Внедрение MES-системы на кузнечно-прессовом производстве “КАМАЗа”: от основных понятий, до результатов проекта

Фото: https://up-pro.ru/. Как соотносятся между собой MES-ERP системы? Какой путь выбрать российскому промышленному предприятию: писать систему самим или обратиться к поставщику готовых решений? Чем интересен подход при внедрении на кузнечно-прессовом производстве «КАМАЗа», рассказываем в этом материале. По результатам аналитики российского рынка промышленных услуг BSL наблюдает 3 ключевых тренда автоматизации производства. Это развитие облачного направления, замещение иностранных решений отечественными аналогами, более динамичная реализация проектов. К внутренним барьерам, останавливающим российские предприятия от внедрения систем, можно отнести отсутствие понимания масштабности проекта внедрения MES & ERP-систем, отсутствие понятного заказчика такого проекта на предприятии и отсутствие мотивации изменять процессы.

О соотнесении систем MES – ERP

MES системы фокусируются на вопросе: как производится продукция. ERP-системы фокусируются на планировании выполнения заказов, т.е. отвечают на вопрос: когда и сколько продукции должно быть произведено.

В структуре управления предприятием выделяют три уровня: стратегический, тактический, оперативный. Каждый из них предназначен для решения разных видов задач. Соответственно одно отличие MES и ERP заключается в их уровне управления информацией.

ERP-система закрывает стратегические задачи, связанные с организацией работы всех структур предприятия. Это решение, предназначенное для управления бизнес-процессами, которое объединяет финансы, цепочки поставок, операции, отчетность, производство, кадровые ресурсы. В ПО этого класса реализуется объемное планирование, которое предполагает определение количества и сроков производства продукции.

MES-система – это инструмент, предназначенный для оперативного планирования, оптимизации и контроля производственных процессов, происходящих внутри цеха. На этом уровне приоритетное значение имеет точность и выполнимость планов, а также высокая степень детализации каждого этапа изготовления изделия.

Источник: https://adeptik.com/blog/otlichie-mes-sistem-ot-erp/

Второе различие между MES-системами и ERP-системами заключается в функциях, которые в них заложены. В функции ERP входит составление планов производства и реализации продукции; управление запасами и закупками; планирование производственных мощностей; бухгалтерский учет и финансы; учет кадров и рабочего времени.

Функционал MES касается операционных задач. Ниже перечислены некоторые из них:

  • внутрицеховое управление ресурсами – станками, инструментами, материалами и другими объектами;
  • диспетчеризация производства;
  • детальное планирование работы, составление расписаний и сменно-суточных заданий;
  • контроль содержания и прохождение документов, сопровождающих выпускаемое изделие;
  • информационная поддержка производственных подразделений.

Кузнечно-прессовый корпус № 1 (КПК-1) стал одним из первых дискретных производств «КАМАЗа», где успешно внедряется Manufacturing Execution System (MES) – система оперативного управления производственными процессами. Этот программный продукт позволяет в первую очередь заниматься планированием и постановкой задач на производстве.

Напомним, в 2018 году на «КАМАЗе» была утверждена Стратегия цифровой трансформации. Из многочисленных проектов по цифровизации внедрение MES стало одним из приоритетных направлений и, начиная с 2019-го, оно поэтапно затронуло АвЗ, ЗД и ПРЗ.

– Мы неоднократно пытались зайти с разными программными продуктами по автоматизации на дискретное производство «КАМАЗа», но только с образованием центра цифровых трансформаций (ЦЦТ) сформировались определённые компетенции, которые и позволили начать двигаться в этом направлении, – рассказывает директор кузнечного завода, руководитель проекта MES Игорь Малясёв.

Был план бумажным, стал цифровым

Почему же выбор пал на КПК-1 кузнечного завода? Это одно из самых сложных и напряжённых производств, с огромной номенклатурой поковок – порядка 600, с большим объёмом производства. А ещё здесь расположено многочисленное кузнечно-прессовое оборудование, только ковочных линий на базе прессов КГШП с разным усилием 43 единицы.

Внедрение MES в КПК-1 началось осенью прошлого года, проект всецело поддержал тогдашний директор завода Сергей Кленько. О ходе работ с определённой периодичностью докладывалось генеральному директору «КАМАЗа» Сергею Когогину, а в июне 2023-го он посетил «кузницу».

– Вначале стояла задача перевести формирование сменно-суточного задания по штамповке поковок из бумажной формы в цифровую. Тем самым мы не только ускорим и улучшим коммуникации между всеми участниками производственного процесса, но и поможем им получить ключевой эффект от MES – видеть ход производства и принимать оперативные решения, – рассказывает Сергею Когогину директор ЦЦТ Эльдар Шавалиев.

Разработчиков поддержали и производственники.

