Роботы рвутся в бой. Российские и американские разработки интеллектуального оружия.

Заместитель министра обороны США Роберт Уорк, выступая на форуме «Центр для нового американского века», заявил: «Мы знаем, что Китай инвестирует значительные средства в разработку военной робототехники. Недавно начальник Генштаба ВС РФ генерал Герасимов заявил, что Россия стремится полностью роботизировать сражение, и, возможно, в скором времени мы станем свидетелями того, как роботизированные группы самостоятельно ведут военные действия. США должны доминировать в разработке наземных военных роботов, широко применяя успехи в машинном обучении и искусственном интеллекте».

В этом есть как определенная доля правды, так и лукавство. Американские генералы начинают пугать соотечественников недостаточной мощью US Army, когда есть непреодолимое желание получить побольше денег из госбюджета. В то же время Штаты уже давно занимаются этой проблемой, и у них уже есть определенные успехи в этой области.

Справедливо и то, что и Россия, и Китай в последние 5 лет совершили значительный рывок по части интеллектуализации боевой техники.

Военные наземные роботы уже существуют. Но «номенклатура» их небольшая — порядка трех десятков. При этом количество роботов любой из существующей модели также невелико. К тому же они играют вспомогательные роли — патрулирование, охрана объектов, транспортировка грузов, разминирование, разведка… Есть, правда, и боевые роботы, но в реальных сражениях участия они не принимают. Однако сомневаться не приходится — битвы искусственных интеллектов противоборствующих армий уже не за горами.

США

По заказу агентства DARPA, занимающегося курированием перспективных военных разработок, над военными роботами в США работают как «милитаристские» фирмы, так и университеты. Более 15 таких разработок дошло до этапа испытаний. Однако когда прорисовывалась перспектива их серийного производства, Пентагон отказывался от приобретения дорогих игрушек. К тому же считать их роботами можно лишь с большой натяжкой. Потому что это дистанционно управляемые системы на гусеничном или колесном ходу, лишь частично обладающие признаками искусственного интеллекта. Хотя, конечно, «железо» — мощность моторов и навешанное вооружение — выглядит очень серьезно.

Наиболее солидно выглядит боевой робот Gladiator. По массе это чуть ли ни легкий танк. Его разработка началась в конце 90-х годов. К настоящему моменту успешно прошла испытание третья модификация робота, имеющая размеры 1,8×1,35×1,2 метра и весящая более трех тон. На Gladiator устанавливается пулемет калибра 12,7 мм и гранатометы. Он способен действовать в любое время суток, поскольку оснащен аппаратурой ночного видения. Двигатель дизельный, платформа гусеничная.

Американский радиоуправляемый боевой робот Gladiator TUGV 

Любопытно, что в конкурсе на право создания этой машины принимали участие монстр американского ВПК Lockheed Martin и Университет Карнеги-Мелло. Предложение университета оказалось более перспективным. Однако в серийное производство «Гладиатор» запущен не был в связи с возникшими финансовыми проблемами. Хотя военные надеются, что в скором времени машина все же начнет поступать в подразделения морской пехоты.

Тот же самый университет разработал колесный вариант дистанционно управляемого броневика с электроприводом Crusher. Он весит уже 6 тонн и имеет длину 5 метров. Заряда аккумуляторов хватает на 16 км пути со скоростью 42 км/ч. Вооружен крупнокалиберным пулеметом и аппаратурой сбора развединформации. Crusher в настоящий момент проходит испытания.

Куда более серьезную машину того же типа сделала британская корпорация BAE Systems. 12-тонный «Черный принц» на гусеничном ходу с дизельным двигателем вооружен крупнокалиберным пулеметом и 30-мм пушкой.

В сухопутных войсках роботы уже работают. В частности, их используют в качестве ретрансляторов для осуществления связи.

Все эти машины интеллектуальными можно назвать лишь условно. Максимум, что они способны делать самостоятельно, — изменять свое положение в случае возникновения опасности. В то же время американцы заявляют, что совсем скоро они начнут делать полностью самостоятельные роботы, в действия которых не вмешивается оператор. Более того, они будут оснащены «коллективным разумом», то есть будут действовать совместно на единую задачу. Другими словами — обладать стратегией роя насекомых. Разумеется, это задача не двигателистов и оружейников, а математиков и программистов.

