Синергия при взаимодействии науки и производства – это то, что в ХХ веке обеспечивало СССР место в ряду технологических лидеров, и то, без чего России невозможно в XXI веке вернуться на эти позиции уже при переходе к новому технологическому укладу. Одним из примеров такой синергии может стать реализация идеи совокупного использования системы «Умное производство», разработанной инженерно-консалтинговой компанией «Солвер», и системы «Структурно-компоновочно-производственные модули и интегрированные гибкие (в том числе автоматизированные) производства» (СКПМ – ИГМК), создатель которой – доктор технических наук Владимир Таланов.
Сегодня в повестке промышленной политики – обеспечение условий для создания гибких автоматизированных заводов в ключевых отраслях промышленности и прежде всего в машиностроении.
Эффективное функционирование любой модели промышленного предприятия по схеме «затраты – результат» предполагает использование разработанной ИКК «Солвер» системы четырех сбалансированных уровней: производства, конструкторско-технологической подготовки, внутрикорпоративного управления, стратегии и маркетинга.
Система направлена на достижение высокого уровня оптимизации всех компонентов производства и высокую эффективность как новых, так и модернизуемых производств. Представляется, что изначальная комплексная системная проработка всех значимых элементов и фрагментов нового или модернизированного производства на основе доктрины «Умное производство» совместно с системой СКПМ – ИГМК обеспечат высокую эффективность и глобальную конкурентоспособность отечественных машиностроительных производств. А совокупное использование этих систем может стать основой для формирования полномасштабной интегрированной операционной системы «Машиностроение» для создания высокоэффективных и конкурентоспособных предприятий.
О структурно-компоновочных производственных модулях (СКПМ) и интегрированных гибких машиностроительных комплексах (ИГМК) рассказывает Владимир Таланов.
– ИГМК предназначен для производства, в том числе многономенклатурного, наукоемкой продукции. В соответствии с предлагаемой концепцией ИГМК создается на основе использования структурно-компоновочного производственного модуля (СКПМ), управляется компьютером. Он представляет собой террасно-каркасную конструкцию из унифицированных блоков – элементов (железобетонных, сталефибробетонных, металлических) с размещением на террасах всех средств производства в соответствии с маршрутной технологической картой движения по наклонным образующим заготовок, деталей, узлов, изделий (см. рисунок).
ИГМК включает необходимые подъемно-транспортные средства для монтажных, демонтажных и прочих работ, общие для производственных и соответствующих обслуживающих зон. Этот комплекс предполагает применение всех современных производственных и вспомогательных средств, возможность использования гравитационных систем транспортирования заготовок, деталей, узлов, изделий, а также отходов производства.
При этом созданный на основе СКПМ – ИГМК предполагает:
- Периферийное размещение технических служб обслуживания и заготовительных производств.
- Рациональное периферийное с радиальными ответвлениями размещение электро- гидро- пневмокоммуникационных систем (в т.ч. – унифицированные колонки подключения).
- Исполнение террас с элементами крепежа оборудования.
- Исполнение крепежных систем быстродействующими.
- Возможность размещения коммуникационных систем под террасами.
- Исполнение гравитационных систем транспортирования с возможностью ориентации на любую по ходу движения деталей позицию или гибкую переориентацию их.
- Размещение подъездных путей в непосредственной близости заготовительных производств, складов готовой продукции и т.п.
- Рациональное последовательное размещение заготовительных производств, технических служб обеспечения, соответствующих материальных складов и складов готовой продукции.
«СКПМ» предусматривает и возможность усиления опорной конструкции каркасной системы дополнительными распорными элементами, что делает террасно-каркасную систему также переналаживаемой.
Создание ИГМК на основе структурно-компановочного производственного модуля предполагает также:
- Снижение эксплуатационных затрат.
- Относительное сокращение сроков и затрат на монтаж и демонтаж оборудования и т.п.
- Относительное сокращение используемой площади застройки.
- Сокращение количества единиц оборудования (прежде всего, электроприводных).
- Максимальное использование производственного объема здания.
- Снижение затрат на переналадку оборудования и его замена.
- Снижение затрат на транспортирование всех материальных потоков.
- Снижение энергопотребления.
- Снижение затрат на удаление отходов производства.
- Быструю переориентацию на другой вид производства.
- Возможность многофункционального использования здания.
- Повышенную сейсмостойкость каркасной структуры здания.
- Существенное снижение металлоемкости оборудования, в т.ч. металлорежущего, в связи с изменением конструкции станин и естественного снижения их веса.
«СКПМ» предполагает возможность выбора оптимальной структурной схемы ИГМК, автоматизированное проектирование этого комплекса, принципиально новую организацию производства и управления.
Реконструкция и техническое перевооружение, на основе использования «СКПМ», существующих предприятий и перевод их в разряд ИГМК не представляет большой сложности. Представляется целесообразным создание для различных отраслей промышленности атласов принципиальных схем ИГМК, в том числе многономенклатурных, а также создание методики с программным обеспечением для определения экономической эффективности и целесообразности использования каждого конкретного варианта.
Создание новых и модернизация существующих производств на основе СКПМ предполагает также возможность использования с целью автономного энергообеспечения, высокоэффективных ветро- и мини- микро- гидроэлектростанций (на основе патентов и ноу-хау В. Таланова). Это также существенно повлияет на снижение эксплуатационных затрат и повышение уровня рентабельности производства.
Безусловно, консолидация интеллектуальных инженерных кругов с руководителями промышленных предприятий может существенно изменить ситуацию в машиностроительной отрасли, без реформирования которой невозможен переход от ресурсной к реальной индустриальной экономике. Для этого Россия располагает достаточными материальными и финансовыми ресурсами. И, главное, располагает и соответствующим интеллектуальным потенциалом, предполагающим мировое лидерство в области машиностроения.