Росатом начал создание электротранспорта на основе замкнутой производственной цепи от рудника до утилизации: подробности проекта

Росатом запустил новое для себя направление, связанное с развитием  электротранспортной отрасли. Была сформулирована и поставлена задача оперативной организации полноценной и самодостаточной производственной цепи от рудника до утилизации. Здесь планируется создать взаимодейтсиве производственников в рамках полного цикла, т.е от литиевого рудника до конечного технического устройства, которое включает: добычу и производство лития, материалы в виде катодов. анодов, электролита, а также накопители энергии, непосредственно электродвижение и энергетику с техникрй и утилизацией [1]. Производство аккумуляторных батарей для электромобилей предусматривает использование лития. В настоящий момент, потребности в литии Россия обеспечивает путем импорта, приобретая в год около 9 тыс. тонн этого сырья, несмотря на большие запасы внутри страны.

Но запуск месторождения – дело дорогое и долгое, без учета геологоразведки в среднем оно занимает около 10 лет [2]. С начала 2022 г. года цены на литий утроились. В долгосрочной перспективе литий будет только дорожать с учетом роста продаж электромобилей, которые в 2021 г. удвоились по всему миру. В I квартале 2022 г. производство электромобилей выросло на 75%, и на столько же возросла доля аккумуляторных батарей в потреблении лития. С 2019 по 2022 г. общее потребление лития выросло в 2,1 раза. К 2030 г. спрос на литий вслед за развитием электротранспорта и электроники может вырасти почти в пять раз.

В России добычей лития не занимались уже 25 лет [3]. Добывать руду на рудниках в Забайкалье начинали с 1941 г. Советский Союз стоял на втором месте по объему производства, уступая лишь США. Позднее появился более дешевый метод добычи лития из природных рассолов с высокой концентрацией минералов. В 1997 г. Забайкальский ГОК прекратил разработку Завитинского месторождения, освоенного не до конца. С тех пор Россия импортировала металл из Чили, Аргентины и Китая. Весной 2022 г. поставки из Чили и Аргентины заморозили. Китай, на который приходится 7,9% мировых запасов лития и до 60% мощностей по его переработке, предпочитает продавать готовый продукт – накопители энергии, причем, в сборе с электромобилем. Производство литий-ионных батарей в России оказалось под угрозой. В этом году начались перебои с поставками лития.

Стратегической победой России стало соглашение между «Росатомом» и боливийской компанией YLB о реализации проекта добычи лития в провинции Потоси [4]. В апреле 2023 г. президент Боливии Луис Арсе заявил, что его страна «вступила в эру лития и ей нужно ускоряться». «Дочка» «Росатома» Uranium One Group подписала с боливийской госкомпанией Yacimientos de Litio Bolivianos («Литиевые месторождения Боливии») рамочное соглашение о строительстве промышленного комплекса по добыче и производству карбоната лития. Президент компании YLB Карлос Рамос заявил, что российская компания предложила наиболее эффективную и экологичную технологию разработки литиевых месторождений: «добыча лития планируется на базе российской технологии прямого сорбционного извлечения металла из литийсодержащих рассолов». Ввод первой очереди и начало производства готовой продукции намечен на 2024 г, выход на полную мощность (25 тыс. т) — в 2027 г. Боливия имеет успешный опыт работы с «Росатомом», создающим центр ядерных исследований и технологий в исторической части империи инков, названной в честь освободителя Южной Америки Симона Боливара. Несколько объектов уже эксплуатируются.

Поставки лития в Россию не прекратились. «Росатом» и Uranium One Group готовы построить в Боливии полноценную литиевую промышленность с производством аккумуляторных батарей.

