С явлением, о котором пойдёт речь в этом посте, я столкнулся достаточно давно и, что интересно, на страницах GT. Это была небольшая публикация о выступлении в Москве группы Compressorhead. Тогда долго жалел о том, что пропустил это событие. Потом в ютюбе я посмотрел видео ещё одного коллектива, Z-Machines, который также меня очень впечатлил. В прошлом году до меня дошли сведения о появлении на свет ещё одного музыкального проекта, где были использованы промышленные роботы. Он отнюдь не дублировал 2 предыдущих, но создавался в духе этого сравнительного нового веяния музыкальной культуры. Под впечатлением от этих проектов я стал живо интересоваться всем, что связано с автоматами, которые извлекают звуки из классических инструментов, начиная от экспериментов с лего и заканчивая малоизвестными разработками наших соотечественников в 80-х.
Всё верно, речь пойдет о роботах-музыкантах и автоматах, играющих на традиционных музыкальных инструментах (гитарах, клавишных, ударных, бас-гитарах). Истории таких проектов в чем-то похожи, но каждая интересна по-своему. Помимо рассказа об этих необычных роботах и их создателях, я опубликую несколько видео и составлю собственный хит-парад из композиций, частично или полностью исполненных роботами. Под катом факты о современных роботах-музыкантах, их конструкторах и живых партнёрах по творчеству.
Compressorhead — robo-punk not dead
Коллектив антропоморфных роботов-музыкантов был создан берлинским художником Франком Бранесом (Frank Barnes), а также его партнерами конструкторами Маркусом Кольбом (Markus Kolb) и Стоком Плюсом (Stock Plum).
Именно этот проект смог разжечь мой интерес к этой форме музыкального искусства. Как следует из названия, для движений роботы-музыканты используют энергию сжатого воздуха.
Характерной особенностью участников коллектива являются не только исполнительские возможности, но и реалистичная сценическая пластика, которая делает выступления очеловеченными. Иными словами — разработчики подарили машинам “характер”, с использованием, казалось бы, банальных выразительных средств.
- Stickboy — четырехрукий ударник, созданный ещё в 2007-м году. Можно сказать, ветеран коллектива, с которого всё началось. Исполнение также осуществляется при помощи ног, которые робот использует для управления педалями бас-бочек. Особого внимания заслуживают реалистичные движения головы с металлическим ирокезом. Описание на официальном сайте группы гласит следующее: “Four arms two legs and one head, no brain”. Контроль осуществляется при помощи — Midi.
- Fingers — манипулятор-гитарист, извлекающий звуки с использованием 78 независимых пальцев, имеет 2 руки. Экспрессивно мотает головой и двигает туловищем вверх-вниз и поворачивается в разные стороны. Построен в 2009 году. Играет на Gibson Flying V с Min-E-Tune System. Характер скверный, не женат, носит солнцезащитные очки.
- Hi-Hat Humper (Junior) — самый маленький участник группы с ростом менее полуметра. Управляет педалью Хай-хэта, упрощая задачи Stickboy. Двигается в ритм композиции и любит неожиданно поворачивать голову в сторону зрителей. Голова снабжена металлическим ирокезом.
- Bones — электронно-механическая копия типичного басиста. Играет двумя четырехпалыми руками. Может передвигаться по сцене на гусеничной платформе. Голова оснащена декоративными рогообразными антеннами. Завершен в 2012 году.
- Hellgå Tarr — единственная женщина в коллективе, роль — вторая гитара и бэк-вокал. В перспективе должна первой получить перемещение при помощи антропоморфных подвижных ног. Построена и вошла в состав коллектива в 2016-м году.
- Mega-Wattson — самый харизматичный фронтмен в истории. Для его постройки собрали средства на Kickstarter, и, как оказалось, собирали не зря. Робот очень реалистично имитирует пение, открывает рот, пластично двигает туловищем, может перемещаться по сцене на гусеницах. К концу 2016 года вокалист был полностью завершен.
Как собирали фронтмена можно увидеть здесь:
Репетиция под руководством Джона Райта
Позже композиции райта войдут в первую студийную работу коллектива Party Machine, выпущенную в 2017-м году.
