраля — 12 марта,
  • продвижение среди широкой публики, 12 марта — 29 марта.

График прогресса по дням приведен на рисунке ниже. Следует заметить, что график прогресса средствами платформы вычисляется с ошибкой. Вероятно, в расчете учитывается не перечисленная сумма, а размер вознаграждения, который выбрал спонсор. Так, например, в первый день кампании первый спонсор выбрал вознаграждение за 50 рублей и перевел 2 000 рублей, при этом его вклад был учтен именно как 50 рублей.

Каналы продвижения

Друзья автора проекта оказались самым действенным каналом, принесшим 251 899 рублей или почти 62% суммы сборов. Друзья автора жертвовали деньги с самого начала проекта, но их вовлечение в сборы увеличилось в процессе рассылки личных сообщений в FB и VK, которая продолжалась с 14.03.2018 по 21.03.2018.

В случае других каналов продвижения данные не столь однозначные. Об их эффективности можно косвенно судить, сопоставляя время публикации материала в канале и график сборов по дням. Эта информация приведена на рисунках ниже.

Полный перечень публикаций по проекту 435nm приведен в таблице.

Выводы

Для проведения сборов порядка 400 тыс. рублей потребовалось около 3 месяцев от первой встречи команды до перечисления денег на счет.

Самым эффективным каналом сборов оказалось продвижения проекта среди личных друзей автора проекта. Среди других каналов нет возможности выделить каналы с ярко выраженной эффективностью.

Источник: https://habr.com/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!