Атакующая бронированная машина, наверное, как ни один другой участник боя нуждается в тепловизионной технике. И дело здесь не только в поиске целей из разряда себе подобных, а в своевременном обнаружении в дневное и ночное время в любых условиях танкоопасной пехоты, которая порой оснащена крайне эффективными системами вооружения. Появление тепловизоров в танковой истории немного скорректировал выражение «Основная боевая дальность ночью равна половине боевой дальности днём», справедливое для активных приборов ночного видения поколения 0 и 1, на новое – «Основная боевая дальность ночью равна боевой дальности днём». Отечественные танкисты стартовали с тепловизора «Агава-2», появившегося впервые на Т-80УМ в 1992 году и очень тепло встреченный Министерством обороны – создатели получили премию имени Котина.
Уже к тому времени отставание отечественной военной промышленности в данном направлении от Запада принимало угрожающие масштабы.
“Агава-2” Источник – thesovietarmourblog.blogspot.ru
Примечательно, что на «Агаве-2» впервые для танка советской разработки видеоизображение выводилось на экран телевизионного типа. Предшественником был тепловизор «Агава», который был выпущен в количестве 17 штук, но армия отказалась от финансирования закупок и определила новые требования, которые и реализовали во второй итерации.
Поле зрения у прицела «Агава-2» было вдвое больше (2,5′ х 4° вместо 1,3° х 1,9° у предшественника), число элементов разложения по вертикали в 2,5 раза больше (256 элементов вместо 100 элементов), дальность опознавания цели типа «танка» увеличили сразу на 20-30 % до 2600 метров. К началу 2000-х годов «Агава-2» и морально, и технически изрядно устарела, что заставило функционеров от оборонной промышленности искать новые пути. Нашли их во Франции у компаний Thales и Sagem, которые предоставили свои модели Catherine-FC и Matiz, соответственно, в качестве ядра тепловизионного прицельного комплекса «Эсса».
Разрешение матрицы прицела 754×576 пикселей, обнаружение пехоты французы гарантируют на дистанциях до 6 км, бронированных автомобилей на 10 км, вертолётов на 14 км, а самолётов на 18 км. Французы продали нам одноканальную тепловизионную технику второго поколения, работающую в диапазоне 8-12 мкм. Самое интересное, что происхождение прицела «Эсса» также нельзя назвать полностью отечественным – его разработали в белорусском КБ «Пеленг» и к настоящему времени таким интернациональным прицелом оборудовано часть семейства Т-90, Т-80 и Т-72 с его вариантами, а также экспортные модификации.
В тоже время, в соответствии с требованиями главного заказчика, на Вологодском оптико-механическом заводе по французской лицензии также организована сборка аналогичных тепловизоров. Не обошли вниманием в Вологде и легкую технику – комбинированный прицел наводчика собственной разработик ППНД Б03С03 «Содема» для БМП-3М также создан вокруг охлаждаемой матрицы Catherine-FC. Белорусы на «тюнингованном» собственными силами Т-72БЭМ установили уже обновленную многоканальную версию прицельного комплекса «Эсса-72У».
Прицел “Агат- МДТ”. Источник – shvabe.com.
Россия собственными силами работает над новыми танковыми тепловизорами. В частности, ОАО “Красногорский завод им. С.А. Зверева” (ОАО КМЗ) разработал, как они утверждают, первый отечественный прицельно-наблюдательный комплекс для командира танка «Агат-МДТ» на основе неохлаждаемого фотоприемного устройства 3 поколения производства НПО “Орион”, имеющего разрешение 640×512 пикселей с шагом в 15 мкм. Открытые источники утверждают, что спектральный диапазон данного тепловизора простирается от 3 до 5 мкм. Ночной канал обеспечивает дальность обнаружения человека до 1400 метров в танковом варианте, а в модификации для БМПТ до 1000 метров («Агат – МР»).
Также КМЗ предлагает тепловизор «Ноктюрн» с дальностью обнаружения танка по тепловой сигнатуре не менее чем за 7,5 километров и может использоваться при модернизации Т-72 взамен приборов наведения 1А40 и 1К13. Похоже, что ОАО КМЗ, входящий в состав всемогущего «Швабе», становится головным разработчиком тепловизионной техники для российских тяжелых бронированных машин. В их ассортименте появился охлаждаемый тепловизор для наводчика танка «Ирбис – К» на российской элементной базе (кадмий-ртуть-теллуровая светочувствительная пленка), способный различать контрастные тепловые цели на дальности до 3250 метров.
Прицел наводчика 1ПН-96МТ Источник – gurkhan.blogspot.ru
1ПН-96МТ – один из последних тепловизоров для наводчика танка, разработанный на Вологодском оптико-механическом заводе, предназначенный для модернизации серии Т-72. Согласно открытым данным, прицел базируется на импортном микроболометре UFPA 640х480, что обеспечивает ему дальность обнаружения танка на 3000 метров.
На данный момент есть информация, что в России освоили производство собственных неохлаждаемые микроболометров, которые будут использовать в качестве ядра тепловизоров для семейств «Армата», «Курганец» и «Тайфун». Мы стали четвертой страной в мире после США, Франции и Китая, сумевшей развить собственное производство такого уровня сложности. Сообщается, что матрица, головным разработчиком которой выступает московское ЦНИИ «Циклон». устанавливается на ПЗРК «Верба» и «Игла».
