Европейские, израильские и североамериканские программы создания ракет класса «воздух-воздух»

Военно-воздушные силы ведущих армий мира имеют на вооружении множество разных моделей ракет класса «воздух-воздух». В статье рассказывается об основных программах западного мира, расширяющих возможности этого вида вооружения по перехвату целей на различных дальностях. На протяжении всего периода Холодной войны, начиная с конца 40-х годов, европейские страны всегда стремились достичь независимости в оборонных технологиях от Соединенных Штатов. В связи с этим несколько стран Западной Европы разработали свои платформы, например, семейства истребителей Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon и Saab JAS-39 Gripen – все яркие примеры европейской борьбы за независимость.

Истинная стратегическая независимость в этой области имеет смысл, если эти истребители могут использовать ракеты «воздух-воздух» европейского же происхождения. Ракеты IRIS-T Infrared (IR) с инфракрасным наведением от компании Diehl BGT Defence и Meteor Active Radar Homing (ARH) с активным радиолокационным самонаведением от MBDA представляют собой два примера широкого европейского сотрудничества в сфере ракет класса «воздух-воздух».

Обе ракеты были разработаны европейскими консорциумами, в состав которых входили несколько стран и компаний, например, в программе Meteor принимали участие свыше 200 компаний.

Ракета IRIS-T класса «воздух-воздух» на держателе истребителя Typhoon итальянских ВВС

IRIS-T

Ракета IRIS-T была разработана в ответ на общие оперативные потребности в замене ракеты ближнего действия с ИК-наведением AIM-9L Sidewinder, созданной американской компанией Raytheon. Разработка IRIS-T началась в 1996 году под руководством Германии, которая профинансировала 45 процентов стоимости проекта, а немецкая компания Diehl была выбрана в качестве головного подрядчика. По информации компании Diehl, этап разработки IRIS-T, шедший до 2002 года, включал несколько недель испытаний. Поставки начались в декабре 2005 года и, скорее всего, завершились в конце 2012 года, хотя существует вероятность, что они до сих пор продолжаются. Ракета IRIS-T разрабатывалась как система вооружения, основанная на самых последних достижениях в этой области. Ее основное преимущество заключается в комбинации маневренности и управляемости и цифровой интеграции с нашлемным дисплеем пилота истребителя. Технические характеристики IRIS-T, включая оптимизированный ракетный двигатель, обеспечивают значительные преимущества в воздушном бою, поскольку ракета может перехватывать цели на дистанции 25 км на скорости более трех чисел Маха. В мае этого года сообщалось, что изготовитель ракеты разрабатывает вариант ракеты IRIS-T SLS (Surface Launched Short Range) для польского наземного зенитно-ракетного комплекса PRWB 9A33BM2/OSA-P (кодификация НАТО SA-8 «Gecko»). По данным компании, вариант IRIS-T SLS представляет собой, по сути, ту же ракету IRIS-T класса «воздух-воздух», только доработанную в рамках концепции «пуск в движении». Пусковая установка с четырьмя ракетами, установленная на трехосную платформу, сможет производить пуски во время движения. Впрочем, компания не дает информацию о том, когда этот комплекс будет готов для заказов. Кроме того, в конце 2016 года норвежские ВВС начали испытательные полеты ракеты IRIS-T в варианте «воздух-поверхность». Во время этих полетов норвежский истребитель F-16AM производства General Dynamics/Lockheed Martin запустил ракету с целью определения ее возможностей по захвату, сопровождению и поражению скоростного патрульного катера. В компании Diehl заявили, что интеграция этих возможностей по атаке наземных целей стала возможной за счет доработки программного обеспечения.

Ракета Meteor продолжает поступать на вооружение ВВС европейских стран. В скором времени ракета будет принята на вооружение британских и французских ВВС

Meteor

Помимо IRIS-T европейцы разрабатывают ракету Meteor класса «воздух-воздух» для поражения целей за пределами прямой видимости. В апреле 2016 года шведские ВВС стали первым оператором этой системы вооружения, установив ее на свои истребители JAS-39C/D. По словам представителя компании Saab, «В 2016 году Saab провела модернизацию истребителя Gripen, в том числе и комплекса вооружения, известную под обозначением MS20. В рамках этой модернизации ракета Meteor была интегрирована со шведскими истребителями JAS-39C/D. Они стали первыми и пока единственными истребителями, эксплуатирующимися с этой революционной европейской системой вооружения». По данным французского министерства обороны, 200 ракет Meteor, заказанных Францией в 2010 году (вместо 300 первоначально запланированных), должны быть поставлены с 2018 по 2020 год. Как и Франция, Испания также решила приобрести меньшее количество ракет, вместо 400 всего 100 штук.