Стране удалось выиграть время. Единственный путь к технологическому суверенитету — добывать всё у себя. Победа в Латинской Америке не отменяет работу по освоению российских запасов. По запасам лития РФ стоит на третьем месте. Но на сегодняшний день отечественная литиевая отрасль — это переработка импортного сырья. В отрасли представлены такие предприятия, как Химико-металлургический завод в Красноярске, Новосибирский завод химических концентратов (входит в «Росатом»), ТД «Халмек» в Тульской области. Потребление лития в России оценивается примерно в 2000 т. На Соликамском магниевом заводе (с января 2023 г. контролируется «Росатомом») запущено производство метаниобата лития для отечественной электроники.

Запасы лития в России

Сегодняшних обладателей литиевых рудников Илон Маск сравнивает с владельцами станков для печатания денег.

Главная надежда России на собственные 17 месторождений лития, разведанных еще в конце 1950-х гг. Балансовые запасы составляют 3,5 млн тонн, или 7,2% от мировых. Производство лития должно вырасти в 30 раз. В 2017 г. «Росатом» объявил о намерении возобновить в 2026 г. добычу лития на Завитинском месторождении. Одновременно будут запущены еще три месторождения лития. Балансовые запасы составляют около 30 млн тонн руды при среднем содержании оксида лития 0,69%. Этого может хватить на 11 лет открытой отработки с последующим переходом к подземной разработке. Проект компании «Забайкальский литий» предполагает строительство обогатительной фабрики мощностью 50–75 тыс. тонн концентрата в год. Продукция будет поставляться для переработки на химико-металлургический завод в Красноярск [5]. Кроме Забайкалья, месторождения лития обнаружены в Якутии и Бурятии. Кроме того, имеются колоссальные ресурсы жидкого лития, который можно добывать из пластовых вод на нефтегазовых месторождениях. В июне 2023 г. ученые Института геохимии и аналитической химии РАН создали новую технологию получения лития из руды или пластовых рассолов, которые обнаруживаются в процессе добычи нефти [6].

В феврале 2022 г. «Газпром», Минпромторг и Иркутская нефтяная компания (ИНК) подписали трехсторонний план по реализации проекта добычи лития из минерализованных подземных вод Ковыктинского газового месторождения. Кроме того, в планах ИНК — промышленная добыча лития из литийсодержащих вод Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения, промышленная добыча начнется здесь в 2024 г. Пока потребности страны в солях лития составляют 8000 т в год, а для строящейся гигафабрики «Росатома» с осени 2025 г. потребуется около 3,44 тыс. т карбоната лития в год.

Крупнейшим в России (18,9% отечественных запасов, 75 млн т) и наиболее перспективным считается Колмозерское месторождение в Мурманской области, открытое в 1947 г. Речь идет о запасах в сотни тысяч тонн.  «Росатом» получил лицензию на разработку этого крупнейшего в стране месторождения в совместном предприятии с «Норникелем», названном «Полярный литий». На проектную мощность в 45 тыс. т карбоната лития в год СП выйдет к 2030 г. Предварительная оценка проекта показала, что наиболее оптимальной будет мощность ГОКа в 1,96 млн тонн руды в год, что позволит производить 45 тыс. тонн карбоната и гидроксида лития.

Гендиректор «Полярного лития» Игорь Демидов уверен, что за счет дополнения возможностей и активов друг друга взаимодействие госкорпорации «Росатом» и компании «Норникель» позволит ускорить построение отрасли полного цикла: от руды до накопителей энергии. Разработка месторождения даст импульс созданию новой отрасли по производству отечественных аккумуляторных батарей, высокотехнологичной продукции для атомной промышленности, космической отрасли, транспорта, осуществления деятельности в Арктической зоне России» [7].

Другая компания, «Арктический литий», начнет разработку Полмостундровского месторождения там же в Мурманской области в этом году. В режиме опытной эксплуатации компания планирует добывать 1000 т лития в год, а к 2026 г. выйти на 20 тыс. т ежегодно. В целом в Заполярье находится 34,4% разведанных запасов оксида лития в России (1,2 млн тонн). Прогнозные ресурсы оксида лития по категории P1 (прогнозные ресурсы с наибольшей обоснованностью) составляют 152,6 тыс. тонн.