– Чтобы установить план работ, в цех спускалась «на бумаге» общая задача, далее она распределялась между рабочими. Они также отчитывались вручную, передавая бумаги мастерам, руководителям. То есть информация о реализации плана могла поступать с задержками и неточностями, – делится начальник КПК-1 Айдар Галимов. – Сегодня же благодаря цифровому формату мы можем контролировать весь процесс штамповки и при необходимости корректировать его.

Связанные одной сетью

Со временем все три участка КПК-1 оказались в MES, на все 43 ковочные линии вмонтированы датчики. Сегодня каждый участник производственного процесса имеет соответствующий его роли интерфейс, доступный через электронные терминалы. Их три, по одному на каждом участке кузнечно-прессового цеха (КПЦ), а ещё в помощь персоналу промышленные планшеты и ПК.

Далее разработчики успешно интегрировали в MES задачи по наладке оборудования и штамповке. Суточное плановое задание теперь вводится в систему накануне, вечером. Утром, открывая планшет, старшие мастера участков его видят, при необходимости могут корректировать, а изменения оперативно поступают к начальнику корпуса.

– Теперь всё прозрачно и оперативно: не приходится искать в корпусе старшего мастера, чтобы что-то выяснить, – Айдар Галимов демонстрирует Сергею Анатольевичу, как это работает, кликая по экрану электронного терминала.

Старшие мастера, начальники смены, цеха, корпуса, директор завода видят на экране монитора в онлайн-режиме оперативную информацию: сменно-суточное задание, сколько единиц оборудования КПЦ находится в рабочем состоянии, сколько в простое, где идёт наладка, сколько и какого персонала занято в выполнении задания.

– Ещё до начала штамповки мы можем оценить степень готовности ковочных линий. Вот сегодня утром я видел в системе, что к работе готовы 14 звеньев, а прессов всего четыре. Тут же связался с начальником корпуса. Вскоре на мониторе обновилась информация: в работе уже девять прессов. То есть MES позволила мне оперативно оценить производственную ситуацию и принять решение, – приводит пример Игорь Малясёв.

Отработали – заработали

Разработаны и внедрены в систему инструменты расчёта зарплаты рабочих КПЦ на основании данных о фактически выполненных операциях. Системой охвачено порядка 200 человек. Наладчики и кузнецы с помощью пропуска входят в систему, видят своё задание, а в конце смены – степень его выполнения и уровень заработка за смену.

– Мы видим, сколько конкретная бригада отштамповала. Количество поковок считывается с датчиков: один удар пресса – одна штука, – комментирует директор КЗ. – Рабочие могут посчитать уровень своей зарплаты за отработанную смену. И в этом тоже плюс MES.

Погрузчик вызывали?

Последняя из задач, которая успешно интегрирована ИТ-разработчиками в информационную систему, – оперативное управление перевозками. В MES пока введена работа трёх погрузчиков. Если раньше кузнецу приходилось отвлекаться от штамповки в поисках погрузчика, то сейчас на электронном терминале он указывает свой участок, задачу и кликом отправляет заявку. Она приходит на смартфон водителя погрузчика, ему не придётся впустую колесить вокруг ковочных линий, он приезжает в указанную в заявке точку.

– При этом мы ориентировались на пожелание руководства завода. Было важно сделать не просто кнопку вызова водителя, а чтобы видеть в системе, чем конкретно погрузчик занят: вывозил облой, свободную тару или готовую продукцию и, конечно, оценить степень загруженности напольного транспорта, – поясняет Эльдар Шавалиев.

Задачи на перспективу

ИТ-специалисты ЦЦТ активно работают над формированием задачи, связанной с ремонтом оборудования в КПЦ. В случае поломки MES доставит информацию сразу в службу ремонта. Такая новация позволит выдерживать сроки, не даст затеряться ни одной детали, рабочие будут видеть поэтапный план.

А ещё предстоит аккумулировать в MES задачи по резке металлических заготовок и изготовлению штамповой оснастки. И тогда уже с одного клика на мониторе ПК можно будет видеть весь техпроцесс изготовления поковок в режиме настоящего времени и оперативно управлять им.

– Сложность в том, что мы не взяли готовое цифровое решение, а разрабатываем его конкретно под кузнечный завод, со всеми нюансами. Да, возникают ошибки, сомнения, вносятся корректировки, можно сказать, мы ведём своеобразную научно-исследовательскую работу, – уверен Игорь Малясёв. – Моя задача – создать «цифровой завод». Это упростит работу будущим поколениям кузнецов. Это веление времени…

Результаты подобных внедрений во многом оцениваются с финансовой точки зрения, а на рентабельность влияют и оптимизация технологического процесса, и сокращение издержек, и повышение дисциплины и культуры труда. Участники проекта обещали к осени доложить гендиректору «КАМАЗа» об окончательном внедрении MES в КПК-1.

Автор: Ирина НИЗАМИЕВА
Фото: Ильдар ХУСНУТДИНОВ
Источник: https://up-pro.ru/