Совместная немецко-шведская крылатая ракета TAURUS KEPD 350: история создания и перспективы применения

На фото: Ракета TAURUS KEPD 350 на фоне самолета Panavia Tornado ВВС ФРГ. Разработка будущей ракеты KEPD 350 началась в середине девяностых годов по заказу ВВС Бундесвера. Проект создавался совместным немецко-шведским предприятием TAURUS Systems GmbH. Его основателями стали шведская компания Saab и немецкие организации, впоследствии превратившиеся в нынешнюю компанию MBDA Deutschland. Проект получил рабочие обозначения TAURUS (Target Adaptive Unitary & Dispenser Robotic Ubiquity System – «Автоматическая система общего назначения с унитарным и кассетным оснащением, адаптируемым к цели») и KEPD (Kinetic Energy Penetrating Destroyer – «Кинетическое проникающее средство поражения»). Числом «350» обозначили базовую модификацию.

В 1999 г. проект TAURUS KEPD 350 довели до стадии летных испытаний с запуском ракет со штатного носителя. Этот этап занял несколько лет и успешно завершился к середине двухтысячных годов. К этому времени MBDA / TAURUS Systems наладила производство и могла выполнять имеющиеся и ожидаемые заказы.

Первый заказ на новую ракету Германия разместила в конце 1997 г., задолго до завершения разработки. Позже его дополнили новым контрактом. Поставки «Таурусов» в Бундесвер продолжались до конца двухтысячных годов. ВВС получили 600 боевых ракет и 14 учебных. Общая стоимость – 570 млн евро. Носителями такого оружия стали самолеты Panavia Tornado. Планировалась интеграция в комплекс вооружений Eurofighter EF2000, но ее так и не завершили.

К настоящему времени часть поставленных ракет была использована в рамках различных мероприятий. Кроме того, некоторые изделия могли списать по техническим причинам. Р. Кизеветтер сообщил, что в арсеналах осталось только 150 боеготовых ракет. Соответствуют ли эти сведения действительности, неизвестно.

Первым иностранным заказчиком KEPD 350 стала Испания. В середине двухтысячных ей поставили всего 43 ракеты общей стоимостью 60 млн евро. Испанские ВВС используют такие ракеты с самолетами EF-18. Во второй половине десятых начались поставки в Южную Корею; ее ВВС хотят получить порядка 250-260 ракет. К настоящему времени этот заказ практически полностью выполнен. Первым южнокорейским носителем «Тауруса» стал истребитель F-15. В будущем это оружие получит перспективный KF-21 Boramae.

Испанский истребитель EF-18 с немецко-шведской ракетой

Технические особенности

Изделие TAURUS KEPD 350 относится к классу крылатых ракет воздушного базирования, предназначенных для поражения наземных целей на большом удалении. По своей конструкции, характеристикам и возможностям оно похоже на другие ракеты своего класса.

Ракета построена в удлиненном корпусе прямоугольного сечения с характерным головным обтекателем. Сверху имеется раскладное крыло, в хвосте находится оперение с рулями. На бортах установлены выступающие «ковши» воздухозаборников двигателя. Общая длина ракеты – 5 м при размахе крыла более 2 м. Стартовая масса – 1,4 т.

KEPD 350 оснащается турбореактивным двигателем Williams WJ38-15 малого размера и тяги. С его помощью достигается и поддерживается скорость до 0,95 М. Основная часть полета с целью прорыва ПВО производится на высоте 50-70 м. В зависимости от высоты сброса, профиля полета и других факторов, дальность полета может превышать 500 км. При этом экспортный вариант ракеты летит только на 300 км.

Используется автопилот, способный вести ракету по запрограммированному маршруту. Для определения координат и наведения используются инерциальная и спутниковая навигация. Также имеются приборы TERCOM, сравнивающие радиолокационный облик подстилающей поверхности с картой маршрута.