В Дагестане имеется как минимум три крупных месторождения этого щелочного металла. Самое большое – Южно-Сухокумское, где сейчас добывается по 5-6 т лития в год. Разведаны запасы также Берикейского и Тарумовского месторождений.

Россия также может начать разработку месторождений лития на Донбассе стоимостью в 12,4 трлн долл. [8]. Азово-Подольский щит – часть фундамента Восточно-Европейской платформы, протяженностью около тысячи километров с северо-запада Украины на юго-восток до побережья Азовского моря к Мариуполю, располагает немалыми залежами редкоземельных металлов [7]. Из четырех разведанных ещё в советское время литиевых месторождений два уже вернулись под российский контроль. Остались два месторождения в Кировоградской области. На территории ДНР в районе села «Шевченко» и в Запорожской области есть разведанные запасы лития: «Шевченковские поля» и «Крутая балка». В 2012 г. на Украине была создана компания «Petro Consulting», получившая лицензии на разработки месторождений «Шевченковские поля» (которое Украина к 2018 г. уже не контролировала), «Крутая балка», «Полоховские поля» и «Участок Добра» в Кировоградской области.

В ноябре 2021 г. Киев успел продать ряд литиевых месторождений австралийской компании “European Lithium”. Глава правления «European Lithium» Тони Сейджуже успел оценить это приобретение: «Мы очень хотим начать разрабатывать «Участок Добра» а Кировоградской обл. Он содержит большие залежи. Возможно, самые большие в Европе. Сейчас в Австрии мы разрабатываем месторождение с залежами 12,88 млн т литиевой руды. «Участок Добра» содержит 19 млн т руды, или почти на 50% больше… На месторождении уже проводилось бурение в советское время. Нам предстоит пробуриться рядом с существующими скважинами. Если мы сделаем это на 30% территории, сможем конвертировать результаты советских исследований в признаваемый на западе формат».  В феврале 2022 г. «Petro Consulting» трансформировалась в «European Lithium Ukraine», став дочерней компанией австралийской «European Lithium». В партнёрстве с австралийцами работает местная компания «Millstone&Co» М. Жернова. Австралийцы уже немало вложили и хотят ещё инвестировать ~1 млрд $ в течение 4-5 лет в добычу лития.

Литий сегодня становится настоящим «политическим» элементом, заменяя серебро, золото, нефть [7].

«РЭНЕРА»

Соглашение о сотрудничестве между правительством Мурманской области и ООО «Полярный литий» было подписано в рамках XXVI Петербургского международного экономического форума в июне 2023 г. Там же на полях ПМЭФ был подписан специальный инвестиционный контракт (СПИК) по созданию в Калининградской области завода по производству литий-ионных батарей для электротранспорта и стационарных систем накопления энергии. Именно в Калининградскую область планируется отправлять литий, полученный на Колмозерском месторождении. Завод создаётся силами ООО “Рэнера”, предприятия, входящего в состав топливной компании «Росатома» «ТВЭЛ». За период СПИКа до 2030 г. объем произведенной и реализованной промышленной продукции достигнет 18,5 ГВт*ч или более 230 тыс. тяговых батарей.

По заявлению министра промышленности и торговли РФ Д. Мантурова «отрасль систем накопления энергии в эпоху активного развития электротранспорта и возобновляемой энергетики становится приоритетным направлением, базисом технологической независимости». Мощность «гигафабрики» в Калининградской области составит 4 ГВт*ч в год, что позволит обеспечить литий-ионными батареями до 50 тысяч электромобилей. Первые батареи сойдут с конвейера в 2025 г. К 2030 г. прогнозируемый объем производства электротранспорта в РФ составит 217 тыс. автомобилей в год. По планам «Росатома» после эксплуатации в электротранспорте тяговые батареи могут использоваться в стационарных системах накопления электроэнергии, в частности, в сети зарядных станций. Новый завод будет расположен на территории Балтийской АЭС, строительство которой было приостановлено в 2014 г.

