Жарить мясо — интеллектуальная работа, которая требует опыта и навыков. Нужно постоянно отслеживать запах, степень прожарки, цвет с обеих сторон, температуру и другие факторы. Выполняется сложный анализ для принятия важного решения, когда перевернуть мясо на другую сторону. Говорят, что мужчины лучше приспособлены к такому труду. Если так, то теперь у сильного пола появился достойный конкурент — робот Flippy. Первый в мире робот, который умеет переворачивать котлеты для бургеров, начал работу в калифорнийской закусочной CaliBurger. Робот изготовлен и обучен компанией Miso Robotics, которая специализируется на робототехнике и системах Искусственного интеллекта. Сильная механическая рука, термосъёмка, точные сенсоры, машинное зрение в 3D, способность работать круглосуточно — тут у железного повара преимущество перед человеком.
«Ключ к успеху в ресторанной индустрии — это постоянство, — говорит Джон Миллер (John Miller), исполнительный директор Cali Group, которой принадлежит сеть ресторанов. — Поэтому каждый раз, когда вы отправляетесь в CaliBurger в любом месте, вы знаете, что котлета [в бургере] будет приготовлена совершенно одинаково».
Правда, робот Flippy пока не освоил абсолютно все необходимые движения, так что не может полностью заменить человека и, например, открыть свою собственную полностью автоматизированную закусочную. Чтобы просто выложить котлеты из фарша на гриль, нужен помощник. Затем человек появится ещё несколько раз: чтобы положить сыр на котлету и добавить другие компоненты, такие как салат и соус. Это уже финишные этапы, когда бургер почти готов. Вполне возможно, что в будущем и их удастся автоматизировать.
Flippy — относительно небольшой робот на колёсиках с механической рукой, которая двигается в 6 степенях свободы и «сенсорной панелью» (камеры, 3D, термодатчики). Команду на приготовление бургера он получает непосредственно из компьютерной сети закусочной, как только клиент пробивает заказ на кассе.
Руководители компании Miso Robotics не думают, что роботы полностью вытеснят людей с кухни. Скорее всего, в будущем они будут работать вместе, помогая другу другу. Но понятно, что работа повара при этом изменится. Как и во многих других профессиях, поварам тоже придётся стать немного программистами — закладывать нужную программу жарки, изменять настройки робота и т.д.
Flippy постоянно контролирует температуру котлет, температуру поверхности гриля (термосъёмка) и размер самих котлет. Всё это поступает в качестве входных сигналов в нейросеть, которая принимает решение о перевороте котлеты. Что самое интересное, робот настроен на продолжение обучения в процессе работы, так что чем больше котлет он делает — тем больше получает опыта и совершенствует свои навыки. В этом отличие Flippy отличается других роботов-поваров, которые разрабатываются в других компаниях. Например, Momentum Machines первой анонсировала машины для полностью автоматического изготовления бургеров в 2012 году, но они до сих пор не поступили в продажу.
Механизм Momentum Machines для полностью автоматического изготовления бургеров
Производительность Flippy составляет 150 бургеров в час, сообщает Miso Robotics. Создание Flippy и обучение системы заняли около двух лет. Компания подчёркивает, что благодаря встроенной системе ИИ и сменным инструментам Flippy со временем освоит жарку и других блюд, в том числе курочек, бекона, луковых колечек и прочего, что обычно предлагается посетителям подобных ресторанов.
При стоимости $60 000 и примерной зарплате низкоквалифицированного рабочего $10 в час выходит, что Flippy окупит себя примерно через 2 года, 10 месяцев и 20 дней с расчётом на 8 часов работы в день. Если посчитать время работы в две смены, то окупаемость наступает вдвое быстрее. Это очень хороший ROI. В Китае роботов ставят вместо рабочих с зарплатой гораздо меньше, потому что роботы всё равно выгоднее.
По мнению разработчиков, Flippy реально поможет компании сэкономить деньги. Экономия выходит не только на зарплате повара, но и на снижении дополнительных издержек, связанных с частой ротацией кадров. Работа за грилем — грязная, сальная и физически тяжёлая, поэтому тут большая текучка кадров. Новых работников приходится сначала обучать за счёт фирмы, ну а робот с каждым днём работает всё лучше и лучше — и бесплатно, если не считать затрат на электричество и сервисное обслуживание.
С 5 марта 2018 года Flippy приступил к выполнению трудовых обязанностей в ресторане CaliBurger в Пасадене, а в будущем компания планирует установить таких же роботов в других ресторанах сети. У CaliBurger эксклюзивное право использовать Flippy в ближайшие шесть месяцев. Затем их смогут купить и другие.