Законодательная основа BIM-проектирования в России: особенности терминологии, норм и правил

Четыре года назад в Москве я встречался с одним из европейских BIM-специалистов, который находился у нас проездом из Китая к себе на родину. Он был под сильным впечатлением от результатов сравнительно недавнего начала внедрения BIM в Китае. Одну из основных причин очень быстрого и массового перехода Китая на информационное моделирование он видел в том, что, в отличие от Европы и России, в Китае, причем на государственном уровне, начали не с нормотворчества, а с применения информационного моделирования в реальной практике. Я сразу вспомнил об этом разговоре, когда познакомился с Проектом постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов,

включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов» (далее — Проект постановления). Этот документ выложен для обсуждения, которое продлится до 27 марта этого года (https://notim.ru/news/294/).

ТИМ-нормотворчество

Рис. 1. Рассматриваемый документ ТИМ-нормотворчества в России

Думаю, что рассматриваемый документ многое объясняет по факту какой-то неимоверной, почти титанической трудности внедрения BIM в нашей стране. Но чтобы его лучше понимать, сначала сделаем небольшой экскурс в российскую терминологию в области информационного моделирования, которая в некоторых «нюансах» сильно отличается от общепринятой мировой.

Особенности существующей ныне российской BIM-терминологии

Этих особенностей немного, но они ставят всё с ног на голову. Прежде всего, что такое информационная модель?

ТИМ-нормотворчество

Рис. 2. Действующее определение информационной модели из Градостроительного кодекса Российской Федерации

Итак, в Градостроительном кодексе РФ дано определение Информационной модели здания (ИМ):

10.3) информационная модель объекта капитального строительства (далее — информационная модель) — совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства;

Как видим, в определении ничего не говорится о современной технологии информационного моделирования (объектной ориентированности), поэтому под такое определение попадает любой набор документов о здании, если он реализован в электронном виде (например, отсканированные бумажные чертежи) и разложен по соответствующим папкам. Есть в приведённом определении и другие недостатки, например, под него не попадает создание исследовательских моделей либо работы по компьютерной реконструкции утраченных или не реализованных объектов, когда здание или сооружение никто проектировать и строить не собирается.

К сожалению, исправления в эту статью Градостроительного кодекса РФ пока не внесены, хотя специалисты ошибку заметили сразу и о ней много говорили. Вместо этого для смягчения последствий указанной ошибки и восстановления принятой в мире логики BIM у нас поступили очень интересно: дополнительно было введено понятие Цифровой информационной модели (ЦИМ), которое вполне соответствует общемировому пониманию и в России начинает активно использоваться.

Так, согласно СП 301.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила организации работ производственно-техническими отделами»:

Цифровая информационная модель (ЦИМ) — объектно-ориентированная параметрическая модель, представляющая в цифровом виде физические, функциональные и прочие характеристики объекта (или его отдельных частей) в виде совокупности информационно насыщенных элементов.

Это определение нового термина затем с небольшими вариациями вставлялось в различные нормативные документы Российской Федерации, но его суть в принципе не менялась. Отметим еще раз, что понятие цифровой информационной модели здания используется только в нашей стране. В остальном мире раздвоения не происходит, все говорят только об информационной модели здания (в значении нашей ЦИМ).

Таким образом, то, что в мире называется информационной моделью, у нас официально называется цифровой информационной моделью, а то, что у нас официально называется информационной моделью, во всем мире называется просто набором документов в электронном виде. Если это выразить в виде формулы, то при переводе российских документов на мировой язык BIM = ЦИМ.

Поэтому при чтении упомянутого Проекта постановления очень важно знать для правильного его понимания: в этом Проекте постановления, начиная с названия, информационная модель — это «совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде», то есть не BIM.

Налицо «плавная» подмена терминов. Зачем? Это интересный вопрос. И таких вопросов будет еще много.

Будет ли от принятия рассматриваемого Проекта постановления какой-то экономический эффект?

Во всем мире перевод строительной отрасли на технологию информационного моделирования происходит из-за желания повышать производительность труда и более эффективно расходовать деньги. И при правильном внедрении BIM это так и происходит.

А что у нас? Согласно рассматриваемому документу, фактически информационная модель строительного объекта — это лишь новая форма отчетности.

ТИМ-нормотворчество

Рис. 3. Информационная модель направляется в уполномоченные органы и хранится (там?) без ограничения срока

Хорошо, пусть будет новая форма отчетности. Но зачем? Во всем мире BIM при правильном внедрении увеличивает прибыль всем, кто эту технологию использует, прежде всего заказчику и эксплуатанту. Успешная деятельность в направлении информационного моделирования многих российских компаний этот факт подтверждает. А может ли повысить прибыль новая форма отчетности? Нет. И разработчики документа это прекрасно понимают и даже подтверждают.

ТИМ-нормотворчество

Рис. 4. Абзац Пояснительной записки к Проекту постановления, где четко сказано, что экономического эффекта от него ждать не следует

Здесь мы полностью согласимся с разработчиками Проекта постановления: эффективность строительных проектов это не поднимет, производительность труда в строительной индустрии (она уже ниже некуда) не повысит. И опять возникает вопрос: зачем тогда всё это делается? А вот со следующим абзацем Пояснительной записки согласиться нельзя.