M60A3 TTS – первый серийный танк с тепловизором. Источник – commons.wikimedia.org
Танкостроение вероятного противника внедрило тепловизионный прицел гораздо раньше – в 1979 году на M60A3 TTS (Tank Thermal Sight) появился прицел наводчика AN/VSG-2 имеющий окулярную отводку тепловизионного канала командиру. Испытывали прицел в полигонных условиях с 1977 года, а с 1981 принялись доводить стоящие на вооружении танки до уровня M60A3 TTS. В дальнейшем тепловизор усовершенствовали до версии GPTTS и экспортировали для монтажа на южнокорейский «тип 88».
Американский «Абрамс» с самого рождения обладал тепловым зрением в классическом уже диапазоне волн 8-12 мкм – у наводчика установили прицел GPS (Gunner periscop sight), что позволяло уже в начале 80-х годов различать тепло на дальности до 2000 м. В версии М1А2 тепловизор подарили и командиру танка в виде панорамного наблюдательного прибора CITV (Commanders Independent Thermal Viewer) с обзорностью по азимуту 3600 и по углу места – от -100 до +200.
Оптика EMES-15 на Леопард -2А5. Источник – Wikimedia Commons
Немецкая оружейная промышленность не отставала – на «Леопард-2» установили прицел наводчика EMES-15 с тепловизионным каналом, которым он делится с командиров танка. Однако, такая информационная ограниченность не устраивала бундесвер и в очередной модификации немецкий танк получает комбинированный перископический прибор кругового обзора PERI-RTW90 от всемирно известной Zeiss.
Перископический прибор кругового обзора PERI-RTW90 командира танка “Леопард-2”. Источник – ЗВО.
Французский «Леклерк» при рождении также не имел отдельного тепловизионного канала для командира, в то время как наводчик работал с прицелом HL-60 с двумя полями зрения (1,9х2,90 и 5,7х8,60) и делился своим тепловым зрением с командиром. Британцы аналогичную технику установили на свой «Челленджер – 2» в виде прицела VS580-10-05 от французской SFIM. Эта же компания разработала тепловизионную технику (командирский прицел «Касимир») для бразильского танка EE-T2 «Озорио».
Теперь понятно, почему Россия в 2000-х обратилась к французам за помощью в разработке танкового тепловизора? Рабочие места наводчика БМП М2 «Брэдли» и «Мардер» в варианте А3, в отличие от британских и французских аналогов, также оснащались тепловизионными прицелами. Интересно, что с внедрением тепловизионных прицелов в систему управления огнем танков, модернизации подверглись лазерные дальномеры. Рабочее тело лазера перевели с иттриево-алюминиевого граната на углекислый газ, что позволило генерировать луч с длиной волны 10,6 мкм, благодаря чему его можно применять в качестве осветителя для тепловизоров, функционирующих на длинах волн 8-12 мкм.
Излучение лазера, принятое тепловизором, помогает оператору точнее опознавать цель за счет увеличения её контрастности при лазерной подсветке. Европейские оружейники отдали пальму первенства американцам в теме оснащения танков тепловизионными прицелами, но вот ПТУР с тепловизором у них появился раньше. Им стал прицел MIRA-2 для комплекса «Милан» совместной разработки Франции, Германии и Великобритании с приличной для конца 70-х годов дальностью обнаружения «теплой» цели в 3200 метров. Вся указанная зарубежная танковая тепловизионная техника в качестве фотоприемника использует линейки из ряда полупроводниковых детекторов (около 120 элементов) на основе соединений ртути, кадмия и теллура (матрица КРТ).
Фотоприемник требует охлаждения до -196 градусов и ниже, а картинка местности фокусируется на нем за счет вращающегося зеркала. Это техника первого поколения тепловизоров, в котором приемники собраны в линейку или матрицу и не имеют встроенных систем схем считывания и обработки сигналов – есть лишь усилители, расположенные в неохлаждаемой зоне. В технике второго поколения детекторы объединяются с процессорами, осуществляющими считывание и первичную обработку сигналов непосредственно в плоскости приемника. Это дает компактность, а значит можно увеличивать число чувствительных элементов до 1000 и более, что обеспечивает почти телевизионное (конечно, для конца 80-х годов) качество тепловой картинки местности.
Современная западная бронетехника освоила уже совсем другие высоты тепловизионного зрения – Леопард 2 Revolution оснащается полностью цифровой системой управления огнем, в которой командир располагает оптико-электронным прицельным комплексом SEOSS (Stabilized Electro-Optical Sight System). В комплекс встроен новейший тепловизионный прицел 3 поколения Sapphire.
Головная оптика СУО SEOSS. Источник – rheinmetall-defence.com
В варианте 2А7 в СУО SEOSS применяется тепловизоры ATTICA от компании Cassidian Optronics (входит в состав AIRBUS) по одному для командира и наводчика. Система ситуационной осведомлённости SAS 360 (Situational Awareness system), предлагаемая в качестве бонуса в последних модификациях немецкой кошки, также оснащена тепловизорами с функциями обнаружения целей и слежения за ними.
Заокеанские «коллеги» в новейшей модификации Абрамса M1A2 SEP V3 также заменили тепловизоры на технику 3 поколения IFLIR, умеющую работать в средних и длинных волнах, а также отображающую обстановку в формате FullHD на мониторах наводчика и командира. Аналогичные тенденции массового перехода на фотоприемные устройства тепловизоров с кратным увеличение числа чувствительных элементов наблюдаются в тяжелой бронетехнике остальных стран НАТО.
Источник: https://topwar.ru/
Автор: Евгений Федоров