Инновационная система США: политика развития инновационной среды

Картинки по запросу инновации в сша«Треугольник успеха инноваций» состоит из бизнес-среды, регулятивной среды и политики, применяемой государством для развития инновационной среды. Первые два фактора мы рассмотрели в прошлой статье. Но они касаются экономики страны в целом, помогают понять, как устроена предпринимательская деятельность, за что приходится платить компаниям, как они могут получить налоговые льготы. Сегодня мы рассмотрим те методы, которые федеральное правительство США и муниципальные власти страны применяют для развития непосредственно инноваций, для повышения эффективности коммерциализации изобретений и технологий, принятия технологий и привлечения инвестиций из других стран, развития коллаборации между бизнесом и учёной средой.

image
Калифорнийский технологический институт

Политика, применяемая для развития инновационной среды

Исследования и технологии

Поддержка исследований в университетах и исследовательских институтов

Американская система поддержки научных исследований основана на двух фундаментальных аспектах:

  • Поддержка исследований, относящихся к миссии государства — оборона, здоровье — через федеральные лаборатории.
  • Поддержка всех остальных исследований преимущественно через финансирование университетов.

На НИОКР в 2013 году США потратили около 140 миллиардов долларов. Если считать по проценту от ВВП, потраченному на эти цели, в США он снижается с 1960 годов — с самого разгара Холодной войны и Лунной гонки — и за эти годы потерял 25%.

Скачки повышения затрат на финансирование НИОКР связаны с «Национальными институтами здоровья», которые в 1990-х получили вдвое увеличенное финансирование для борьбы с онкологическими и другими серьёзными заболеваниями, а также с оборонной промышленностью для ответа на террористические угрозы Ирака и Афганистана.

Федеральные лаборатории

Система федеральных лабораторий в США разветвлённую сеть во всех штатах. Одна часть лабораторий работает непосредственно под руководством государственных органов, а другая отдана частным операторам. Крупнейшие лаборатории основаны Министерствами Обороны, Энергетики и Здравоохранения.

Огромную роль в инновационной системе играет «Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США» (DAPRA), хотя оно не относится к федеральным лабораториям. Оно работает с различными проектами, значимыми для обороны.


National Bio and Agro-Defence Facility, лаборатория в Канзасе

Университетские исследования

Министерство обороны, Министерство энергетики, Национальные институты здоровья поддерживают университетские исследования для достижения собственных целей. С другой стороны, Национальный научный фонд США отвечает за развитие науки и технологий в стране через предоставление временных грантов предпринимателям, исследователям, исследовательским центрам на работы различного характера, а не на конкретные исследования. Часть средств идут на дорогое научное оборудование и средства обслуживания в «центрах коллективного пользования», которые нужны учёным и инженерам, но слишком дороги для отдельных исследователей или локальной группы. Тем не менее, финансирование университетских исследований относительно процента ВВП в США остаётся позади многих стран, в первую очередь Дании, Ирландии, Австралии, Кореи и Норвегии. На графике ниже — процент ВВП, который государства тратили на университетские исследования в 2000-2011 годах.

Система трансфера технологий

До 1980-х годов трансфер технологий из университетов и федеральных лабораторий на коммерческий рынок не имел системного характера, системной поддержки именно со стороны федеральных властей. Конечно, Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет уже работали с промышленностью и создавали технологии для рынка. Но это было обусловлено скорее их политикой, в том числе работающими технопарками и плотной связью между учёной средой и бизнесом.

В 1980 году Конгресс принял закон Стивенсона-Уайдлера «О технологической инновации», который потребовал от каждой федеральной лаборатории создания офиса по выявлению коммерчески ценных технологий и их последующему трансферу частному сектору. Так федеральное правительство решило развить взаимодействие между бизнесом и лабораториями, на которые государство уже тратит средства. А закон Бэя-Доула, принятый в том же году, дал возможность университетам самостоятельно зарабатывать на результатах своих исследований. До того момента вузы, получавшие финансирование от государства, не могли распоряжаться результатами изысканий. Этот закон The Economist назвал самым удачным во второй половине XX века, а The Wall Street Journal включила в тройку самых эффективных мер по развитию инноваций.

Поддержка исследований, проводимых предприятиями

В США коммерческую деятельность в основном ведут частные компании, созданные для получения прибыли. Власти в основном не оказывают поддержку НИОКР в фирмах напрямую, только если исследования не связаны с одной из миссий государства — например, с оборонной промышленностью.

Тем не менее, федеральное правительство поддерживает ряд политических мер, помогающих создавать инновации в компаниях. В 1981 году Конгресс установил налоговый кредит фирмам для стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в размере 20%. В 1984 была запущена «Инновационные исследования в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research), на которую федеральные агентства были обязаны выделять долю своих НИОКР-бюджетов на исследования малого бизнеса.

Система движения знаний

Инновационные кластеры

В 1977 году итальянский учёный Дж. Бекаттини ввёл термин «промышленный район»: это «локальная система с активным соразмещением людей и первичной отрасли, состоящая из небольших независимых фирм, специализирующихся на различных этапах единого производственного процесса». «Маршаллианские промышленные районы», по мнению учёного, представляют собой естественно или исторически ограниченные территории, характеризующиеся присутствием и взаимопроникновением сообщества людей, и производственным аппаратом.