ТИМ-нормотворчество

Рис. 5. Абзац Пояснительной записки к Проекту постановления, где также четко сказано, что дополнительных расходов бюджета на его реализацию не потребуется

Поскольку Проект постановления предполагает постоянный сбор и хранение «без ограничения срока» информационных моделей, то это хранение как раз и потребует огромных материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов. То есть «бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» придется серьезно потратиться на создание системы хранения, а потом еще и содержать всю эту махину. Зачем это делать, если дохода от такой деятельности никакого нет?

Некоторые детали Проекта постановления

Теперь о некоторых деталях. В названии документа упомянут «состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель». Честно скажу, люди (особенно новички в BIM) с нетерпением ждут такого документа, где бы кто-то сверху им всё объяснил и разложил по полочкам, рассказал, что надо делать.

Во всем мире этим «кем-то сверху» является заказчик (в лице технического заказчика, если следовать российской терминологии). Он получает первоначальные требования по информационному моделированию от эксплуатанта (будущего оператора объекта), добавляет к ним свои, связанные с реализацией инвестиционного строительного проекта, и доводит всё это в виде «правил игры» в информационном моделировании до всех участников инвестиционного строительного проекта. И по этим правилам дальше все работают. Даже термин специальный появился – информационные требования заказчика. Но эти требования могут быть разные на разных проектах и у разных заказчиков, и влияет на это масса факторов.

К тому же информационные требования заказчика — это не описание состава модели строительного объекта, это гораздо больше, это действительно «правила игры» для всех участников процесса информационного моделирования.

В такой организации информационного моделирования есть серьезная логика: ведь BIM — это поток информации между участниками проекта, и он должен быть качественно организован по общим правилам. К тому же, если в дальнейшем информационная модель строительного объекта используется при его эксплуатации, то через информационные требования заказчика с самого начала известно, где и кем эта модель в дальнейшем будет использоваться, как она должна выглядеть и чем наполняться, даже форматы файлов будут точно известны.

В Проекте постановления все эти функции, выполняемые заказчиком и эксплуатантом, передаются Минстрою России. Зачем? Неужели Минстрой за всех всё знает?

ТИМ-нормотворчество

Рис. 6. Минстрой России за всех должен решать, кому и какие информационные модели нужны, в каких форматах, и как с ними дальше работать

Думается, с точки зрения BIM это лишено всякого смысла. Но, напротив, с точки зрения организации отчетности такое положение дел очень даже логично, поскольку все должны отчитываться по единым правилам. И эти правила (отчетности, но не информационного моделирования) устанавливает Минстрой.

Нет смысла разбирать каждый пункт Проекта постановления, но давайте напоследок рассмотрим в качестве примера «состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель» на стадии эксплуатации строительного объекта.

ТИМ-нормотворчество

Рис. 7. Состав информационной модели на стадии эксплуатации

Обратим внимание на пункт в). Представьте типовое девятиэтажное студенческое общежитие. Это сравнительно небольшой объект, который в ежедневном режиме обслуживают выделенные для этого сантехник и электрик. Поскольку общежития активно эксплуатируются (студенческие всё-таки), то работы у сантехника и электрика всегда много, при этом они честно и скрупулёзно ведут соответствующие журналы. Я работал в деканате и знаю, что эти журналы потом можно читать как увлекательные повести с захватывающим и полным драматизма (прорвало, затопило, перегорело) сюжетом. И вот сканы этих журналов надо с определенной периодичностью, то есть всё время (по результатам выполненной работы) включать в информационную модель общежития и отправлять в российский центр хранения (без ограничения срока). Зачем? Помножьте объем информации и труда на количество таких общежитий в стране, и вопрос вырастет ещё больше — ЗАЧЕМ?

Но студенческое общежитие — небольшой объект. А бывают и большие, например нефтеперерабатывающие заводы, где дежурных специалистов с их журналами можно насчитать уже десятками. И всё это тоже требуется отправлять на всероссийское хранение. Так что предыдущий вопрос можно усилить: кому и зачем в России такое количество журналов дежурных сантехников, электриков и прочих специалистов может понадобиться в качестве отчетности?

Теперь пункт г). Из него четко следует, что цифровой информационной модели (ЦИМ), то есть нормальной BIM, у давно эксплуатируемого объекта (в частности, общежития или НПЗ, вообще таких объектов подавляющее большинство) быть не может, поскольку стадии проектирования и строительства у них были давно и без компьютерных технологий.

Почему такая дискриминация? Ведь информационное моделирование, которое BIM, задачи работы с существующими объектами во всем мире решает и оптимизирует стоимость эксплуатации актива, показывая в этом направлении как раз наибольшую эффективность.

Можно еще многое обсуждать в тексте Проекта постановления, но давайте подведем итог: такое постановление принимать нельзя, кроме торможения внедрения технологии информационного моделирования и дополнительных расходов госбюджета оно ничего не даст.

Редактировать предложенный текст вряд ли целесообразно, сначала надо решить, для чего он нужен: для развития технологии информационного моделирования строительных объектов или для создания новой формы отчетности.

В дальнейшем при разработке подобных документов желательно:

  1. Сначала устранить имеющиеся несоответствия в уже сложившейся терминологии ТИМ.
  2. Разрабатывать документы на основе широкой практики, прежде всего отечественной, а не наоборот.
  3. Поручать работу специалистам в области технологии информационного моделирования.
  4. При представлении итогового документа, но лучше и во время работы над ним, публично представлять этих специалистов, чтобы сделать создание документа логичным, открытым и понятным для работников строительной отрасли.

Автор: Владимир Талапов
Источник: https://isicad.ru/