На чем поедем товарищ боевой: БТР или БМП?

Гусеничные бронированные машины изначально предназначались для того, чтобы пехота следовала за танками и поддерживала их после спешивания, но меняющиеся оперативные тенденции сейчас определяют дальнейшее развитие новых гусеничных бронированных машин. Одним из самых широко распространенных типичных представителей транспортеров пехоты стал БТР M113 американского производства, который мог вместить до 11 пехотинцев и двух членов экипажа, но эти машины были защищены только от осколков артиллерийских снарядов, а вооружение было представлено одной внешней установкой 12,7-мм пулемета. Совершенно другую машину представляла собой немецкая HS 30. Она была создана примерно в тоже время, что и M113, но предназначалась для более агрессивного применения совместно с танками, борьбы с машинами пехоты противника, а также для поддержки огнем пехоты, которую она перевозит.

Картинки по запросу БТР

Для этого машина была вооружена 20-мм пушкой, установленной в одноместную башню, и была снабжена броней большей толщины, но из-за этого ее вместимость составляла всего пять человек десанта и три члена экипажа.

Позднее были спроектированы машины пехоты, которые превзошли по характеристикам HS 30, но, тем не менее, они с конструктивной точки зрения имели схожую с ней компоновку. В частности, более поздние боевые машины пехоты (БМП), например Marder от Rheinmetall Landsysteme, AMX 1 OP от Giat Industries и Pbv 302 от Hagglunds, традиционно вооружались 20-мм башенной пушкой.

Впрочем, впоследствии пушка калибра 20 мм потеряла свою привлекательность, ее огневое могущество уже не было достаточным для того, чтобы поражать хорошо бронированные машины противника и многие из них были заменены 25-мм пушкой KBA от Oerlikon или 25-мм пушкой M242 Bushmaster Chain Gun от ATK 25, стреляющими боеприпасами 25×137 мм стандарта НАТО.

25-мм пушка KBA устанавливалась на БМП AIFV (Armoured Infantry Fighting Vehicle) от компании FMC, которая первоначально изготавливалась в больших количествах для Нидерландов под обозначением YPR 765, а также для Бельгии. Позднее эти две страны продали машины в Чили, Египет и Иорданию, в то время как большое число подобных машин было произведено компанией FNSS для турецкой армии под обозначением ACV-300. Пушка 25-мм KBA также установлена на БМП Dardo от консорциума Iveco Fiat-Oto Melara, тогда как 25-мм Bushmaster установлена на БМП M2 Bradley (в настоящее время за нее отвечает BAE Systems) и сингапурскую Bionix от ST Engineering.

Таким образом, всё это содействовало тому, что 25-мм пушки получили самое широкое применение за исключением России и Китая.

Впрочем, развитие шло вперед и в настоящее 25-мм пушка все в большей степени заменяется 30-мм пушкой стреляющей боеприпасом 30×173 мм, который имеет примерно в два раза большую начальную энергию по сравнению с 25-мм снарядами и, следовательно, лучшую бронепробиваемость. В боеприпасы более крупного калибра также могут устанавливаться программируемые взрыватели с целью повышения эффективности осколочно-фугасных снарядов.

Некоторые армии, не останавливаясь на 25-мм калибре, сразу перешли к 30-мм пушке. Кроме британской RARDEN, установленной на БМП Warrior от BAE Systems, и российской 30-мм пушки 2A42, установленной на БМП-2, все 30-мм пушки в настоящее время поделены между действующей отводом газов пушкой Mauser MK 30 и пушкой с внешним приводом (электрическим) ATK Bushmaster II.

MK 30 устанавливается в двухместные башни машин Pizarro и Ulan от General Dynamics European Land Systems, а также в необитаемые башни БМП Puma от Projekt Systems and Management (в настоящее время изготавливается для немецкой армии) и прототип машины Tulpar, изготовленный турецкой компанией Otokar. Bushmaster II устанавливается на машины шведской разработки CV9030, стоящие на вооружении норвежской, финской и швейцарской армий. Новая российская БМП на платформе Armata (объект 148) также, по сообщениям, будет вооружена 30-мм пушкой 2A42.

Устанавливаемая внешним образом пушка, как например Bushmaster II, имеет потенциальное преимущество, заключающееся в том, что ствол калибра 30 мм может быть заменен стволом калибра 40 мм для стрельбы более крупными снарядами Supershot, поскольку потребность в огневом могуществе неизбежно увеличивается. Исходя из этого, вариант пушки с двойным калибром 30/40 мм Mk 44 Bushmaster II был предложен для бронетранспортера XM1206 Infantry Carrier Vehicle (ICV) из злополучной программы Боевые Системы Будущего FCS и для такого же неудачного американского проекта по наземной боевой машине Ground Combat Vehicle (GCV).

Голландская и датская армии решили, что 30-мм пушка не будет достаточной могущественной для борьбы с вражескими машинами пехоты и выбрали новейший вариант БМП CV90 от BAE Systems Hagglunds, вооруженный 35-мм пушкой Bushmaster III от ATK, которая стреляет снарядом Oerlikon 35×228 мм, чья начальная энергия в два раза больше, чем у 30-мм боеприпаса.

