Система XM55 Counter Ambush Barrage Weapon System для защиты бронетехники

Характерной чертой Вьетнамской войны стали многочисленные засады, в которые регулярно попадали американские войска. Вьетнамские бойцы могли организовать нападение на колонну где угодно и когда угодно. Как следствие солдаты Соединенных Штатов нуждались в технике и вооружении, пригодных для отражения атак. В конце шестидесятых годов появилось предложение о защите бронетехники и иных машин при помощи специальных многоствольных пулеметов. Этот проект остался в истории под названием XM55 Counter Ambush Barrage Weapon System. Корни проекта XM55 уходят в 1968 год, когда Пентагон заказал компании MRC Corporation разработку перспективной пулеметной установки для защиты вертолетов. Проект с рабочим названием Suppressive Fire Weapon System for Helicopters предлагал оснащение вертолета системой XM215, включавшей четыре специальных модуля с большим количеством стволов.

Залповая стрельба такой установки должна была буквально выкашивать противника, обеспечивая безопасную посадку. На стадии теоретической проработки такое предложение выглядело интересным и многообещающим, вследствие чего им заинтересовалась армия.

В самом конце шестидесятых годов, еще до получения первых результатов проекта XM215, компания MRC получила новый заказ на разработку многоствольного «пулемета» необычного вида. Перспективное изделие должно было использовать уже известные принципы, но предназначалось для установки на сухопутную технику. В связи с таким изменением требований к оружию в проект пригласили компанию FMC Corporation, имевшую большой опыт работы в области наземных боевых машин. Дальнейшие работы велись в рамках сотрудничества двух организацией.

Система защиты бронетехники XM55 Counter Ambush Barrage Weapon System (США)Многоствольный огневой модуль для XM215 / XM55

Программа разработки перспективной системы защиты для техники получила название Counter Ambush Barrage Weapon System – «Система заградительного оружия для борьбы с засадами». Собственно комплекс, предназначенный для монтажа на боевые машины, обозначили как XM55. Нетрудно заметить, что оба обозначения перспективного проекта никак не указывали на базовую систему для вертолетов.

По известным данным, новое изделие XM55 должно было представлять собой переработанную версию существующего многоствольного «пулемета» XM215, отличающуюся способом установки отдельных элементов. Как и ранее, предлагалось использовать несколько огневых модулей с большим количеством стволов на каждом. Их следовало монтировать по периметру защищаемой техники и при помощи кабелей управления соединять с операторским пультом. Пульт, по всей видимости, тоже был унифицирован с агрегатами существующей авиационной системы.

Модуль системы XM215 представлял собой достаточно компактное устройство, способное показывать сравнительно высокую скорострельность и плотность огня. Главным элементом такого изделия являлась изогнутая опорная плита, выполнявшая функции затвора всех имеющихся стволов. Внутри плиты располагалось большое количество спусковых механизмов с электрическим управлением. Также предусматривались средства для крепления обоймы со стволами.

Каждый модуль оснащался 306 стволами, расположенными в несколько рядов в виде сотовой структуры. В единую конструкцию стволы собирались металлической обоймой, имевшей крепления для установки на базовую плиту. Стволы имели простейшую конструкцию. Они представляли собой трубки длиной 2 дюйма (50,8 мм). Около половины такой трубки использовалось в качестве патронника, вмещавшего боеприпас. Вторая половина, соответственно, выполняла функции пусковой направляющей для пули. Изогнутая плита-затвор и обойма удерживали стволы с определенным разведением в разные стороны.

Для применения с установками XM215 и XM55 предлагались малокалиберные патроны M24. Такой боеприпас представлял собой модификацию распространенного .22 Long Rifle и отличался применением оболочечной пули. В остальном два патрона были одинаковыми и не отличались по своим характеристикам. В каждый ствол пулемета XM55 перед боевым применением предлагалось помещать по одному патрону.

