На фото: Дедал в зеркале Архимеда. Ровно 85 лет назад, 20 апреля 1938 года, родился великий британский визионер и популяризатор науки Дэвид Эдвард Хью Джоунс, известный в наших странах по книге “Изобретения Дедала” (“Мир”, 1985 год). К сожалению, книга больше не переиздавалась, а потому является чем-то вроде “тайного знания” старшего поколения. Чем же так знаменит Дэвид Джоунс? Выдвинул идею существования фуллеренов за 19 лет (1966) до их реального получения (1985). Предложил идею 3D-печати с помощью лазеров (1974). Предвидел появление Сегвэя (1978). Предсказал появление телевизионных программ, написанных искусственным интеллектом (1976). Первым предложил цифровые деньги (1974). Предложил Hyperloop (1968). В этой статье мы расскажем об этом удивительном человеке. Дэвид Джоунс родился в Лондоне в семье копирайтера Филиппа и секретарши Доротеи.
В детстве он строил ракеты, занимался фотографией и рисовал мультфильмы. Он учился в колледже Элтем, затем изучал химию в Имперском колледже в Лондоне и в 1962 году получил докторскую степень по органической химии.
Свои «колонки Дедала» для New Scientist он начал публиковать в 1964 году. Затем они были собраны в “Изобретениях Дедала” (1985), “Дальнейших изобретениях Дедала” (1999, на русском языке не издавались), иллюстрированные его собственными карикатурами и «Момент “Ага!”» (2012, тоже, к сожалению, прошла мимо нас).
Телевидение было еще одним выходом для его изобретательности: с середины 70-х Дэвид Джоунс работал на Йоркширском телевидении в программах “Не спрашивай меня” и “Научный взгляд”, а затем начал вести немецкую телевизионную научную викторину “Kopf um Kopf”, где проработал восемь лет. В 1987 году он стал героем программы BBC QED, которая реализовала одно из его изобретений: транспорт с коллективной ответственностью.
После года преподавания в Стратклайдском университете он перешел на работу в ICI в Ранкорне в качестве спектроскописта, где помимо основной работы исследовал устойчивость велосипедов. Себя Джоунс описывал как “придворного шута при дворе её величества Науки”.
Его колонки продолжались до 2000 года, когда Дэвид перенес инсульт. После выздоровления он продолжил писать, но Дедал ушел на пенсию. Последняя книга Дэвида “Почему мы в сознании? ” была вдохновлена его опытом перенесенного инсульта.
Дэвид любил развлекаться, но в личной жизни он был одиночкой со скептическим отношением к человечеству, что видно из его последней колонки: “Большая проблема — это готовность, с которой люди лгут. Действительно, это почти определяющий признак человечества”.
Чем же так замечательна книга?
Я знаю книгу почти наизусть, но при подготовке статьи бросились в глаза обильные ссылки на “Комсомольскую правду” и русских / советских учёных. Вряд ли у Джоунса был доступ к “Комсомольской правде”, так что эти ссылки на газету полностью на совести издательства “Мир”. А вот ссылки на русских / советских учёных – почему бы и нет, тем более, что СССР был довольно популярен “на западе” в конце 70х – начале 80х.
В своих изысканиях Дедал выступает не один, а как глава компании “КОШМАР”. И нет, это не та компания, в которой вы в данный момент работаете. КОШМАР — это “Компания по осуществлению широкомасштабных актуальных разработок”. Компания поощряет “полную научную безответственность наших сотрудников, позволяя им перескакивать с одной задачи на другую проводить нелепые эксперименты и т. д. Своим успехом компания КОШМАР целиком обязана тому факту, что она существует для удовольствия и развлечения своих сотрудников” (до такого даже Гуглу далеко).
Самое интересное в том, что Дедал для большинства своих изобретений приводит качественные и количественные оценки эффективности своих теорий, исторические ссылки и ссылки на последующие научные работы.
