На промышленных предприятиях РФ постепенно проходит апробация технологий «умного» производства и фабрик, новые цифровые проекты запускают компании из сегментов авиа-, двигателе- и судостроения. На сегодняшний момент на государственном уровне утверждены планы по строительству 40 «Фабрик будущего». Вложения в проекты на первом этапе составят 15,6 млрд рублей и обеспечат 1,5%-ную долю на мировом рынке «умных» фабрик. Какие smart-производства появляются в России? Что нужно для ускорения цифровизации промышленности? Читайте об этом в нашем материале. Постепенно российская промышленность внедряет на своих предприятиях элементы «умного» производства, а на государственном уровне разворачиваются программы по созданию «умных» фабрик.
Чтобы ускорить этот процесс, в 2017 году президиум Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию утвердил дорожную карту рабочей группы «Технет». Документ представляет собой план мероприятий программы «Национальная технологическая инициатива» и включает в себя развитие цифрового проектирования и моделирования, робототехники, Big Data и прочих технологий управления и автоматизации в промышленности.
Ключевое значение в дорожной карте «Технет» отводится формированию так называемых «Фабрик будущего» — технологических платформ и решений, объединяющих элементы цифровых, «умных» и виртуальных фабрик. Речь идет о применении цифрового проектирования и производства, проведении виртуальных испытаний.
«Цифровая фабрика ориентирована на проектирование и производство продукции нового поколения, как правило, от стадии исследования и планирования, когда закладываются базовые принципы изделия, до стадии создания цифрового макета продукта, «цифрового двойника» и опытного образца или мелкой серии.
Виртуальная фабрика — это объединение цифровых и (или) «умных» фабрик в единую сеть либо как части глобальных цепочек поставок, либо как распределенных производственных активов», — отмечают авторы дорожной карты.
В 2015 году объем мирового рынка услуг «Фабрик будущего» составил 773 млрд долларов США, а доля России в нем — 0,28%. В 2035 году объем мирового рынка составит 1,4 млрд долларов США, а доля РФ в ней может составить 1,5%. По планам Минпромторга РФ, это произойдет за счет создания к 2035 году 40 «Фабрик будущего». Объем финансирования первого этапа программы до 2019 года — 15,6 млрд рублей, в том числе 8,5 млрд рублей из федерального бюджета.
Аналитики McKinsey Global Institute отмечают, что цифровизация российского производства к 2025 году ежегодно способна увеличивать объем ВВП страны на сумму от 1,3 до 4,1 трлн рублей. Применение цифровых технологий сократит сроки выхода продукта на рынок на 20-50% и повысит производительность за счет автоматизации на 45-55%.
Инвестиции в испытания
«Умные» системы появляются в авиастроении и вертолетостроении: в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) используется концепция виртуального конструкторского бюро, когда инженеры из нескольких конструкторских бюро и производственных площадок работают над проектированием модели самолета в единой цифровой среде. Технология применяется в «Гражданских самолетах Сухого», «Корпорации “Иркут”», «Авиационном комплексе им. С.В. Ильюшина» и холдинге «Вертолеты России».
Авторы дорожной карты «Технет» прогнозируют, что лидером по реализации проектов «умных» фабрик в России станет «ОДК – Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, Ярославская область). Предприятие специализируется на разработке и производстве газотурбинных двигателей для авиации, энергетики и т. д.
Госкорпорация «Ростех» заявила о планах запустить испытательный полигон на ярославском предприятии, инвестиции оцениваются в сумму около 7 млрд рублей. В рамках проекта «Умная фабрика» появится система управления жизненным циклом изделия (PLM-управление), что позволит также организовать обмен информацией с сервисными центрами.
«Итогом реализации проекта станет организация «умного» производства, формирование компетенций и технологических решений для тиражирования «Умных заводов», способных достойно конкурировать на мировом рынке», — заявил губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов.
Ожидается, что за первые три года на «Умной фабрике», созданной в «ОДК-Сатурне», будут доведены до промышленного использования 20 технологий.
Тираж для верфи
В Санкт-Петербурге на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ), предприятии Объединенной судостроительной корпорации, при поддержке Национальной технологической инициативы в ближайшие годы планируется запуск цифровой верфи. Будет создана база данных по всем компонентам, применяемым в судостроении, а вместо натурных испытаний изделий начнут применять компьютерную «проверку» продукции.
Цифровизация позволит увеличить производственные мощности предприятия в два раза и повысить объемы экспорта. Стоимость проекта составит 350 млн рублей.
«Большую часть средств (245 млн рублей) предполагается получить из федерального фонда Национальной технологической инициативы, еще 105 млн рублей — собственные средства завода. Мы приступим к созданию цифровой верфи независимо от получения субсидии. Субсидия позволит ускорить процесс, но мы в любом случае будем работать над проектом», — заявил генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо.
При успешной реализации проекта на СНСЗ модель планируется тиражировать на других российских верфях.
Госзаказ для smart-проектов
В корпорации «Пумори» (профиль компании — технологический инжиниринг) отмечают, что среди российских компаний интерес к «умному» производству увеличился. За последние три года спрос на smart-технологии вырос в 3-3,5 раза. Компания провела работу по внедрению систем автоматизации на более чем 100 предприятиях в российских регионах.
Также корпорация вывела на рынок комплексный продукт Smart Factory от японской станкостроительной компании OKUMA и собственную разработку — систему инструментообеспечения TOOL-MANAGEMENT.
По мнению представителей инжиниринговой корпорации, цифровизацию ускорят налоговые льготы на средства, вложенные в развитие производства.
«Дополнительно можно ввести субсидии развития стратегических производств, обеспечение стабильных объемов производств за счет госзаказа и программы льготного кредитования или лизинга. При этом помощь должна быть доступна не только крупным корпорациям, но и небольшим предприятиям. Именно последние зачастую мыслят наиболее прогрессивно и являются наименее инерционными в части принятия самых нестандартных решений», — рассказал генеральный директор ООО «Пумори-инжиниринг-инвест» Владимир Ревзин.
Представители бизнес-сообщества поддерживают идею по снижению налоговой нагрузки, такая инициатива позволит ускорить внедрение технологий.
«Сейчас регионы могут устанавливать разные налоги на движимое имущество: те самые станки и оборудование, которые являются основой «умного» производства. Даже 1,1% является тормозом для развития и инвестирования в модернизацию»,
— пояснил вице-президент и управляющий директор управления ИКТ Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Мытенков.
Автор: Алиса Глазкова
Источник: http://isicad.ru/