Необычные суперлегкие частные самолеты для VIP-персон: краткая история и рейтинг

Тип частного самолета — очень легкие самолеты (VLJ). Как следует из названия, Very Light Jets — самый маленький тип реактивных самолетов на рынке. Очень легкие реактивные самолеты, обычно сокращенно называемые VLJ, экономичны в эксплуатации, аренде и обслуживании. Очень легкие реактивные самолеты обычно имеют дальность полета чуть более 1000 морских миль (1150 миль / 1850 км). В результате эти самолеты идеально подходят для комфортных полетов продолжительностью до 3 часов. Пассажировместимость на борту удобна для четырех пассажиров. Тем не менее, все самолеты VLJ (на самом деле все частные самолеты) имеют гораздо большую заявленную пассажировместимость, чем это реально. Например, HondaJet официально вмещает до шести пассажиров. Четверо будут на клубных сиденьях в главном салоне, пятый на боковом сиденье и еще один в кабине.

Тем не менее ни один уважаемый чартерный оператор не допустит пассажиров в кабину.  Чартерные операторы будут настаивать на наличии двух пилотов  из соображений безопасности.

Это приводит к еще одной особенности самолетов VLJ – они сертифицированы для одного пилота. Хотя это не будет иметь значения, если вы арендуете VLJ, это будет иметь значение, если вы хотите владеть или арендовать VLJ. Таким образом, у вас будет возможность либо нанять только одного пилота, либо управлять самолетом самостоятельно.

Кроме того, VLJ гораздо более экономичны, чем более крупные самолеты. Средний расход топлива для VLJ составляет около отметки 100 галлонов в час (GPH).

Предистория VLJ

VLJ — относительно новое явление в мире частных самолетов. Первым настоящим самолетом VLJ стал Eclipse . Поставки Eclipse 500 начались в 2006 году и сразу же стали популярными. Однако из-за финансовых трудностей поставки прекратились в 2008 году.

Вслед за быстрым успехом модели Eclipse 500 компания Cessna начала выпуск модели Cessna Citation Mustang. Mustang, как и Eclipse 500, мгновенно стал популярным. Mustang идеально подходит для перевозки до 4 пассажиров в коротких перелетах по Северной Америке и Европе.

Самый маленький VLJ, а значит, и самый маленький реактивный самолет на рынке — это Cirrus Vision Jet всего один реактивный двигатель. Тем не менее, это не мешает им производить впечатляющие цифры. Vision Jet может двигаться со скоростью 311 узлов и может пролететь максимальное расстояние в 1275 морских миль без дозаправки. Важно отметить, что у Eclipse 500 и Cirrus Vision Jet нет туалета на борту.

Интерьеры VLJ

Типичная конфигурация для VLJ состоит из четырех мест, расположенных в клубной конфигурации. Клубная конфигурация — это когда сиденья обращены друг к другу. В VLJ обычно есть раскладные столы между сиденьями.

У VLJ обычно есть туалет в задней части самолета. Исключением из правил являются Eclipse 500 , Cirrus Vision Jet

У VLJ будет самый громкий салон среди всех частных самолетов. Это связано с тем, что двигатели расположены так близко к кабине. Однако заметным исключением является HondaJet с двигателями, установленными над крылом. Одним из современных VLJ кабиной можно управлять с телефона. Таким образом, такие функции, как звук в салоне, освещение и температура, можно изменить с помощью приложения на вашем телефоне.

VLJ обычно включают в себя отсеки для питания. Это обеспечивает место для хранения напитков и закусок. Обратите внимание, что функциональность этих отсеков для питания не на том же уровне, что и кухни на больших самолетах. Поэтому не ждите изысканных блюд на борту.

Максимальная высота кабины обычно находится на отметке 8000 футов. Это та же высота салона, что и в авиалайнере. Преимущество более низкой высоты кабины заключается в том, что она более комфортна, так как в воздухе больше кислорода. Кроме того, джетлаг будет меньше, если вы летите с меньшей высотой кабины. Однако VLJ не могут преодолевать расстояния, которые приводят к значительной смене часовых поясов.

Для кого  предназначены VLJ?

VLJ – отличные самолеты. Они быстрые, ловкие и экономичные. Они обеспечивают все удобства частного самолета в небольшом пакете. VLJ — это отличный способ начать свое путешествие в мир частных самолетов. Самолеты удобные и очень безопасные. VLJ идеально подходят для следующих клиентов:

  • Клиенты путешествуют небольшими группами.
  • Поездки на короткие расстояния.
  • Стремитесь свести затраты к минимуму.
  • Путешествия в и из небольших аэропортов.

