Инженеры ОАК и Государственного научно-исследовательского института авиационных систем приступают к внедрению технологии «радиочастотных меток». В случае успеха использование специальных чипов позволит существенно сократить стоимость эксплуатации гражданских и военных самолетов. Вот уже несколько месяцев, как работа сотрудников службы охраны Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) заметно упростилась. Автоматика сама регистрирует въезжающие на территорию предприятия автомобили сотрудников и даже поднимает шлагбаум.
Автомобильная «перепись» – лишь видимая часть большой технологии, которую разрабатывают инженеры института совместно с коллегами из самолето- и вертолетостроительных компаний.
Как вспоминает начальник подразделения ГосНИИАС Юрий Буряк, работа над этой охранной системой началась в рамках совместного проекта институт и ОАК по созданию технологии обслуживания самолетов Ту-214.
Разработка для него программно-аппаратного комплекса автоматической идентификации началась более пяти лет назад. Задача – создать технологию применения методов и средств радиочастотной идентификации (RFID – Radio Frequency Identification, далее – «РЧИ») в процессах технического обслуживания и ремонта эксплуатируемых и перспективных воздушных судов в течение всего их жизненного цикла.
Инвентаризация оборудования на стенде с помощью технологии RFID.
Сегодня технология включает сразу несколько блоков. Юрий Буряк выкладывает на стол около тридцати разных по размеру чипов как иностранного, так и российского производства. Метки могут хранить информацию объемом от восьми килобайт и больше, выдерживать перепад температур от плюс до минус 50 градусов. Они же обеспечивают защиту хранящейся на них информации от несанкционированного доступа.
Применение РЧИ-технологии в процессах технического обслуживания и ремонта позволяет сократить время на идентификацию комплектующих изделий в два раза, а на его полную документальную проверку – в десять раз.
Мы идем в один из ангаров, где на разных агрегатах установлены радиочастотные метки. Специальный сканер на расстоянии метра считывает данные. В реальности расстояние до детали может быть и больше. Данные передаются и обрабатываются при помощи специальных программ.
Решение казалось достаточно простым – нанести на различные детали самолета специально запрограммированные стикеры-чипы. Эти стикеры могли бы хранить информацию о многочисленных параметрах детали – удостоверять ее подлинность, «сигнализировать» о приближающейся замене и остатке ресурса. Современные устройства-ридеры позволяют считывать информацию по радиоканалу на расстоянии от полуметра метров до трех. Удаленный доступ избавляет от необходимости производить многочисленные операции по сборке-разборке отдельных частей самолета или его агрегатов.
На применение пассивных радиочастотных меток в типовой конструкции самолета типа Ту-214 получено одобрение Авиационного регистра Международного авиационного комитета.
Технологии против бумаг
Использование радиочастотных методов помогает авиакомпаниям ощутить экономию при обслуживании воздушного судна как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. Самый простой пример – инвентаризация салонного оборудования. В салоне гражданского самолета – сотни кресел, кислородных масок, баллонов или спасательных жилетов, срок замены или сервиса которых – разный. Процедура проверки вручную всего этого оборудования и систем требует вывода воздушного судна из эксплуатации на многие часы – ведь, например, кислородные маски скрывают легкосъемные панели, монтаж которых также требует значительного времени. «Использование новой технологии приносит экономию времени в 500-700 %», – отмечает Юрий Буряк.
Гораздо более важный аспект – метки для более ответственных узлов и агрегатов при техобслуживании и ремонте. Юрий Буряк демонстрирует набор примерно из тридцати различных устройств памяти, которые наносятся на детали. Электронно-читаемые носители информации, размещаемые на компоненте воздушного судна, содержат основные данные для однозначной идентификации компонента, располагают возможностями для записи и хранения данных, формируемых в процессе его эксплуатации.
Считывание информации с радиочастотной метки ручным ридером.
За несколько лет работы ученые создали технологию нанесения информации на метки, считывания и ее компьютерной обработки. Также были проведены испытания на летающей лаборатории, подведена нормативная база, позволяющая использовать метки в типовой конструкции самолета. Поскольку у радиометки нет элемента питания, юридически она считается просто стикером и может наноситься на детали.
Так применение РЧИ-технологии в процессах технического обслуживания и ремонта позволяет сократить время на идентификацию комплектующих изделий в два раза, а на его полную документальную проверку – в десять раз. Бумажный оборот сократился на треть, при этом к нулю свелись ошибки при замене отказавших комплектующих, уменьшилась потребность в ручном труде.
С 2012 по 2014 годы ГосНИИАС совместно с корпорацией «Иркут» провели работы по экспериментальному апробированию ключевых компонентов программно-аппаратного комплекса идентификации изделий и документов по множественным информационным признакам в рамках создания интегрированной логистической поддержки в разработке и сопровождении авиационного комплекса. В 2016 году началось использование РЧИ-технологии и в компании «Вертолеты России». Обсуждаются планы по началу выпуска чипов в подмосковном Зеленограде на заводе «Микрон».
Вслед за авиацией, радиометки начинают активно использоваться и в других сферах деятельности. ГосНИИАС и Министерство обороны Российской Федерации начали тестировать технологию для инвентаризации складских запасов вооружений. Стрелковое оружие может храниться нераспакованным в ящиках десятилетиями. Специально написанные программы и автоматика позволяют за считанные минуты провести инвентаризацию склада. Раньше на эти операции могли уходить недели. Причем программу невозможно обмануть – нарушение меток сразу же фиксирует автоматика.
Фотографии: Марина Лысцева
Источник: “Горизонты” № 4 2016