Живое выступление 2017-го года
Как и многие живые рок-музыканты, Compressorhead используются в рекламе. В начале музыкальной карьеры с молчаливого согласия материально заинтересованных создателей рекламировали продукцию компании GIbson.
Промо акция Gibson
Помимо собственного материала коллектив исполняет композиции таких банд как Nirvana, AC/DC, Motorhead и прочих легенд мировой рок-музыки.
Z-machines и Squarepusher
Z-machines — это ещё один известный коллектив роботов-музыкантов, созданный японскими инженерами под общим концептуальным руководством известного дизайнера Кенджиро Мэцуо (Kenjiro Matsuo). Цель проекта сделать роботов, которые смогут значительно превзойти возможности людей в исполнении музыки на обычных инструментах.
Основные работы по проектированию и изготовлению машин были проведены в Токийском университете. Сегодня Z-machines считаются наиболее конструктивно сложными. Робот гитарист по имени Марш оперирует 78-ю “пальцами” и 12-ю управляемыми медиаторами на двухгрифовой гитаре. Ашура — робот-ударник оснащён 22-мя руками, что делает его возможности по управлению ритмом почти безграничными. Робот клавишник по имени Космо отличается скоростью звукоизвлечения и способен осилить такие интервалы как 64-я и 128-я. Многих, кто видел Космо в живую, очень впечатляет его внешний вид с зелеными лазерами в глазах. Органы управления инструментами приводятся в движение электрическими и пневматическими приводами.
Изготовление и настройка музыкальных роботов Z-machines
Дебют коллектива был коммерческим мероприятием для спонсоров слабоалкогольного бренда ZIMA. Произведения, которые исполнял коллектив, были либо однообразным полуэлектронным мясом, либо полупопсовым суррогатом с анимешным колоритом.
Первый релиз Squarepusher с роботами под названием «Sad Robots Goes Funny».
После внушительных успехов Кенджиро Мэцуо постепенно охладел к проекту Z-machines и в последние годы переключился на применение искусственного интеллекта при создании музыкальных дронов. Вероятно, что в случае запуска музыкального ИИ, он может быть вполне испытан с Z-machines.
Найджел Сэндфорд и миллионы просмотров для компании KUKA
Пожалуй, это один из тех случаев, когда интересы музыканта и интересы бизнеса полностью совпадают. Немецкий производитель промышленных роботов компания KUKA и музыкант из Новой Зеландии Найджел Сэндфорд нашли друг друга в нужный момент.
Результатом работы Стэндфорда с роботами стал альбом Automatica, который увидел свет в прошлом году. В поддержку альбома и, конечно, компании производителя, был записан клип с признаками вирусного ролика. Ролик хайпанул в сентябре 2017-го, и о компании KUKA узнали даже те, кто никогда в жизни не был связан с промышленной автоматикой.
В клипе роботы делают почти невозможное. Если этот безусловный баян прошел мимо вас, рекомендую сначала посмотреть на короткие выдержки с репетиций Стэндфорда, а уже потом переходить к клипу.
репетиция и настройка
репетиция и настройка
репетиция и настройка
клип
Владимир Демин и баян из СССР
Я не планировал включать этого талантливого соотечественника в материал и, откровенно говоря, не знал о его работе. Первое видео, которое меня впечатлило, было исполнение гитарным-роботом токкаты и фуги ре-минор И.С. Баха по органной партитуре. Я напоролся на него случайно при подготовке этого поста.
А потом YouTube порекомендовал мне вот это:
Итог
Я искренне надеюсь, что застану то время, когда композиторы начнут писать произведения для роботов. Такие проекты способствуют популяризации науки и техники, позволяют понять возможности, которые может подарить прогресс. Мне сложно представить, какой будет эта музыка, написанная с учетом возможностей музыканта-робота, но я убежден, что выход за пределы физиологии живого исполнителя открывает перед создателем произведения безграничные возможности.
Источник: https://geektimes.ru/
Автор: Sound Cult Sound_cULT