И так, изобретения
Так как я не фанат лонгридов, то из 129 изобретений Дедала я выделил только самые, на мой взгляд, примечательные (после названия главы стоит год публикации в New Scientist). Как я уже упоминал выше, все иллюстрации нарисованы лично Джоунсом:
- Фуллерены (глава “Полые молекулы”, 1966).В 1985 году Харрольд Крото, Роберт Кёрл и Ричард Смолли впервые получили фуллерен, за открытие которого в 1996 году они получили Нобелевскую премию. В своей Нобелевской лекции Харрольд Крото не забыл упомянуть Джоунса.
-
Цифровые деньги (глава “Деньги любят счёт”, 1974-1975).
Вот особенности его цифровых денег: - Ограниченная эмиссия.
- Учёт всех банкнот, находящихся в обращении (“в каждом банковском расчетном счете будет указываться не только общая сумма, но и конкретные номера банкнот”).
- В стране может параллельно общаться несколько цифровых валют.
Да, версия от Дедала, конечно очень сырая, но, тем не менее, он был первым! Следствия введения цифровых денег:
В настоящее время все купюры одного достоинства полностью тождественны между собой, подобно элементарным частицам, подчиняющимся статистике Бозе-Эйнштейна. Если же мы начнем различать их по номерам, то они должны вести себя в соответствии с распределением Ферми-Дирака и проявлять гораздо меньшую склонность к “скучиванию”. Это создаст предпосылки к более справедливому распределению богатства в обществе.
Едва ли вся валютная неразбериха будет хуже того, что мы имеем сейчас; наблюдать же за нею будет весьма поучительно. Судя по всему, между валютами начнется настоящая война: одни из них окажутся непопулярными, другие, завоевав доверие общественности, затем с треском лопнут, третьи не смогут получить признание за пределами страны. В конечном счете, вероятно, останется только одна валюта. Возможно, это чему-то научит экономистов, и есть шанс, что экономика, наконец, станет серьезной наукой.
- Hyperloop (глава “Люди-поплавки”, 1968)
Можно загерметизировать весь тоннель метрополитена и прокачивать через него пассажиров, свободно плавающих в виде “взвеси” в жидкой дыхательной смеси. При этом нет никаких ограничений ни на скорость движения, ни на величину ускорения: пассажиры будут избавлены от неприятных ощущений. По своей пропускной способности новый транспорт не будет иметь себе равных: при скорости движения всего в 45 км/ч тоннель диаметром 6 м сможет пропускать до миллиона пассажиров в час!
В 1968 году люди были не чета нам, железные! Я бы не хотел лететь по трубе со скоростью 45 км/ч. В виде “взвеси”.
- Смайлик (глава “Фейкодер”, 1973).
Я прекрасно знаю, что текстовый смайлик 🙂 был изобретён раньше, но Дедал первым предложил использовать его в графическом виде для вывода информации о состоянии системы на дисплеи.
-
Предсказал появление телевизионных программ, написанных искусственным интеллектом (глава “Развлекательные телепрограммы и математика”, 1976).
Дедал приступил к статистическому анализу большого числа телевизионных передач, определяя вероятности переходов от одной сцены к другой. Полученные значения вероятностей вместе с обширной подборкой различных эпизодов вводятся в память ЭВМ. Изобретенный Дедалом “стохастический генератор развлекательных телепрограмм” (СГРТ) на основе этого материала составляет бесконечную последовательность типичных телевизионных шоу по следующему принципу: выбирается сцена из класса “завязок”, затем, с учетом статистического веса, происходит переход к случайно выбранной следующей сцене и т. д., пока, опять же случайным образом, не выбирается финал (например, “хэппи энд”).
- Сегвэй (глава “Моносфера”, 1978)В версии Дедала Сегвэй мог подниматься по ступенькам!
- Новые методы металлообработки (глава “О пользе трещин”, 1976).
Традиционные методы обработки металла и других материалов требуют слишком много энергии. КПД токарного станка составляет меньше 0,1% — большая часть энергии переходит в тепло. По мнению Дедала, наиболее экономична с энергетической точки зрения резка стекла: стекольщик делает на стекле царапину и чисто обламывает его вдоль этой линии, затрачивая минимум энергии. При некотором навыке этот способ позволяет резать стекло не только по прямой линии, но и вырезать фигурные детали, отверстия.