С 2012 г. ООО «РЭНЕРА» было реализовано более 20 проектов поставки СНЭЭ с мощностью от 50 кВт до 4 МВт. «РЭНЕРА» имеет опыт в поставке систем различного назначения – источников бесперебойного питания, систем оперативного постоянного тока подстанций, систем накопления энергии для обеспечения стабильности энергосистемы [1].

Разработкой собственных накопителей энергии решила заняться госкорпорация «Росатом» [11]. Пока речь шла о сборке и комплектовке АКБ. Технология разработки ячеек принадлежит южнокорейской компании Enertech International, «РЭНЕРе» принадлежит 49% акций. В январе 2023 г. на территории Московского завода полиметаллов (АО «МЗП») запущено серийное производство батарей для электротранспорта и стационарных систем накопления энергии. Первыми образцами стали тяговые аккумуляторные батареи для троллейбусов с увеличенным автономным ходом, предназначенных для работы на городских маршрутах в Санкт-Петербурге. Оператор Sitronics Electro, дочерняя компания АФК «Система», развивает сеть зарядных станций по всей стране. Они уже заряжают электромобили и электробусы в Москве, Московской области, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Ростове-на-Дону, Волгограде, в Сочи, Краснодаре и вдоль трассы М-4. В Москве и Санкт-Петербурге заработали также электрозаправки ZEVS мощностью от 50 до 160 кВт. Программное обеспечение у фирмы отечественное.

Тяговые батареи «РЭНЕРА» созданы с применением современных композитных материалов, с обеспечением пожаробезопасности (>1200℃), имеют дополнительную защиту при аварии, а также эффективную систему термостабилизации. Универсальная конструкция собственной разработки позволяет применять модули «РЭНЕРА» как на электротранспорте в составе тяговых батарей, так и в стационарных системах различного назначения. На калининградской площадке будут собирать накопители для электромобилей и городского электротранспорта по технологии южнокорейской «Enertech», которая выступает технологическим партнером проекта и контролируется «РЭНЕРой». На первом этапе мощность завода составит 50 тыс. аккумуляторов в год, далее производство может быть расширено до 120 –130 тыс. батарей. (порядка 14 ГВт*ч в год). Для конкурентоспособной себестоимости производства полного цикла гигафабрика должна выпускать не менее 250 тыс. батарей в год, т. е. в 5 раз больше проектного объема.

Гендиректор ООО «РЭНЕРА» А. Камашев на международном форуме «Атомэкспо» в ноябре 2022 г. анонсировал старт опытной эксплуатации батарей, построенных на универсальных батарейных модулях «РЭНЕРА» на перспективной линейке электротранспорта, в декабре 2022 г.

В качестве альтернативы первичному сырью предложено использование ресурсного потенциала отходов – утилизации аккумуляторов, дополнительного источника компонентов для производства накопителей энергии. АО «Русатом Гринвэй» планирует построить в г. Дзержинск Нижегородской области производственно-технический комплекс «Центр» по переработке литий-ионных аккумуляторов электротранспорта с 7 технологическими линиями переработки и утилизации. Номенклатура перерабатываемых отходов насчитывает более 40 наименований, с глубиной переработки не менее 90% и производственной мощностью до 50 тыс. тонн/год. Дата ввода в эксплуатацию: 2026 г. [9].

Вторую гигафабрику по выпуску аккумуляторов ГК «Росатом» построит в Москве [10]. Госкорпорация «серьезно заходит» в электродвижение и думает о целевой поставке комплектного электропривода, включающего электродвигатель, коробку передач и инвертор.  Завод планируют разместить в Новой Москве, он будет выпускать аккумуляторы для электробусов и автомобилей «Атом».