Испытания ракеты с американским F-15E

Ракета оснащена боевой частью типа MEPHISTO (Multi-Effect Penetrator Highly Sophisticated and Target Optimised – «Усложненный и адаптированный к целям проникающий заряд с несколькими эффектами»). БЧ массой 481 кг разделена на два заряда. Лидирующий кумулятивный предназначен для пробития преград, а непосредственное поражение цели производится основным осколочно-фугасным. Также использован многорежимный взрыватель. В зависимости от установки последнего, ракета может взрываться при контакте с целью или внутри нее.

Был разработан ряд модификаций исходной ракеты TAURUS KEPD 350 с теми или иными особенностями. Так, на выставках демонстрировали облегченную ракету KEPD 350L с уменьшенной дальностью, TAURUS MP с модульным боевым оснащением, TAURUS CL для контейнерного пуска с наземных / надводных платформ и т.д. В отличие от базовой авиационной ракеты, эти разработки так и не нашли своего заказчика.

Очевидные недостатки

Ракета TAURUS KEPD 350 не является самой новой европейской разработкой в области авиационного вооружения, а также не пользуется особой популярностью на рынке. В то же время, заявленные тактико-технические характеристики позволяют считать ее современным оружием, пригодным для решения боевых задач. По параметрам и возможностям «Таурус» похожа на другие изделия своего класса – такие как британская ракета Storm Shadow, с которой ее сравнил немецкий депутат.

Если правительство ФРГ поддержит предложение Р. Кизеветтер, то KEPD 350 отправятся на Украину и дополнят имеющиеся там «Сторм Шэдоу». При этом на примере британского оружия можно понять, что немецко-шведская ракета не сможет продемонстрировать высокую эффективность, а ее применение столкнется с серьезными трудностями.

Шведский JAS 39 Gripen с парой ракет под центропланом

Ранее британские и украинские специалисты смогли доработать наличные бомбардировщики Су-24 для использования ракет Storm Shadow. Вполне возможна аналогичная доработка для применения «Таурусов». Однако в этом контексте решающее значение имеет не возможность адаптации самолетов, а их количество и способность решать задачу. Украинские Су-24 успешно сбиваются российскими истребителями и ЗРК. Среди последних сбитых бомбардировщиков были носители импортных ракет. Количество доступных для использования самолетов постоянно сокращается, и вскоре импортные ракеты могут остаться без носителей.

С точки зрения ПВО, ракета KEPD 350 представляет собой дозвуковую маловысотную воздушную цель со сниженной заметностью. В этом отношении она тоже не отличается от Storm Shadow. Поэтому можно ожидать, что результаты применения будут такими же. Российские расчеты ЗРК уже сбили значительное количество британских ракет, а к своим целям пробились лишь отдельные изделия. Очевидно, что немецкая ракета TAURUS KEPD 350 покажет похожие или худшие результаты.

Решения и реклама

Германия пока не планирует отправлять киевскому режиму крылатые ракеты KEPD 350. На данный момент речь идет только о гипотетическом предложении одного из законодателей без явных перспектив. Впрочем, решение об авиационном вооружении может быть принято в любой момент. Учитывая события прошлого, не следует удивляться, что такое решение будет положительным – и на Украину поедут авиационные ракеты очередной модели.

В то же время, поставка изделий TAURUS KEPD 350 фактически не имеет смысла. Украине уже передали аналогичное оружие, и она не смогла нормально им распорядиться. Ракеты применяются эпизодически, и большая их часть сбивается российской ПВО. Все это должно негативно сказаться на репутации «Сторм Шэдоу» и на следующих продажах.

Готова ли Германия отдать свои ракеты и сократить собственные арсеналы, а также пожертвовать репутацией и без того не самой популярной разработки, покажет время. Пока Минобороны ФРГ не отвечает на предложение Р. Кизеветтера и не торопится поставлять свои KEPD 350.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/
Использованы фотографии: MBDA Systems