От базового изделия XM215, предназначавшегося для вертолетов, сухопутная система XM55 «унаследовала» известную сложность обслуживания. После стрельбы обойму со стволами следовало снимать с плиты-основания и затем извлекать все пустые гильзы. Далее нужно было вновь снарядить все стволы, поместив в них 306 патронов. Сведения о разработке каких-либо устройств, облегчающих перезарядку, отсутствуют. Вероятно, во время испытаний и проверок снаряжать «пулеметы» приходилось вручную.

Исходный проект предусматривал использование пульта управления, способного контролировать четыре огневых модуля. С его помощью оператор мог включать и выключать комплекс, выбирать используемый модуль или модули, а также контролировать темп стрельбы. Наконец, имелись гашетки для запуска стрельбы. В базовой авиационной версии многоствольный пулемет имел несколько режимов стрельбы. В зависимости от текущей обстановки, оператор мог выбрать техническую скорострельность в 1800, 3600 или 7200 выстрелов в минуту. При этом боекомплекта одного модуля хватило бы не более чем на 8-10 секунд непрерывной стрельбы.

Проект для военно-воздушных сил предусматривал одновременное использование четырех модулей типа XM215, установленных на специальную раму с креплением на вертолет. Все 1224 ствола четырех модулей были направлены в переднюю полусферу и позволяли атаковать противника впереди и ниже вертолета. Предполагалось, что в такой конфигурации комплекс защиты сможет подавлять противника, обеспечивая безопасную посадку на поле боя.

Сухопутная техника во время Вьетнамской войны сталкивалась с иными проблемами, и потому изделие XM55 Counter Ambush Barrage Weapon System должно было иметь другую архитектуру. Отдельные огневые модули предлагалось устанавливать по периметру защищаемой машины. Попав в засаду на маршруте движения, техника могла попасть под обстрел с любого направления. Выбрав модуль, направленный в сторону вражеских стрелков, экипаж бронемашины получал возможность атаковать их в ответ и упростить свое положение. Несколько залпов из модулей, направленных в разные стороны, могли стать хорошим подспорьем и заметным образом усилить штатное стрелковое оружие.

Стандартные модули можно было устанавливать на разные части корпуса защищаемой машины, обеспечивая круговой обстрел целей. Возможно, наиболее крупные участки техники, такие как борта, могли оснащаться сразу двумя модулями. В будущем такие изделия можно было бы монтировать на поворотных башнях техники, давая ей дополнительную огневую мощь. Следует отметить, что штатный блок управления от XM215 мог контролировать только четыре модуля со стволами. Установка на машину большего количества таких изделий потребовало бы доработать пульт.

Точные сведения о существовании опытных образцов многоствольного «пулемета» XM55 отсутствуют. При этом достоверно известно, что к середине 1969 года компания MRC Corporation изготовила и подала на испытания первый прототип аналогичного комплекса для вертолетов. За несколько месяцев были проведены все необходимые испытания авиационной системы, результаты которых могли оказать самое серьезное влияние на ход второго проекта.

Испытания многоствольного вооружения для вертолетов показали, что в существующем виде этот образец не имеет реальных перспектив. Предложенный для использования малокалиберный патрон M24 был слишком слабым для использования в боевом оружии, а его характеристики дополнительно ухудшались недостаточной длиной ствола. Двигаясь по стволу длиной около 1 дюйма, пуля не успевала получить достаточную энергию, и потому ее боевые качества оказывались недостаточными. Эффективная дальность огня не превышала нескольких метров.

Конструкция огневых модулей обеспечивала некоторое рассеивание пуль, что, как ожидалось, позволяло поразить цели в большем участке пространства. Недостаточная энергия пули не позволяли получить желаемые результаты такого рода. По боевой эффективности системы XM55 также могла ударить растительность, характерная для джунглей Юго-Восточной Азии. Растрачивая энергию на проход через листву, пули также теряли пробивную способность и убойную силу.