Чтобы реализовать планы по продажам полностью электрических транспортных средств (BEV) и гибридных аккумуляторов к 2030 г. необходимо обеспечить производство около 3,4 ТВт*ч в год литий-ионных батарей (S&P Global Mobility).

В январе нынешнего года на территории Московского завода полиметаллов (АО «МЗП») запущено серийное производство батарей для электротранспорта и стационарных систем накопления энергии. Первыми образцами стали тяговые аккумуляторные батареи для троллейбусов с увеличенным автономным ходом, предназначенных для работы на городских маршрутах в Санкт-Петербурге. Оператор Sitronics Electro, дочерняя компания АФК «Система», развивает сеть зарядных станций по всей стране: они уже заряжают электромобили и электробусы в Москве, Московской области, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Ростове-на-Дону, Волгограде, в Сочи, Краснодаре и вдоль трассы М-4. В Москве и Санкт-Петербурге заработали также электрозаправки ZEVS мощностью от 50 до 160 кВт. Программное обеспечение у фирмы отечественное.

Электромобиль «Атом»

В 2025 г. ГК «Росатом» планирует начать продажи своего электромобиля «Атом». По всему миру производство электромобилей растёт рекордными темпами. К 2030 г. из всех продаваемых авто на электромобили будет приходиться уже 40% по сравнению с сегодняшними 10% [12]. До ввода в строй первой очереди калининградской гигафабрики осталось 1,5-2 года. К этому времени ожидает появление серийных электромобилей, созданных на базе отечественных электромобильных платформ. Первыми из них будут «Москвич», «E-Neva» и «Атом» [13]. 28 сентября 2022 г. на заводе компании “Моторинвест” в Липецкой области было запущено первое массовое производство электромобилей в России. Предприятие будет выпускать электрические машины под российским брендом Evolute. Мощность предприятия составит 100 тыс. автомобилей в год [14].

Решение «Росатома» по созданию калининградской фабрики по производству литиевых аккумуляторов для электромобилей весьма своевременно. В конце 2019 г. «РЭНЕРА» – ключевой технологический партнер в проекте, выкупила 49% Enertech International Inc.  До фактического запрета машин с ДВС в Евросоюзе осталось лет десять [15]. Наличие собственного производства электромобилей особенно в самом западном регионе России, окруженном со всех сторон «недружественными» странами с продвинутой инфраструктурой для электромобилей, является жизненной необходимостью.

Концепция развития электротранспорта планирует к концу первого этапа (2021–2024 гг.) выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций по всей стране. К 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль в России должен быть электрическим, а число электрозаправок должно вырасти как минимум до 72 000. В июле 2023 г. уже был открыт предзаказ на покупку в 2025 г. электромобилей «Атом» производства компании «Кама».

По мнению старшего вице-президента – производственного директора «Норникеля» Сергея Степанова, «Росатом» является наиболее перспективной отечественной компанией в области производства электротранспорта и батарей. Ключевая структура — «РЭНЕРА» и другие предприятия «Росатома» позволяют реализовать проект комплексно и рассчитывать на успех [16]. «Колмозерский проект стартует в правильное время, когда стремительно растет спрос на литий в производстве электротранспорта и накопителей энергии. С учетом заявленных в других странах проектов по добыче лития нам необходимо двигаться быстро. Партнерство с «Росатомом» обеспечивает проекту максимальный набор компетенций и совместную интеграцию во все переделы батарейной отрасли».

К 2025 г. «Росатом» планирует запустить серийное производство электродвигателей [17]. Тематика электропривода будет реализоваться в логике «три в одном»: электродвигатель, инвертор и редуктор. В 2024 г. планируется запуск электронных компонентов, а в 2025 г. – начать серийный выпуск электродвигателей. «Росатом» известен своим комплексным подходом. Все будет реализовано, как задумано, без отдачи на откуп сторонним производителям [18]. Корпорация активно включилась в разработку электроавтомобиля «Атом», которой ранее занимался КАМАЗ.

