Из истории ледокольного флота России: от “Ермака” до настоящих дней

В самом конце этого лета,  состоялось знаковое для российского атомного флота событие: Госкорпорация «Росатом» подписала договор на строительство головного универсального атомного ледокола нового поколения.  Это еще один шаг вперед на длинном и трудном пути освоения Арктики, и ледоколы здесь всегда занимали особенное место. С  чего начиналась когда-то давно история возникновения единственного в мире атомного ледокольного флота? Территория Арктики огромна, она  занимает шестую часть  поверхности Земли, при этом  две ее трети – это воды Северного Ледовитого океана, самого маленького океана нашей планеты.  В течение всего года, большая часть поверхности океана покрыта льдом толщиной около 3 метров. Первые сведения о плаваниях в водах Северного Ледовитого океана относятся к середине 12 века – в это время промыслом на берегах Баренцова и Белого морей занимались поморские племена.

В 1525 г. русский литератор и дипломат Дмитрий Герасимов впервые высказал мысль о вероятном существовании водной магистрали, пролегающей вдоль северных берегов Европы и Азии. Идея Герасимова послужила толчком к поискам Северного морского пути Англией и Голландией, которые с этой целью снарядили в XVI—XVII вв. несколько экспедиций, которые не продвинулись в своих изысканиях особенно далеко. С большим увлечением исследовал возможности освоения Северного морского пути Михаил Васильевич  Ломоносов в своих работах «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможности проходу Сибирским океаном в Индию и Америку» (1762-1763) и «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану»(1764). На протяжении нескольких столетий исследователи по частям собирали сведения о северо-восточных окраинах Российской земли. Славные имена Семена Дежнева, Ивана Толстоухова, Витуса Беринга, Семена Челюскина, Фердинанда Врангеля, Федора Литке и многих других отважных путешественников занимают почетное место в истории освоения Севера.

Но к началу двадцатого века, Северно-Ледовитый океан так и остался малоизученным, а идея практического использования территорий Арктики все еще представлялась довольно  утопичной. Кардинальным образом поменялась ситуация в послереволюционной России. Еще в 1921 году  Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР. С 1923 по 1933 годы на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций. Помните легендарного лейтенанта Шмидта?  В 30-40-е годы XX века слава о нем и других героях-полярниках – Рудольфе  Самойловиче, Владимире Визе, капитане Владимире Воронине, возглавивших первые экспедиции на ледокольных судах, гремела по всей стране. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для его изучения. Россия становилась  лидером  в освоении и исследовании Северного полюса.

Но вернемся немного назад, к моменту возникновения первого ледокольного флота. Кочи – специальные суда, предназначенные для плавания среди отдельных плавающих льдин, строили еще русские поморы. В ХIХ веке технический прогресс принес в судостроение паровую машину, и в  1864 г. изобретатель М.Ю. Бритнев создал первый в мире пароход, способный ломать лед, который назывался «Пайлот». Маленький пароходик с машинной мощностью в 60 л.с. разрушал тонкий лед на линии Кронштадт-Ораниен-баум. В 1891 г. было построено аналогичное судно мощностью 700 л.с. для Николаевского порта,  а в 1892 году, с двигателем в 3500 л.с. для Владивостокского, причем с вводом этого ледокола во Владивостоке открылась круглогодичная навигация. Появились паромы-ледоколы на Волге и Байкале, но это были маломощные суда, абсолютно непригодные к работе в полярных широтах.

Создателем первого в мире арктического ледокола стал выдающийся российский ученый,  адмирал Степан Осипович Макаров. Именно благодаря ему появился принципиально новый тип корабля: все полярные исследователи считали, что для плавания в Арктике пригодны только деревянные суда, а Макаров настаивал на постройке стального цельнометаллического ледокола. «Ермак» имел водоизмещение 8700 тонн, скорость 12 узлов, мощность энергетической установки 10 000 л.с. – гигантская по тем временам цифра!  Энергетическая установка состояла из 4-х паровых машин (каждая мощностью 2500 л.с., 3 из них располагались сзади и одна спереди).