Согласно обоим проектам, наведение многоствольных установок должно было осуществляться путем разворота всей машины-носителя. В случае с сухопутной системой XM55 это приводило к рискам для людей и техники. Несвоевременный залп с не слишком предсказуемым полетом пуль мог привести к поражению своих бойцов или техники. При этом расстояние между стреляющей и обстреливаемой машиной могло быть меньше, чем дистанция до противника.

Еще один недостаток комплекса XM55 Counter Ambush Barrage Weapon System крылся в ограниченных эксплуатационных характеристиках. После израсходования всего боекомплекта огневой модуль нуждался в длительной и сложной перезарядке. Выполнение этих процедур в боевой обстановке, по очевидным причинам, не представлялось возможным. Таким образом, на практике многоствольный «пулемет» был оружием одного залпа. Сделав несколько залпов по противнику из разных модулей и потратив все патроны, экипаж боевой машины был вынужден переходить к использованию ее штатного вооружения и личного оружия с известными рисками.

Нельзя не отметить, что программы Suppressive Fire Weapon System for Helicopters и Counter Ambush Barrage Weapon System, имея разные цели, но основываясь на общих идеях, дали схожие результаты. Многоствольные системы защиты техники XM215 и XM55 имели одинаковые ограниченные преимущества и одинаковые серьезные недостатки. Разница в базовой технике приводила лишь к появлению некоторых характерных отличий с поправкой на сферу применения. Так, вертолетная система защиты могла по неосторожности поразить своих солдат на земле, а изделие для техники представляло опасность для других машин.

Сведения о сборке и испытаниях системы защиты для наземной техники отсутствуют. Это позволяет предположить, что до начала испытаний вертолетного «пулемета» XM215 проект XM55 не успел выйти из стадии конструкторских работ. После этого первые результаты испытаний авиационного многоствольного оружия заставили компании MRC и FMC, как минимум, на время отказаться от сборки опытных образцов Counter Ambush Barrage Weapon System. Этот проект мог оставаться в замороженном состоянии вплоть до мая 1971 года, когда Пентагон приказал прекратить все работы.

Несмотря на неоднократные попытки совершенствования и доработки, комплекс защиты XM215 не мог показать желаемые результаты. Видя невозможность получения требуемого изделия для фронтовой авиации, заказчик решил прекратить работы. Характерные проблемы авиационной системы были свойственны и унифицированному сухопутному многоствольному изделию. Как следствие, и его дальнейшее развитие не имело смысла.

Главным недостатком был слабый патрон. Перестройка всей системы под более мощный боеприпас должна была привести либо к сокращению боекомплекта и огневой мощи, либо к значительному росту массы. Оба таких последствия были неприемлемыми и не устраивали заказчика.

Нельзя не отметить, что некоторые базовые принципы проекта XM55 Counter Ambush Barrage Weapon System все же нашли применение на практике, но уже в другом виде. По мере развития противотанковых вооружений бронемашины стали нуждаться в разнообразных средствах защиты. Одна из концепций защиты бронетехники предусматривала уничтожение опасного объекта еще на подлете. В некоторых комплексах активной защиты, реализующих эти идеи, используется принцип поражения подлетающего боеприпаса потоком поражающих элементов, выброшенных специальной пусковой установкой. Таким образом, современные средства активной защиты в некоторой мере могут считаться потомками изделия XM55, предназначавшегося для борьбы с засадами.

Впрочем, нынешние комплексы активной защиты бронетехники слишком серьезно отличаются от системы XM55 Counter Ambush Barrage Weapon System, да и с точки зрения происхождения не имеют прямого отношения к ней. Проект модульного многоствольного «пулемета» для боевой и автомобильной техники оказался первым и последним в своем роде. Он был закрыт, и в дальнейшем к подобным идеям не возвращались.

Источник: https://topwar.ru/
Автор: Рябов Кирилл