Стартап электромобилей “АТОМ” является продолжением проекта КАМА [19]. Головной офис находится в Набережных Челнах, в «АТОМе» трудится 500 разработчиков автомобиля, в том числе сотрудники IT кластера. Соинвесторами АО «Кама» являются КАМАЗ, С. Когогин (глава КАМАЗа), «Росатом», и ряд других физических и юридических лиц. Возможно, что э/м «Атом» будут производить не только на заводе «Москвич» в Москве, но и в Набережных Челнах. Ведущая разработку машины компания АО «Кама» планирует создать «запасную» производственную площадку на родине КАМАЗа.  Медиасистема будет работать на АТОМ OS-редакторе. «Росатом» стремится замкнуть полный цикл – от производства электроэнергии до поставки её в свой продукт “электромобиль АТОМ”.

«РЭНЕРА» будет поставщиком тяговых аккумуляторных батарей. Создание батареи и ее системы термостатирования ведется параллельно с разработкой и испытаниям автомобиля, чтобы все элементы конструктивно дополняли друг друга. Параметры батареи, к которым стремится команда разработчиков, – это надежность, безопасность и достаточный запас хода 500 км. Особое внимание уделяется функционированию и зарядке батареи в условиях низких температур с учетом климатических особенностей России.

«Высокие технические характеристики батареи будут достигнуты благодаря её уникальной архитектуре, а также использованию современных литий-ионных ячеек, которые начнёт выпускать «гигафабрика» накопителей энергии в Калининградской области в 2025 г. И подобных «гигафабрик» Росатома станет больше, потому что за электромобилями будущее», – считает гендиректор ООО «РЭНЕРА» Александр Камашев. «С началом XXI века технологии стали ускоряться в геометрической прогрессии. Можно долго спорить о пользе или вреде этих инноваций, но они уже здесь и меняют жизнь людей».

Инженерный состав «Росатома» разрабатывает также надежный и относительно недорогой двигатель, в конструкцию узла которого заложены технические возможности по внесению изменений тех или иных компонентов, что позволит сформировать широкую линейку подобных агрегатов, которые можно будет использовать в электромобилях других автопроизводителей. Одновременно команда «Росатома» занимается разработкой интегрированного электропривода.

Президент АО «ТВЭЛ» Наталья Никипелова уверена, что предприятия атомной отрасли способны производить около 60% всех компонентов электромобиля, включая аккумуляторные батареи, локализованные электродвигатели, магниты из редкоземельных сплавов (включая РЗМ-сырье), микроэлементную базу, полимерные и композитные материалы.

В мае 2023 г. был представлен макет электромобиля «Атом». За разработку электрокара отвечает Харальд Грюбель, в прошлом реализовавший проекты Volkswagen, Mercedes и «АвтоВаз». Электрокар «Атом» — компактный, комфортный легковой электромобиль, рассчитанный на пять человек. За счет аккумуляторной батареи емкостью 77кВт·ч запас хода на одном заряде составит 500 км. Начало серийного производства э/м «Атом» запланировано на конец 2024 г. По данным МЭА, продажи аккумуляторных электроавто увеличились с 1,4 млн единиц в 2018 г. до 7,3 млн в 2022 г. Калининградский завод «АВТОДОР» подтвердил планы по выпуску в 2023 г. 200 электромобилей с аккумуляторами «Росатома», первые модели которых уже отправлены на испытания.

Литий в ядерной энергетике

Возобновление полного цикла добычи и производства лития в России, по мнению гендиректора «Полярного лития» Игоря Демидова, имеет стратегические значение. «Чтобы не остаться без лития, когда он критически нужен» [20].