Ракета может устанавливаться на новые истребители семейства F-35A/B/C Lightning-II. Как заявил представитель компании MBDA, «До наступления начальной готовности системы Meteor для установки на истребители семейства F-35 ракета уже полностью будет интегрирована в истребители семейств JAS-39, Rafale и Typhoon, и весь этот опыт в будущем обеспечит очень хорошую основу для интеграции в следующие платформы. Поэтому неудивительно, что Meteor оценивалась на совместимость со всеми вариантами F-35; считается, что риск здесь минимален. Ракету Meteor планируется интегрировать в рамках модернизации F-35 Block-IV».

Но на сегодняшний день интеграция ракеты Meteor с истребителем F-35 по ряду причин далека от своего логического завершения. Прежде всего, это технологические разрывы и различия, поскольку полностью европейская ракета, созданная для истребителя четвертого поколения, будет устанавливаться на полностью американский истребитель пятого поколения. Совместимость программного обеспечения между ракетой и самолетом является основной проблемой, при этом Соединенные Штаты настороженно относятся к раскрытию исходных кодов и программных компонентов, которые могут помочь в интеграции ракеты.

Ракета Meteor под крылом истребителя Rafale-M французского флота. Планируется принять на вооружение эту систему в 2018 году

Кроме того, хотя истребители JAS-39, Rafale и Typhoon имеют определенные сетецентрические характеристики благодаря использованию протокола передачи данных Link-16 стандарта НАТО, их уровни интеграции с другими платформами и сетями командования и управления, пожалуй, не так развиты, как у истребителя F-35, который с самого начала создавался как сетецентрическое средство, интегрированное в более широкие американские сети оперативного управления.

Великобритания уже решила включить ракету Meteor в комплекс вооружения своих будущих самолетов F-35B, которые должны будут приняты на вооружение приблизительно в 2024 году. По сообщениям СМИ, министерство обороны выдало компании MBDA контракт стоимостью 52,7 миллиона долларов на изучение возможности интеграции ракеты в эти самолеты. А в состав комплекса вооружения британских истребителей Typhoon-FGR4 эта ракета войдет уже с 2018 года. Ожидается, что каждый истребитель F-35B будет оснащен двумя ракетами Meteor на двух из четырех подкрыльных узлах подвески, которыми будут оборудованы британские самолеты. Это связано с тем, ракета Meteor слишком большая для размещения во внутреннем отсеке вооружения самолета F-35B. При этом сообщается, что компания MBDA уже проработала возможность уменьшения размера хвостового оперения ракеты с тем, чтобы она могла войти в отсек. Это станет возможным за счет разработки меньших по высоте хвостовых поверхностей, но при этом большей длины с тем, чтобы не ухудшить характеристики ракеты. Помимо интеграции с семейством F-35 продолжаются работы по установке ракеты Meteor на борт других платформ. Хотя шведские ВВС стали первыми, кто принял ракету Meteor на вооружение своих самолетов JAS- 39C/D, в апреле 2017 года британское министерство обороны завершило испытания ракеты Meteor на борту истребителя Typhoon, находящегося в собственности компании Airbus. Во время этих испытательных полетов в Шотландии был произведен одновременно пуск двух ракет Meteor. Успешное завершение этих испытаний позволяет британским ВВС на данный момент начать свою оценку боевых возможностей этой системы, которую запланировали провести в конце этого года. Тем же путем идет французское Агентство оборонных закупок, объявившее в апреле о том, что завершило финальные управляемые пуски ракеты Meteor с истребителя Rafale, которые включали также пуск ракет по воздушной цели во время испытаний, проводившихся на авиабазе Казо на западе Франции. Пробные пуски ознаменовали завершение полного цикла комплексных испытаний системы вооружения на борту истребителей Rafale-F387C/M французских ВВС и авиации ВМС. Ожидается, что ракета поступит на вооружение ВВС в начале 2018 года.

Апрельский контракт стал вторым успехом для компании MBDA, связанным с семейством самолетов F-35. Перед этим, в марте компания MBDA объявила о проведении нескольких испытательных пусков своей ракеты AIM-132 ASRAAM (Advanced Short-Range Air-to-Air Missile – усовершенствованная управляемая ракета класса «воздух-воздух» малой дальности) с ИК-наведением с борта истребителей F-35B, взлетевших с американских авиабаз Эдвардс и Патаксент-Ривер. Тем временем, в августе 2016 года британское министерство обороны выдало контракт стоимостью 238 миллионов долларов на закупку ракет AIM-132 для установки на будущие истребители F-35B британских ВВС. Этот контракт последовал вслед за контрактом, подписанным в сентябре 2015 года, которым предусматривалась разработка нового варианта ракеты AIM-132 для установки на борт Typhoon-FGR4.

