Cafe X – так называется новая кофейня, открывшаяся на днях в Сан-Франциско. Здесь обслуживанием посетителей занимается автоматика. Кофейня очень невелика, но её особенность, роботы и автоматизация, привлекает большое количество посетителей. Заказы робот принимает по смартфону, хотя можно воспользоваться и локальным терминалом. Готовит все робот, отдает клиенту заказ – тоже робот. Выглядит это кафе как гибрид торгового автомата и кофейни. Кофе готовится при помощи двух кофемашин WMF. Каждый из аппаратов может готовить семь напитков различного типа, причем есть возможность выбрать один из трех сортов кофе. При желании в свой напиток можно добавить молоко или сиропы. Стоимость одного напитка составляет $2-3, что, в принципе, не слишком дорого для этого региона. Кофейня называется так же, как и компания, ее создавшая.
Cafe X — это стартап, который уже получил $5 млн от инвесторов. Среди компаний, предоставивших средства — The Thiel Foundation, Social Capital, Khosla Ventures, Jason Calacanis, и Felicis Ventures. Благодаря инвестициям Cafe X открылось и в Гонконге. Здесь роботизированная кофейня выдает покупателям около 1000 чашек кофе в неделю.
Роботизированные кофейни не являются чем-то уникальным для Сан-Франциско. Здесь же работает и другая компания, которая создает киоски похожей конструкции. Называется компания Eastsa, правда, подает она не кофе, а киноа — особый сорт крупы. Цель этой компании — максимально быстрое и эффективное обслуживание клиентов.
Что касается компании Cafe X, то у нее схожие цели. «Если вам нужен действительно хороший кофе, часто приходится ждать продолжительное время, если вы спешите, то это проблема», — говорит основатель компании Генри Ху. «Мы считаем, что автоматизировав процесс, позволив клиентам использовать для заказа мобильные устройства, можно быстро обслуживать посетителей, готовя для них отличный кофе».
Когда заказ готов, Cafe X отправляет клиенту текстовое сообщение с четырехзначным числом. Это код подтверждения получения заказа, который необходимо ввести в терминале киоска. Если все правильно, роботизированная рука (производства Mitsubishi) снимет стаканчик с подставки с подогревом и предоставит его покупателю, поставив на полочку. Отсюда стаканчик можно забрать и уже в полной мере насладиться своим напитком.
Код необходим для того, чтобы исключить обман робота. Плюс такого типа обслуживания в том, что робот-бариста всегда услышит своего клиента и никогда ничего не перепутает. Кроме того, миниатюрная кофейня не даст забрать чужой стаканчик с латте или другим кофейным напитком.
Большой плюс робота в том, что если вы получили от него хороший кофе сегодня, то сможете попробовать этот же напиток и через год. В кафе, где работают бариста-люди, так не получится. Сегодня у баристы может быть отличный кофе, завтра — похуже, а через год — его место и вовсе займет человек, который кофе готовить почти не умеет. Все относительно, но в большинстве случаев это так. Кроме того, роботу-баристе не нужно платить заработную плату, кофейню можно разместить на относительно небольшой площади.
Используются роботы не только в кофейнях, но и в ресторанах, барах и кафе. Правда, держать таких роботов, как оказалось, не слишком выгодно. Например, в Китае несколько роботизированных ресторанов закрылось. Проблема в том, что у таких роботов очень ограниченная функциональность. Зато стоимость среднего по качеству робота-официанта составляет около 8 тысяч долларов США. Плюс нужно еще учитывать и несколько сотен долларов в месяц, необходимых для технического обслуживания и ремонта. Еще в 2015 году на Taobao были выставлены на продажу 170 роботов, но никто из них не был куплен.