Россия

В России математики и программисты традиционно сильны. Плоды их деятельности, которые пересекаются с проблемой коллективного разума стаи роботов, можно наблюдать в поведении противокорабельных ракет. Выпущенные одна за другой они «переговариваются», определяя главные и второстепенные цели. И распределяют эти цели между ракетами. Если главная цель не уничтожается немедленно, то на нее перенаправляются ракеты «второго» плана.

Нечто подобное «Гладиатору» и «Черному принцу» создано на Ковровском электромеханическом заводе. Это целая линейка гусеничных и колесных машин с дистанционным управлением. Возможны варианты комплектации оружием — либо крупнокалиберный пулемет, либо гранатомет, либо и то, и другое. Машина весит около тонны. Ковровский робот также оснащен и прибором ночного видения, и камерами с высоким разрешением. При этом один оператор управляет группой из 5−6 роботов.

Делают в Коврове и более легких роботов типа «Металлист», которые вооружены винтовкой ВСК-94 или пистолетом Ярыгина.

Мобильный робототехнический комплекс для разведки и огневой поддержки «Металлист» 

Большие планы по интеллектуализации своей продукции — танков — вынашивает «Уралвагонзавод». Руководство предприятия заявляет, что через полтора-два года следует ожидать полностью роботизированный танк Т-14 «Армата». И это будет уже не дистанционно управляемая, а полностью автономная машина. Разумеется, в процесс выполнения боевой задачи сможет (и должен) вмешиваться расположенный дистанционно оператор.

На более высоком уровне интеллектуализации боевых машин работает Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК), основной задачей которой является создание автоматизированных систем управления. То есть, можно сказать, — «выращивание» искусственного интеллекта при помощи цифровых технологий.

ОПК в начале декабря завершила разработку и приступила к испытаниям программного комплекса централизованного и децентрализованного управления группой робототехнических комплексов, который минимизирует участие человека в управлении машинами и позволяет роботам действовать практически автономно.

И вот об этой разработке уже можно сказать, что она воссоздает автономное действие роя боевых роботов, самостоятельно принимающих решения и действующих совместно для достижения глобальной цели. «Мы заметно продвинулись в исследованиях в области машинного обучения, искусственного интеллекта и интеллектуальных систем автоматизированного управления для робототехники, а также технического „зрения”. Научили робототехнику „общаться” между собой, помогать друг другу и совместно решать задачи», — заявил директор департамента инновационного развития корпорации Александр Калинин.

Данная опытно-конструкторская разработка называется «Уникум». Созданная программная платформа позволяет роботам самостоятельно распределять роли внутри группы, выбирать из своих рядов «старшего», заменять выведенных из строя роботов, занимать выгодные позиции, осуществлять поиск целей, запрашивать у оператора разрешение на их поражение и поражать цели в автоматическом режиме. В группу или в рой входят роботы различного типа (воздушные, наземные, водные) и назначения.

Что же касается конкретного «железа», то ОПК ведет работу по созданию полностью автономной роботизированной гусеничной платформы УРП-01Г, способной нести две тонны полезной нагрузки.

Разумеется, такого рода разработки ведутся и в США. Правда, о них мало что известно. Однако существует план военного ведомства, согласно которому интеллектуальные боевые рои должны появиться в армии США в начале 30-х годов. Кстати, в этом плане значительное внимание уделяется созданию «человекоподобного» робота. Конечно, на поле боя он будет выглядеть эффектно. Но по части эффективности возникает большой вопрос. Можно представить, что получилось бы, если бы с появлением двигателя внутреннего сгорания изобретатели начали пристраивать его к четырехногой конструкции, воссоздающей форму лошади.

В последнее время интерес военных к роботизированным боевым системам в России постоянно возрастает. И это находит адекватное отражение при принятии государственных решений. Одним из них, крайне важным, стало подписание Владимиром Путиным 16 декабря указа о создании Национального центра развития технологий и базовых элементов робототехники. Обеспечение его деятельности возложено на Фонд перспективных исследований.

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.