В 1990-е годы профессор Гарвардской бизнес-школы популяризовал понятие кластера: «кластер – это группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих в определенном виде бизнеса, характеризующихся общностью направлений деятельности и дополняющих друг друга». Кластеры создают основу для притока инвестиций в малый бизнес, дают возможность предпринимателям использовать процессы диверсификации.

Эффективность кластерного развития показывают такие районы, как Кремниевая долина и Исследовательский треугольник Северной Каролины. Тем не менее, федеральное правительство США сыграло незначительную роль в развитии инновационных кластеров. Вместо него этим занимаются регионы, разрабатывая соответствующие программы поддержки.

Система коллаборации в промышленности (с академическими и исследовательскими институтами)

Университеты — Массачусетский технологический, Калифорнийский технологический, Стэнфордский — активно работают с бизнесом. Но на каждый из таких вузов приходится десяток, в котором с инновациями работают гораздо менее эффективно. В лучших университетах годами складывалось взаимодействие и между бизнесом, и между студентами и профессорами. Свою роль играет отсутствие строгой иерархии: не нужно быть дважды профессором, чтобы создать новую технологию и получить поддержку в её коммерциализации.

В коллаборации между университетами и бизнесом участвуют такие организации, как сеть «Инженерных исследовательских центров» (Engineering Research Centers), открытая Национальным научным фондом, и «Промышленный/Университетский кооперативный исследовательский центр» (Industry/University Cooperative Research Center, I/UCRC).

Приобретение зарубежных технологий и экспорт американских

Рынок США огромен, и в ряде областей страна стоит на передовом краю развития. При этом США иногда реализует политические меры для получения иностранных технологий. Например, приветствует прямые иностранные инвестиции. В 1980-е и 1990-е годы федеральное правительство активно привлекали инвестиции со стороны японских производителей автомобилей. Во многом это было сделано для получения рабочих мест внутри страны, которая пыталась оправиться от кризиса 1970-х годов. Но также целью было изучить японскую систему производства.

Министерство торговли США работает со штатами, пытаясь повысить их инвестиционную привлекательность и привлечь инвестиции в рамках программы «Выбирай США» (Select USA). А комитет по иностранным инвестициям США следит за приобретением иностранными компаниями американских технологий, чтобы выявить как экономический эффект от них, так и отсутствие угрозы национальной безопасности.

Человеческий капитал

Система высшего образования

Часть университетов и колледжей управляются штатами, часть управляются и финансируются за счёт платного обучения и благотворительных пожертвований. Одни студенты могут позволить себе платить за обучение, другие получают от университетов финансовую помощь. Штаты снижают субсидии на образование. С этим связывают то, что США отстают от многих других стран по показателям зачисленных в высшие учебные заведения студентов.

Федеральное правительство несильно озабочено выпуском студентов определённых специальностей, в основном оно оставляет их выбор на волю рынка. Но это ведёт к нехватке специалистов в области науки, технологий и математики. Для исправления этой проблемы государство может использовать массивную программу онлайн-курсов.

Тренинг навыков, повышение квалификации

В США ранее работодатели играли активную роль в обучении сотрудников новым навыкам, повышению квалификации. Сейчас в стране нет единой национальной системы — работодатели последние тридцать лет экономят на этом. Отдельные программы действуют на уровне штатов.

В Висконсине и Джорджии действуют программы обучения молодёжи. В некоторых штатах в высших школах есть «карьерные академии». В Мичигане на конкурсной основе выдают гранты и оказывают техническую поддержку стартапам, выросшим в 25 индустриальных альянсах.

В Пенсильвании Индустриальная партнёрская программа с бюджетом в 15 млн американских долларов призвана обеспечить совместную работу нанимателей и рабочих в одном кластере, чтобы бороться с кадровым голодом в отрасли. В некоторых штатах работодатели могут экономить на налогах, если тратят средства на повышение квалификации работников. Например, на Род-Айленде фирмы могут 50% потраченных на обучение сотрудников средств потратить на погашение корпоративных налогов.

Основным компонентом системы обучения навыкам в США является Community College или «муниципальный колледж» – вид колледжей, созданный для того, чтобы сделать высшее образование более доступным для населения США. Такие колледжи отличаются невысокой стоимостью обучения и удобным местоположением — в городах. Учащимся удобно работать, следить за семьёй.

Миграционная политика

Соединённые штаты Америки более других стран полагаются на высококвалифицированных мигрантов для поддержки инновационной системы. По меньшей мере семь исследований изучили роль мигрантов в запуске новых компаний: они являются ключевыми участниками процесса в от 15% до 26% новых компаний в высокотехнологичном секторе США за последние двадцать лет. Они открыли 40% основанных в Калифорнии и Нью-Джерси фирм в период с 1995 по 2005 годы.

Федеральные власти США поощряют миграцию с помощью предоставления постоянного места жительства и временной рабочей визы, за которую платит работодатель. В стране продолжают работать над тем, чтобы облегчить мигрантам путь к гражданству.

Общая политика в отношении инновационной системы

В то время, как стратегии национальной инновационной политики есть в Германии, Швеции, Финляндии, в США нет единой скоординированной политики в этом направлении. Это отражает мнение, что инновации следует оставить на волю рынка, и что роль государства в них заключается в основном в поддержке системы образования.

Картинки по запросу инновации сша

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!