Среди десятков бизнес-самолетов с достаточно однотипными конструкциями, встречаются те, что запоминаются надолго. Мы подготовили рейтинг самых необычных машин деловой авиации, глядя на которые сложно догадаться для чего конструкторы «придумали» такой вешний вид.

img.jpgВсе задом наперед

Конструкция этого самолета настолько нетипичная, что потенциальные покупатели долгое время присматривались и даже сторонились этой турбовинтовой машины. Дошло до того, что итальянский производитель Piaggio Aero несколько лет находился в стабильно плохом финансовом состоянии и даже подал заявку о банкротстве.

Тем не менее, это не помешало вывести на рынок уникальный летательный аппарат Р.180 Avanti EVO – двухдвигательный самолет, ставший развитием модели Р.180 Avanti. Конструктивная особенность машины – толкающие винты. Специалисты отмечают внешнюю схожесть Р.180 Avanti с аэродинамической схемой «утка». Однако итальянцы не «пустили утку», так как в их самолете есть только толкающий винт, а вот рули высоты и направления расположены на хвостовом оперении, как у обычных самолетов.

Необычная конструкция сделала Р.180 Avanti EVO самым быстрым турбовинтовым гражданским самолетом – его скорость 745 км/ч. К сожалению, доля тех, кто по достоинству может оценить харизму самолета мала. В год Piaggio Aero поставляет не более 1-3 машин, каталожная стоимость одной составляет 7,7 млн долл.

f8b0e10ed341135b7218f7f9ef79ea0d.jpgПрезентабельная внешность

Этот самолет завораживает одним внешним видом. Яркие ливреи и нестандартно расположенные двигатели стали для легкого бизнес-джета HondaJet Elite пропуском в большой мир малой авиации.

Японская компания Honda Aircraft кропотливо и долго работала над своим первым летающим автомобилем HondaJet. Его главной отличительной чертой стали двигатели собственной разработки, вынесенные на пилоны над крылом. Для этого даже был придуман специальный термин OTWEM (Over-The-Wing Engine Mounts), а сама конструкция запатентована.

Нетривиально расположенные двигатели позволили снизить аэродинамическое сопротивление, расширить пространство салона и багажного отделения. А еще – снизить шум и сделать салон максимально тихим. Покупатели по достоинству оценили джет, который хорошо покупался до 2021 года – по 30–37 машин.

a_amg_5684_web_3.jpg

В деньгах счастье

В отличие от большинства разработчиков, ставящих амбициозные задачи максимально улучшить все имеющиеся технические характеристики, в Cirrus Aircraft пошли от обратного. А именно – провозгласили цель создать «самый медленный, самый низкий и самый дешевый» из существующих самолетов. Как понятно из тезиса, главный критерий к самолету – это его доступность.

Легкий однодвигательный Cirrus Vision Jet и вправду получился «бюджетным вариантом» – его стоимость не превышает 2-х млн долл. По меркам бизнес-авиации это практически даром. Низкий ценовой порог стал следствием конструкторских особенностей машины. Cirrus Vision Jet – единственный реактивный самолет, сертифицированный с одним двигателем, расположенным рядом с V-образным хвостовым оперением.

Легкий и недорогой бизнес-джет по заслугам оценили заказчики – в 2022 году компания передала им 90 Cirrus Vision Jet.

b2ac0367a417d060ad887b541f70eab4.jpg

Два в одном

Завершаем рейтинг самой смелой разработкой в гражданской авиации, способной разорвать шаблоны любого консерватора. А заодно (в процессе двух десятилетий научно-исследовательских работ) разорить небольшую страну.

Футуристический конвертоплан AW609 от итальянского вертолетостроителя Leonardo Helicopters меняет представление о том, что вертолет никогда не сможет соперничать с самолетом в скорости. Благодаря поворотным винтам AW609 взлетает вертикально как вертолет, а затем «трансформируется» в самолет и летит горизонтально со скоростью до 500 км/ч.

Фантастический силуэт AW609 из фильмов про далекое будущее позволит решать комбинированные задачи. Например, взлетать с вертолетной площадки на крыше небоскреба и преодолевать протяженные расстояния на скорости, сопоставимой с турбовинтовым самолетом.

Первый полет первого серийного конвертоплана состоялся в октябре 2022 года, а первая поставка наконец-то намечена на текущий год. По разным оценкам, революционная машина обойдется в 25 млн долл., и эта честная цена не отпугивает заказчиков – ранее в Leonardo Helicopters говорили о 60 предзаказах на самую необычную разработку последних десятилетий.

Источники: https://jets.ru/, https://jetvip.ru/