Красный стаканчик от компании Solo Cup – элегантный пример современных технологий. Это легко забыть, когда видишь вереницу стаканов со вчерашним пивом, или раздавленные стаканы, оставшиеся с вечеринки. Но то, что многие принимают, как само собой разумеющееся, как просто дешёвую одноразовую ёмкость для напитков, на самом деле представляет собой результат точного и красивого инженерного расчёта таких людей, как Роберт Халсман [Robert Hulseman]. Многие уже наполнили стаканы в его честь после того, как семья сообщила о его кончине 21 декабря 2016. Ему было 84 года.
В начале карьеры Халсман помогал отцу управлять Solo Cup Co., которая, как и многие конкуренты, десятилетиями делала одноразовые стаканчики из бумаги. Самым первым стаканчиком Solo Cup был бумажный конус, появившийся в 1940-х.
Позже, в 1980-х, Халсман станет директором компании, но он играл ключевую роль в разработке пластиковых стаканчиков в 1970-х годах, так полюбившихся многим из нас. Это была не единственная его инновация: он также придумал крышку для стаканчика, которую можно встретить во всём мире – она накрывает стаканы, предназначенные на вынос.
И хотя обычным пользователям могут нравиться лёгкость и баланс Solo Cup, особенно, когда стакан до краёв наполнен выпивкой, большую часть недооценённых качеств стаканчика можно связать с простым дизайнерским решением, нацеленным на избавление от неприятной проблемы.
https://www.youtube.com/watch?v=muTtOBN77xU
До изобретения современной версии Solo Cup, часто было сложно вынуть одноразовый стаканчик из пачки, поскольку он застревал. Попытки решить эту проблему при помощи производства неодинаковых стаканов приводили к увеличению стоимости и вероятности того, что стакан сломается. А этого допускать было нельзя.
И тут появляется Solo Cup, получивший патент в 1976 году. Он описан, как «одноразовая тонкая чаша для жидкостей и прочего», и предлагает две ключевых инновации, позволивших решить проблему слипания в больших пачках, так и проблему изъятия стаканов из форм для отливки.
Одна из отличительных особенностей Solo Cup – закруглённый край каждого стакана (10а на картинке). Несколько сложенных стопкой стаканов держатся за счёт этого края и не слишком проваливаются друг в друга.
Но оказалось, что это привело к появлению другой проблемы. Если сжимать такие стаканы с разных сторон, то их донышки деформировались так, что в результате усложняли задачу разделения стаканов. Поэтому донышки нужно было укрепить. Именно поэтому у пластиковых стаканов появились выступы в основании, придавшие им жёсткость и сохранявшие воздушную прослойку между стаканами – что, в результате, облегчало их разделение.
Часто неправильно утверждают, что полоски на бортах некоторых стаканов предназначены для отмеривания разных напитков – пива, вина, ликёров. Но эту точку зрения опровергают в материнской компании Solo Cup Co, Dart Container Corp. Линии предназначены для «улучшения функционирования» стаканов и предотвращения их выскальзывания из пальцев.
Кстати, одновременно с красными стаканчиками Solo Cups началось производство жёлтых и персиковых вариантов.
В годы, предшествующие поглощению Solo компанией Dart, дизайн стаканчиков несколько раз менялся. В 2005 году Solo подала заявку на патент, описывающий стакан с «улучшенной структурной целостностью».
«Недостаток существующих стаканчиков – неудобство при их обхватывании. Эта проблема встречается у всех стаканов, но особенно у стаканов большого размера», указано в описании патента. «Пользователю приходится применять больше усилий для удержания стакана, который он не может полностью обхватить». В результате стенки стаканчиков могут прогибаться. «Такая деформация может уменьшить объём контейнера, что может привести к проливу жидкости».
Решением было добавить два вертикальных углубления по сторонам стакана, а в ревизии 2009 года основание решили улучшить благодаря квадратной форме. Но и эти изменения были распланированы так, чтобы не нарушить двух фундаментальных принципов первоначальной задумки Халсмана: размещение стаканчиков в стопках, не причиняющее проблем, и лёгкость в производстве.
Естественно, эти инженерные решения могут затеряться в тени культурного наследия Solo Cup. Но стремление компании к практичности – лишь часть политики вовлечения, как говорит Стивен Хеллер, сопредседатель департамента дизайна в школе искусств Нью-Йорка. Остальное – мода и маркетинг. «Мне нравится название Solo,- говорит Хеллер. – Solo Cup намекает, что это единственный стакан, который вам нужно использовать».