На «Ермаке» впервые были применены дифферентные и креновые цистерны. Судно могло принять на борт 3000 тонн угля. По всему кораблю проходила спасательная магистраль, сообщавшаяся с каждым отсеком автоматическими клапанами. Таким образом, в случае пробоины из каждого отсека можно было эффективно откачивать воду. Для погрузки топлива и других видов снабжения на судне установили 4 паровых крана и еще 2 крана мощностью в 4 и 7 тонн для спуска катера и баркаса. На корабле даже оборудовали баню с парилкой. Построенный на английской верфи ледокол «Ермак», эксплуатировался балтийским флотом аж  до 1964 года! Существенный вклад в создание первого арктического ледокола внес  Дмитрий Иванович Менделеев, который в течение 1874-1899 годов был консультантом Морского министерства. Именно он обратил внимание тогдашнего министра финансов С.Ю. Витте на проект С.О.Макарова, указав на его значение для дальнейшего экономического развития России. Позже, Менделеев вошел в комиссию по выработке технического задания для проектирования «Ермака», разрабатывал программу первой экспедиции ледокола и, как управляющий Главной палаты мер и весов, принял большую часть расходов по строительству судна на баланс своего учреждения. Дмитрий Иванович оказывал горячую поддержку на протяжении всего времени строительства «Ермака», разделив с адмиралом Макаровым тяготы создания этого инновационного, по тем временам, проекта.

Позже появились и другие суда ледокольного типа: в 1917 году был построен «Святогор», позже переименованный в «Красин», во второй половине 30-х годов – паровые ледоколы «И. Сталин» и «Адмирал Макаров», «Сибирь» и «А. Микоян», дизель-электрические «Киров» и «Куйбышев». Всего с  1921 по 1941 годы было построено 8 ледоколов, в период  с 1956 по 1958 — 10 речных ледоколов, а в 1959 году для ледокольного флота начался новый этап: в СССР был построен первый атомный ледокол «Ленин».

Ледокол был создан в рекордно короткие сроки: на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде 24 августа 1954 года состоялась его закладка, и уже 5 декабря 1959 корабль был принят в эксплуатацию. В создании первого атомного ледокола принимали участие 510 советских предприятий! Первая арктическая навигация атомного ледокола «Ленин» началась 19 августа 1960г. Она длилась 3 месяца 10 дней, за это время атомоход прошел более 10000 миль, из которых более 7000 миль — в тяжелых ледовых условиях; провел через льды Карского моря и моря Лаптевых 92 судна. На атомном ледоколе «Ленин» прошли испытания два типа отечественных атомных паропроизводящих установок (АППУ). С первой АППУ ледокол работал в течение шести навигаций продолжительностью 140-160 суток каждая. Со второй — успешно эксплуатировался с июня 1970 года. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас первый в мире  атомный ледокол «Ленин» преобразован в музей.

С 1959 по 1991 год в СССР было построено 9 гражданских судов с ядерными энергетическими установками: 8 ледоколов и один лихтеровоз. Условно эти суда принято делить на три поколения, «Ленин» — первое поколению атомных ледоколов. Ко второму поколению относят атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз» и «Ямал», лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» и последний ледокол из этой серии — «50 лет Победы». Атомные ледоколы третьего класса «Таймыр» и «Вайгач» были построены по заказу СССР на судостроительной верфи компании «Вяртсиля» в Финляндии. «Таймыр был принят в эксплуатацию 30 июня 1989 года, а „Вайгач“ – 25 июля 1990 г..

Технические характеристики нового атомного ледокола  уникальны: его длина составит 173,3 м, ширина — 34 м, осадка по ватерлинии — 10,5 м, минимальная рабочая осадка — 8,55 м, водоизмещение — 33,54 тыс. тонн. Благодаря своей ширине он будет способен в одиночку проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн. Ледокол ЛК-60 проекта 22220 станет самым большим и самым мощным ледоколом в мире, впервые по силам атомному судну станет преодоление ледового покрытия до 3 метров толщиной. Проектная мощность ледокола составит 60 мегаватт.

В составе ядерной энергетической установки ледокола будет использован новый тип интегральной реакторной установки „РИТМ-200“. Она будет более надежной и экономичной (перегрузка активной зоны понадобится раз в семь лет) и практически в два раза меньше по размерам, чем любые ныне существующие.

Другая особенность нового проекта – двухосадочная конструкция судна, которая позволит использовать его как на больших глубинах арктических вод, так и на мелководье в устьях полярных рек. Новый атомоход будет обладать специальной балластной системой, которая позволит ему за определенное время менять осадку с максимальной на минимальную и обратно. Набирая воду в балластные емкости, атомоход будет „усаживаться“ и увеличивать свою проходимость в тяжелых ледовых условиях. При подходе к устьям сибирских рек, где осадка судов должна быть не более 8,5 метра, судно будет сбрасывать балласт и всплывать. Таким образом, ледокол сможет работать не только в западном районе Арктики — в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а и на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы.

Источник: https://www.atomic-energy.ru/