Подобные выводы двумя десятилетиями ранее сделали японские силы самообороны, которые приняли для своей БМП Type 89 автоматическую 35-мм пушку Oerlikon KDE, использующую силу отдачи. И примерно в то же время для своих первых БМП CV90 шведская армия приняла еще более мощную пушку в виде широко распространенной, но глубоко модернизированной зенитной пушки 40 мм Bofors L70. С тех пор 40-мм пушка Bofors также была принята для корейской БМП K21 от Doosan и для прототипов машины пехоты Abhay, разрабатываемой в Индии.

40 мм CTWS

Хотя 40-мм пушка Bofors достаточно эффективна, но ее недостаток заключается в том, что она создавалась не для установки на бронированные машины, так что подобное вооружение занимает значительный внутренний объем в башне, а снаряды калибра 40×365 мм имеют достаточно большую длину 535 мм. Система телескопических 40-мм боеприпасов Cased Telescoped Weapon System (CTWS), разработанная британо-французским предприятием CTA International (совместно предприятие BAE Systems и Nexter), была разработана как раз с целью преодоления этих проблем.

Устанавливаемая внешним образом пушка CTWS стреляет снарядами, имеющими примерно равную начальную энергию со снарядами пушки Bofors, но они погружены внутрь метательного заряда и поэтому длина выстрела составляет всего 225 мм. 40-мм пушка CT также имеет нетрадиционную, вращающуюся камору и мало внедряется в башню, что вместе с небольшим размером выстрелов позволяет укладывать большее количество боеприпасов в машине.

CTWS может показаться новой идеей, но она никоим образом не является первой в своем роде, поскольку американская армия уже пыталась создать несколько различных пушек с телескопическими боеприпасами, включая 45-мм XM295 COMVAT и 75-мм XM274 Ares. Однако, после 41 года работ в докладе министерства обороны США в 1996 году был сделан вывод о том, что подобную пушку не стоит далее разрабатывать, ни одна из них не была принята на вооружение американской армии, поэтому эта концепция и остается до сих пор достаточно новой.

Тем не менее, 40-мм пушка CT была установлена на два прототипа машины несостоявшейся британо-американской программы по тактической разведывательной машине TRACER (Tactical Reconnaissance Armoured Combat Equipment Requirement) и с тех пор была принята британской армией для своей программы улучшения боевых качеств БМП Warrior WFLIP (Warrior Fightability Lethality Improvement Programme). Она также была принята для некоторых французских машин, но остается только гадать, обоснованы ли все усилия и ресурсы, потраченные на разработку 40-мм пушки CT и ее боеприпасов.

Кроме пушек 40 мм L70 Bofors и 40 мм ATK Bushmaster TV, которые стреляют этим же боеприпасом, 40-мм CTWS будет также соперничать с 35/50 мм Bushmaster III.

В своей 35-мм варианте Bushmaster III имеет меньшую начальную энергию, чем 40-мм пушка CT, но при замене ствола на 50 мм и при стрельбе снарядом 50×330 мм Supershot ее начальная энергия увеличивается приблизительно в два раза. Такие возможности по смене ствола были продемонстрированы пушкой Rheinmetall 35/50 мм Rh 503, которая должна была быть установлена на опять же закрытый проект БМП Marder 2, но подобное увеличение калибра невозможно в случае с 40-мм пушкой CT, как и увеличение длины снарядов по сравнению с нынешним боеприпасом.

Пушка еще более крупного калибра 60 мм L70 Oto Melara только лишь в экспериментальных целях устанавливалась на итальянские БМП Dardo и польские BWP 2000. Более значимым проектом является разработка России, которая установила автоматическую 57-мм пушку в необитаемую башню недавно представленной бронированной машины Atom 8×8 совместной российско-французской разработки.

Это поступательное увеличение калибра пушек улучшило возможности машин пехоты по уничтожению других машины подобного типа. Это позволило также повысить возможности поддержки пехоты, но в то же время уменьшило доступное внутреннее пространство для десанта. Таким образом, хотя FV432 – британский аналог американской M113 – может по-прежнему перевозить 10 десантников в своей нынешнем варианте Mk III Bulldog, американская M2 Bradley и немецкая Puma могут вместить всего шесть человек.

В конечном счете, потребность в огневой поддержке привела к использованию 105-мм или 120-мм пушек, которые могут устанавливаться на машины пехоты, но при этом не оставляют пространства для десанта. К примерам можно отнести шведскую CV90120, где 120-мм пушка установлена на шасси CV90 и российскую артиллерийскую установку 2С25 Спрут, где 125-мм танковая пушка установлена на шасси БМП-3.

Российская БМП-3 представляет собой необычную попытку совместить несколько разных требований в одной машине. Это привело к возрождению концепции 30-х годов, которая предусматривает установку в башню танка пушки с высокой скорострельностью вместе с пушкой более крупного калибра, имеющей низкую скорострельность. Ее духовным предком была немецкая Neubaufahrzeug, предшественник танка Panzer IV времен Второй мировой войны.