«Мы давно уже называем литий нефтью XXI века, основой для развития таких высокотехнологичных отраслей промышленности как альтернативные источники энергии, накопители энергии – от обычных батареек до аккумуляторов для машин, электробусов, троллейбусов, накопителей энергии для арктической зоны, в судостроении, военной техники, космических станций. Литий используется в металлургии – для раскисления стали и как легирующий элемент для чёрных сплавов. В оптике – его добавляют при изготовлении стёкол с защитой от ультрафиолета. В ядерной энергетике из лития добывают радиоактивный изотоп водорода – тритий. Возможно, что конечная цель «Росатома» не в создании полной цепочки «добыча-переработка-производство АКБ», а более масштабная. Литий используется в экспериментах по термоядерному синтезу, и на текущий момент — это основа для создания полностью замкнутого цикла трития [21].

Использование лития в атомной отрасли основано на особых свой­ствах его изотопов. А именно ​стабильных изотопов: 6Li, на который приходится ~7,5 %, и 7Li с долей ~92,5 % [22]. Ядерно-­физические свой­ства двух изотопов лития диаметрально противоположны: у 6Li сечение поглощения тепловых нейтронов исключительно велико (свыше 900 барн), тогда как 7Li для тепловых нейтронов практически прозрачен (0,03 барн). Эти особенности нашли применение в атомной индустрии.

Гидроксид лития, обогащенный по 7Li, используется как реагент в теплоносителе водо-охлаждаемых реакторов для обеспечения их водно-­химического режима. Он нейтрализует коррозионную активность борной кислоты, применяемой в первом контуре РУ. Нейтронная прозрачность 7Li позволяет ему выполнять свою химическую функцию, не влияя на ядерно-­физические процессы в реакторе.

В соединениях с галогенами (напр., фтором) литий, обогащенный по 7Li до уровней свыше 99,99 %, признан оптимальным основным компонентом теплоносителя для многих концептуальных реакторов на расплавах солей. Перспективы внедрения жидко-солевых реакторов увеличат потребности в литии на один-два порядка.

6Li применяется для получения ​трития, используемого в проектах управляемого термоядерного синтеза. Если использовать литий в качестве теплоносителя в токамаках, то в конечном итоге будет получаться тритий, который затем можно использовать в качестве топлива в термоядерном реакторе. В бланкетах таких реакторов тритий может нарабатываться не только из 6Li, но и на базе 7Li, а следовательно, для этой цели можно использовать природный литий, что дает экономию на обогащении.

Наработанный из лития тритий при естественном распаде образует стабильный изотоп 3Не, который может применяться в суперкомпьютерной и ускорительной технике, досмотровых системах, магнитно-­резонансной томографии. 3Не также один из перспективных видов топлива для термоядерного синтеза.

Таким образом, литий может стать важнейшим топливным сырьем для энергетики будущего. Вполне возможно, что «Росатом» преследует именно эту цель.

Заключение

В марте 2023 г. Евросоюз принял решение о запрете продаж новых бензиновых и дизельных машин с 2035 г. [22]. К 2050 г. на дорогах ЕС не должно остаться автомобилей с двигателями, использующими ископаемое топливо. Указ о запрете продаж новых бензиновых автомобилей с 2035 г. подписал и президент США Джо Байден. В Китае также планируют запретить бензиновые и дизельные машины с 2035 г. С подобными инициативами выступают и многие другие страны. С 2040 г. запрет на автомобили с ДВС хотят ввести Армения и Азербайджан, Камбоджа и Индия, Кения и Мексика. По данным агентства Bloomberg new energy forum, только за 2022 год мировые продажи электромобилей выросли на 62% при том, что автомобильный рынок в целом вырос только на 2%. К 2040 г. на дорогах мира будет 730 млн электрических машин. Бензиновых и дизельных авто останется только 335 млн.

