Робомобили и системы автоматического управления автомобилями вышли за последние пару лет на новый уровень развития. Многие компании уже имеют собственные системы такого типа, а у кого их нет, в срочном порядке занимаются разработкой. По мнению представителей автомобильной индустрии, умные машины будут вовсю разъезжать по дорогам многих стран уже через пять лет. То есть речь идет уже не об испытаниях, которые и так ведутся, а о коммерческом использовании робомобилей.
Правда, в ближайшем будущем вряд ли возможен выпуск на дороги полноценных роботов на колесах, которые движутся вовсе без участия человека. Это пока еще довольно отдаленная цель, для достижения которой придется много работать, в том числе, и в сфере законотворчества. А вот системы типа Autopilot от Tesla, более продвинутые аналоги, вполне реальны. Но для того, чтобы их внедрение было массовым, автомобили с такими модулями должны точно знать, где они находятся в каждый конкретный момент времени. Причем точность локализации должна быть выше, чем у GPS. В этом случае приходят на помощь сверхточные дорожные карты с нанесенной разметкой.
Над их созданием уже работают дочерние компании таких гигантов автоиндустрии, как BMW, Audi, Mercedes-Benz и Ford. Речь идет о компаниях, подобных Here и Civil Maps. Сотрудники этих компаний собирают огромное количество данных, которые используются для построения виртуальных 3D дорог с разметкой, необходимых для автомобилей с компьютерной системой управления. Такие дорожные карты имеют очень высокую степень детализации, а обновление информации проводится настолько часто, насколько это возможно.
Here — не новичок в картографии. Эта компания начала работу над созданием HD-карт в 2013 году, используя созданную за предыдущие годы базу. Инициаторами создания виртуальных карт для умных автомобилей выступил концерн Daimler, который и выделил первоначальные средства. По словам представителей Here, необходимость в создании HD-версии дорожных карт сейчас ясна практически всем представителям автомобильной индустрии. «Когда речь заходит об автоматических системах управления машинами, карта — один из основных факторов, позволяющих принимать решение бортовому компьютеру», — говорит Санджай Суд, руководитель Here.
Первый шаг в создании таких систем — это базовая карта высокого разрешения, на которую наносятся разметка и виртуальные элементы, позволяющие действовать компьютеру более эффективно. Виртуальные карты высокого разрешения гораздо более точные, чем у Google или других компаний. При сборе информации для их создания используется 96 МП камеры, современные лидары и другие технологические новшества, позволяющие собирать точную информацию картографического характера. После обработки собранных данных разработчики получают модель дорог и придорожных объектов. Дальше остается лишь нанести разметку и другую информацию, которая может быть полезной для компьютерных систем управления.
Разработчики картографической системы для умных автомобилей считают, что эту платформу можно будет выводить в коммерческое использование уже к 2020 году.
Схожим образом работают и другие компании, которые трудятся над созданием виртуальных дорожных карт. Например, компания Civil Maps для построения своих моделей дорог использует оптическое, ультразвуковое оборудование, лидары и все, что может оказаться полезным для решения этой задачи.
Как уже говорилось выше, карты, какими бы точными они ни были, нужно своевременно обновлять. Умные автомобили должны быть в состоянии «понимать» обстановку на дорогах, «понимая», какие препятствия могут встретиться на пути и как их можно избежать.
Обновление будет обеспечиваться благодаря развернутой сети специальных автомобилей с оборудованием для сбора информации. Данные об изменениях на дорогах будут поставлять также власти крупных населенных пунктов. О том, что какой-либо участок дороги собираются модернизировать/закрыть, известно заранее. И эти данные должны быть вовремя использованы, чтобы карта соответствовала реальному положению вещей.
Другие, менее значительные изменения, смогут «замечать» спецавтомобили, которые станут передавать такую информацию по LTE и другим каналам связи. Внедряться данные будут если не в режиме реального времени, то близко к этому — сейчас создаются различные системы автоматического построения моделей дорог, человек здесь почти не нужен.
Обрабатывать информацию, необходимую для построения дорожных карт высокой детализации помогает и компания Nvidia. Ее специалисты широко применяют машинное обучение и нейросети, автоматизируя построение нужной системы.
Изначально сервис Here принадлежал финской компании Nokia, которая развивала его в течение долгого времени. Затем альянс, состоящий из Audi, BMW и Daimler выкупил этот сервис за 2,6 миллиарда долларов. Цель — создание альтернативы Google Maps. После этого Here стали рассматривать в качестве основы для создания навигационного сервиса нового поколения.
Сейчас Here — один из крупнейших сервисов геопозиционирования, чьи данные используются во многих картографических платформах, включая Garmin, BMW, Nissan. В прошлом году долю в Here приобрела китайская интернет-группа Tencent вместе с компанией NavInfo и сингапурским государственным фондом GIC.
Автор: marks@marks