Опытный образец обрабатывающего станка фирмы КОШМАР с помощью пьезострикционных возбудителей создает в заготовке внутреннее напряжение и инициирует распространение трещины с засечки, заранее сделанной в нужном месте заготовки. Дальнейшее распространение трещины направляется по сигналам от фотоэлектрических и тензометрических датчиков. Всё происходит в считанные миллисекунды: оператор не успевает моргнуть глазом, как заготовка трескается по заданному контуру и получается готовая деталь.
- Новые материалы (глава “О пользе трещин”, 1978).
Дедал занят поисками такого способа поверхностной обработки, который обеспечил бы очень низкую поверхностную скорость звука, чтобы любая трещина, круто преломляясь, выходила обратно на поверхность. Обработанный таким способом металл произведет революцию в технике. Представьте себе подобную деталь на испытательном стенде (или даже в реальной конструкции). Когда напряжения в какой-нибудь точке окажутся выше предела прочности, образовавшаяся трещина не разрушит деталь, а выйдет на поверхность, аккуратно откалывая кусочек с производственным или конструкторским дефектом, в котором сконцентрировано опасное напряжение.
Можно сказать, что металл Дедала будет обладать свойством самосовершенствования. В своих мечтах Дедал уже видит новую эру конструирования, когда конструкторы практически останутся без работы, а машины и механизмы будут собираться из кое-как сделанных деталей, которые в процессе работы будут принимать оптимальные формы. Автомобилисты же станут с тихой радостью смотреть на осколки и обломки, сыплющиеся из двигателя.
- Транспорт с коллективной ответственностью (глава “Транспорт с коллективной ответственностью”, 1973).
В изобретенном им “транспорте с коллективной ответственностью” (ТКО) перед каждым сиденьем имеется рулевое колесо, рычаги и педали и каждый пассажир с помощью телевизионного экрана может наблюдать за дорогой. Всем пассажирам предлагается принимать посильное участие в управлении. Бортовая ЭВМ собирает сигналы со всех пультов. Она отбрасывает экстремальные значения, исходящие от слишком смелых или не слишком умелых водителей, и ведет автобус в соответствии с усредненным сигналом с остальных пультов. Поэтому индивидуальные отклонения (сигналы, поступающие с пультов лихача или пассажира, желающего подкатить прямо к своему порогу) не учитываются, а движением руководят коллективный опыт пассажиров и их знание маршрута.
Скорость, стиль управления и маршрут будут зависеть от тех, кто готов раскошелиться, — в точном соответствии с основным принципом капитализма: прав тот, кто больше платит.
- Пассивный пылесборник (глава “Для дома, для семьи”, 1970).
Вообще-то, это просто дырка в полу, в которой скапливается пыль (сам видел такую в одной серверной в конце 90х). Правда, Дедал пошёл ещё дальше и предложил заполнять их маслом, чтобы пыли точно было не выбраться.
- Переводчик с одного диалекта на другой (глава “Гремит музыка боевая…”, 1968).
“Лингафон” станет идеальным средством для двустороннего общения: голос шотландца, говорящего в один рупор, будет выходить из другого, допустим, с техасским акцентом; соответственно будет работать прибор и в обратную сторону. Возможно, “лингафон” позволит даже расшифровать тот непонятный гортанный язык, на котором обычно объявляют остановки в пригородных поездах.
- 3D принтер (глава “Лазер-ваятель”, 1974).
- Бассейны из сжатого ксенона (глава “Лёгкое дыхание”, 1967).Идея в том, чтобы сжать смесь ксенона и кислорода до плотности человеческого тела:
Внутри такого купола человек сможет наконец-то удовлетворить свое врождённое стремление парить подобно птице.
- Размышлял о заселении других планет реактивными жуками (глава “До чего может довести жжение в желудке”, 1972).
Документальный фильм о Дэвиде Джоунсе, на английском. Умер Дэвид Эдвард Хью Джоунс 19 июля 2017 года.
Автор: Красноармеецъ @Krasnoarmeec
Источник: https://habr.com/