В случае БМП-3 установлены две пушки. Одна – автоматическая 30-мм пушка 2A72 и вторая – 100-мм нарезное орудие 2A70, которая кроме осколочно-фугасных снарядов может стрелять противотанковыми ракетами 9M117 с лазерным наведением. В БМП-3 размещается три члена экипажа и семь десантников, но выделенное им пространство ограничено, а десантирование из машины несколько затруднено.

Китайская армия скопировала российский комплекс «Бахча» с двумя пушками для своей БМП Type 97 (или ZBD 97), у которой шасси имеет более практичную компоновку с двигателем, расположенным впереди, и десантным отделением на семь человек в кормовой части.

Другие попытки повысить летальность без значительно уменьшения внутреннего объема привели, конечно, к разработке машин, вооруженных ПТУРами. Начало было положено в 60-х годах российской БМП-1, у которой ракета 9M14 устанавливалась в трубной пусковой установке на стволе 73-мм пушки.

Другим направлением является установка пусковых установок ПТУР по бокам башни. Сюда можно отнести американские БМП M2 Bradley, некоторые итальянские БМП Dardo, кувейтские Desert Warrior и немецкие Type 89. Установка на эти машины установок ПУТР расширило их возможности по борьбе с танками, но с другой стороны определило их место на переднем огневом рубеже, что является весьма спорным, поскольку десант, который в них размещается, подвергается опасности воздействия вражеского огня, в то время как не имеет возможности вести ответный огонь.

Какое то время считалось, что пехотинцы могут вести огонь из своего стрелкового оружия на ходу из машин. Несколько машин были снабжены отверстиями для ведения огня, но стрельба из стрелкового оружия на ходу очевидно неэффективна и в итоге эти бойницы были убраны ради лучшего бронирования бортов машины, как это было сделано в варианте M2A2 БМП Bradley и на Marder 1A3.

Таким образом, выдвигается все больше аргументов в пользу того, чтобы не перевозить пехоту в машинах, вооруженных крупнокалиберным вооружением и управляемыми ракетами, а размещать ее отдельно в машинах, которые хорошо бронированы, но имеют только легкое вооружение для целей самообороны.

Защита

С другой стороны, броневая защита также соразмерно улучшилась. Некоторые системы защиты способны противостоять 30-мм бронебойным снарядам, по крайней мере, по лобовой дуге. В последние годы машины получили улучшенную защиту от фугасных и направленных мин, самодельных и нет, а также от такого кумулятивного вооружения, как например РПГ-7.

Неизбежным следствием улучшения броневой защиты и частично установки более тяжелого вооружения стало значительное увеличение массы машин пехоты.

В итоге, если оригинальный вариант M113 (защита от стрелкового оружия и осколков) весил всего 10,4 тонны, M2 Bradley, последовавшая за ним, имела массу 22,7 тонны в первоначальной версии и уже 39,5 тонны в последнем варианте M2A3. Точно так же, масса CV90 постепенно увеличивалась с 21 тонны и с течением времени в варианте CV9035 достигла 35 тонн.

Производимые в настоящее время машины, например немецкая БМП Puma, весят аж 43 тонны, хотя ее масса может быть снижена до 31 тонны за счет снятия части брони.

Британская, американская и немецкая армии рассматривали в разное время возможность разработки машин пехоты с более тяжелой броней как у танков. Израильская же армия стала первой армией, начавшей производство машины подобного типа Achzarit массой 44 тонны, которая базируется на глубоко модернизированном шасси захваченных советских танков Т-55 и вооружена только пулеметами.

Но израильтяне на этом не остановились, для ее артиллерийско-технической службы была разработана 62-тонная БМП Namer, базирующаяся на шасси танка Merkava; 170 таких машин изготавливаются компанией General Dynamics Land Systems. Кроме экипажа из трех человек в Namer может разместиться восемь десантников, но пространства внутри достаточно для размещения при необходимости еще четырех человек.

Namer имеет очень хорошую защиту в виде пассивной и активной брони и, кроме того, на машине установлен комплекс активной защиты Iron Fist от компании IMI.

Впрочем, ее большая масса является серьезным недостатком, поскольку ограничивает стратегическую мобильность и может даже негативно повлиять на тактическую мобильность, особенно в городских условиях.

Недостатки очень тяжелой, хотя и хорошо защищенной машин пехоты, особенно проявились во время разработки наземной боевой машины GCV для американской армии, которая по некоторым оценкам имела бы массу более 70 тонн, но по понятным причинам проект был закрыт в начале 2014 года.

Как следствие, менее экстремальный подход при разработке машин пехоты с хорошей защитой был продемонстрирован на шведской машине CV90 Armadillo, которая при массе 35 тонн обеспечивает превосходную защиту для размещенных внутри восьми десантников и трех членов экипажа.

Как и Namer, БМП Armadillo не имеет башни и вооружена только дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом, но кроме своей брони на нее установлен комплекс активной защиты Saab LEDS 150 с двумя многоствольными пусковыми установками.

/Alex Alexeev, topwar.ru/