Согласно новой стратегии развития автомобильной промышленности России, рассчитанной до 2035 г., к 2030 г. доля электромобилей составит 15% от общего объема рынка страны. В начале 2023 г. стало ясно, что ориентиры, заложенные в первую концепцию, будут перевыполнены. В России уже выпускаются электромобили трех марок: «Москвич 3е» и Evolute из китайских комплектов, а также коммерческие EVM PRO на базе коммерческих УАЗов. На начало февраля в России действовало более 7,5 тыс. зарядных устройств для электромобилей. Минэнерго совместно с МЭР вводят в эксплуатацию ещё 872 электрозаправки в 39 регионах.

Раз “литиевым вопросом” занялись такие государственные корпорации как «Росатом» и «Ростех» (подавший заявку на разработку Тастыгского месторождения лития в Туве), значит всё серьёзно. Две крупные госкорпорации через свои дочерние структуры и дивизионы начинают создание отечественной литиевой отрасли. В эпоху активного развития электротранспорта и возобновляемой энергетики отрасль систем накопления энергии становится приоритетным направлением, которое является базисом технологической независимости. И во второй половине текущего десятилетия российский автопром перейдёт на “электромобильные рельсы”.

За пятилетку мировой спрос на литий вырос в четыре раза и к 2030 г. подрастет еще в пять раз. Боливийский литий позволит спокойно наладить добычу на Колмозерском месторождении. Контракт с Боливией приведет к строительству завода, поставляющего карбонат калия для изготовления батарей в объеме 25 тыс. тонн ежегодно. Российский концерн наладит производство ценного сырья и восполнит дефицит в России. Добыча лития в России имеет огромный потенциал и может стать важным фактором в развитии современных технологий.

Литий может стать новым энергетическим и экологически чистым заменителем нефти. Перспективной областью применения лития в будущем станет квантовая фотоника, с которой связывают будущее электроники и средств связи. «Наступает эра лития». И Россия в ближайшие десятилетия может стать одним из крупнейших производителей лития.

В статье использована информация сайтов: ИАП “Зелёная Точка Старта”, IZ Известия, ixbt.com, expo.rusbat.com, topcor.ru, rosatom.ru, greenstartpoint.ru, dprom.online, dzen.ru, mpsh.ru, expert.ru,  vedomosti.ru,  natoke.ru,  cont.ws,  kommersant.ru.

Дополнительные источники

  1. http://tef.tatar А. Нешта Локализация производства литий-ионных аккумуляторных батарей, презентация
  2. iz.ru›…dmitrii-migunov Литиевая лихорадка: легкий металл стал самым ценным…
  3. expert.ru Литий тоже будет наш.
  4. cont.ws Бесценный литий: как «Росатом» врывается…
  5. 5.https://dprom.online В России начнут добывать собственный литий через 2-3 года
  6. atomic-energy.ru›news Учёные ГЕОХИ РАН создали экологически чистую…
  7. greenstartpoint.ru Станислав Макухин     
  8. https://dzen.ru Донбасский литий.
  9. https://3dnews.ru ПТК«Центр» по переработке литийионных аккумуляторов
  10. vedomosti.ru› Вторая гигафабрика «Росатома»
  11. it-world.ru Некоторые аспекты развития рынка электромобилей      
  12. mpsh.ru› О ресурсе, которого нет у России
  13. https://rosatom.ru/ соглашение на ПМЭФ
  14. https://news.drom.ru/В России стартовало первое массовое производство электромобилей
  15. dzen.ru Рынок лития в России
  16. https://minec.gov-murman.ru/СП «Полярный литий» получило право пользования Колмозерским месторождением лития
  17. tass.ru›ekonomika Серийное производство электродвигателей 
  18. dzen.ru Ядерный гигант затмит успех «Тесла»
  19. natoke.ru Росатом начал строить крупнейший российский завод по…
  20. armz.ru Генеральный директор «Полярного лития» Игорь Демидов
  21. https://atomicexpertnew.ru/ Инга Шульга: Невесомый тяжеловес.
  22. ixbt.com Европа полностью переходит на электричество. 

Автор: Т.А. Девятова
Источник: http://www.proatom.ru/