По данным Минобороны, эта новая ракета войдет в состав комплекса вооружения самолета в 2018 году. При этом существующий вариант ракеты AIM-132 будет установлен на британские истребители F-35B примерно до 2022 года, а впоследствии будет заменен новым вариантом AIM-132, разрабатываемым в настоящее время для истребителя Typhoon-FGR4.

Ракета AIM-9X оборудована всеракурсной головкой самонаведения, позволяющей захватывать вражеский самолет под любым углом. Компания Raytheon получила несколько контрактов на поставки этой ракеты

Северная Америка

Если в Европе ведущей компанией в сфере исследований, разработок и производства ракет класса «воздух-воздух» является MBDA, то в Соединенных Штатах не менее успешно работает ее американский конкурент, компания Raytheon. В первой половине этого года эта фирма получила контракты на производство семейства ракет AIM-9X Block-II Sidewinder в ИК-наведением стоимостью 78 миллионов долларов. Хотя эти системы вооружения предназначены для ВВС и ВМС Соединенных Штатов, контрактом также предусматривается производство ракет AIM-9 для зарубежных заказчиков. Кроме того, контракт включает доработку систем наведения и двигателя ракеты. Стоит отметить, что в отличие от устаревшей модели AIM-9 ракета AIM-9X имеет «всеракурсную» головку самонаведения, которая может захватывать вражеский самолет со всех направлений. Кроме того, в мае этого года американское министерство обороны выдало компании контракт на 7 миллионов долларов на продление срока эксплуатации ракет AIM-120D Advanced Medium Range Air-to-Air Missiles (AMRAAM) с активным радиолокационным наведением, состоящих на вооружении Австралии, Японии, Норвегии, Румынии и Турции. Этот контракт последовал после предыдущего контракта стоимостью 64,6 миллиона долларов на модернизацию системы наведения ракеты. Доработка ракет AIM-120D ведется не только в США, но и у всех зарубежных ее эксплуатантов. В январе сообщалось, что компания Raytheon и ВВС США ведут разработку нового сигнального процессора для этих ракет с тем, чтобы можно было продлить их срок службы далее 2020-х годов. В этом году также была изготовлена 20 тысячная ракета AIM-120D.

Впечатляющий набор из нескольких ракет AIM-120D под крылом палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18D американского флота

Израиль

Помимо Северной Америки и Европы важные позиции в сфере ракет класса «воздух-воздух» наряду с Россией и в меньшей степени Китаем сохраняет Израиль. Израильская компания Rafael Advanced Defence System производит семейство ракет Python с ИК-наведением, которые стоят на вооружении, по меньшей мере, 17 стран. В марте 2016 года сообщалось, что Израиль и Индия создали совместное предприятие с участием компаний Rafael и Reliance Defence по производству помимо прочего вооружения ракет класса «воздух-воздух». Хотя в новостях явно не говорится о том, какие ракеты могут производиться этим предприятием, будет маленький сюрприз, если ракеты семейства Python будут включены в портфолио компании. Индия уже является оператором ракеты в вариантах Python-4 и Python-5. Первая из них, поступившая на вооружение в 90-х годах, может поражать цели с любого угла, тогда как ракеты Python-5 показали себя в Ливане в 2006 году, успешно сбив два беспилотника, запущенных боевиками группировки «Хезболла». В феврале этого года было объявлено о том, что Вьетнам присоединяется к клубу операторов ракет Python, он покупает ракеты Python-5 для возможного оснащения своих истребителей Cy-27/30 и Су-22.

Возможности

Хотя воздушный бой – редкое явление в нынешней оперативной парадигме, преждевременно было бы заявлять о его исчезновении. Нынешние усилия России по разработке истребителя Су-57 и Китая по созданию своего истребителя Chengdu J-20 демонстрируют, что противники Запада продолжают инвестировать в проекты, подрывающие превосходство в воздухе, которым обладали Соединенные Штаты и их союзники со времен иракского и балканского конфликтов 90-х годов. Однако, подобное оперативное преимущество ни в коем случае нельзя допустить, и финансовые вложения в исследования, разработки и производство ракет класса «воздух-воздух» указывают на то, что Запад не собирается сдавать свои позиции.

Источник: https://topwar.ru/
Перевод: Alex Alexeev