Крупнейший в мире тоннелепроходческий комплекс Bertha

Крупнейший в мире тоннелепроходческий комплекс Bertha создан в США. Размеры Bertha, на самом деле, являются впечатляющими. Машина состоит из сорока восьми частей общим весом семь тысяч семьсот семьдесят семь тонн и занимает объем тридцать одну тысячу шестьсот шесть кубических метров. Вес наиболее тяжелого элемента составляет приблизительно девятьсот тонн. Диаметр 6350-тонного комплекса составляет семнадцать с половиной метров, а длина приравнивается 99,3 метра. Базовые характеристики машины: водоизмещение – пятнадцать тысяч двадцать две тонны, дедвейт – одиннадцать тысяч триста пятьдесят тонн. Длина – сто сорок три метра, ширина – двадцать шесть метров, осадка – шесть с половиной метров. Максимальная скорость хода – 14,8 узла, средняя – 12,5 узла. Вращающаяся часть машины (ротор) оснащена двумястами шестьюдесятью резцами разного назначения,

так как одни из них могут разрушать относительно мягкие грунты, другие справляются с крупными валунами, третьи способны выбирать разрыхленный грунт и направлять его в камеру грунтопригруза. Из этой камеры материал ликвидируется благодаря шнековому конвейеру, а после попадает на ленточный транспортер.

«Берта» - механизм для прокладывания туннелей.

Комплекс мощностью в двадцать пять тысяч лошадиных сил движется на десять метров в день, одновременно с земляными работами размещая на стенках тоннеля бетонные блоки обкладки толщиной 0,6 метра каждый. Каждое кольцо обкладки состоит из десяти блоков, а его вес составляет сто шестьдесят три тысячи килограммов.

Хотя комплекс в существенной мере является автоматизированным, для его обслуживания все еще необходимо двадцать пять человек. Основная задача оператора заключается в слежении за процессом работы всех систем Bertha, используя различные датчики и видеокамеры. Внутри машины предусмотрено расположение комнаты для отдыха персонала и кухни.

Четыре года назад Государственный транспортный департамент штата Вашингтон заказал японской корпорации Hitachi Zosen Corporation строительство самой большой в мире туннелепроходческой машины «Bertha». Ее вес составляет 6350 тонн, ширина – 17,5 метров, а длина – 99,3 метров. Эта гигантская махина занималась прокладкой туннеля в Сиэтле, по которому затем проложат автомагистраль State Route 99.
Туннелепроходческая машина была запущена в 2013 году, но вскоре она сломалась. На починку ушло много месяцев. Стоимость ремонта и простоя обошелся властям в 223 млн. долларов, притом, что машину приобрели за 80 млн. долларов. Относительно недавно «Берта» выполнила свою задачу: был проложен туннель длиной в 3 километра.

 

Внутреннее устройство «Берты».

Внутреннее устройство «Берты».

На рабочей головке «Берты» 700 стальных лезвий, движущихся в разных направлениях. Часть из них закреплена спереди. Вес каждого режущего элемента составляет 34 кг. За один оборот (1 минута) срезается до 12 тонн грунта.

«Берта» на финальном этапе прокладывания туннеля.

«Берта» на финальном этапе прокладывания туннеля.

«Берта» не только прокладывает туннель, она его еще и строит. Чтобы работа не была проделана понапрасну и стены не обрушились, в задней части огромной машины оборудованы насосы, откачивающие воду, и механизмы, укладывающие бетонные секции. Эти сегменты образуют кольца, поддерживаемые домкратами. Строители работают настолько слаженно, что укладка одного кольца у них занимает не более часа. Любопытно, что они узнают, какую операцию выполнять, при помощи музыки. Каждая мелодия означает определенный этап работы.

Самая большая в мире подземная машина.

Самая большая в мире подземная машина.

Передняя часть «Берты».

Передняя часть «Берты».

Рабочим, обслуживающим «Берту», приходится работать в почти экстремальных условиях. На некоторых участках машина функционировала в воде (Сиэтл расположен на берегу Тихого океана). Чтобы сбалансировать давление, внутрь «Берты» закачивается воздух. Если необходимо сменить какую-нибудь деталь внутри машины, рабочие должны вначале отправиться в гипербарическую комнату, и только потом – в «Берту». Внутри огромного механизма работать можно не более 45 минут.

Бетонные кольца, укладываемые за «Бертой».

Бетонные кольца, укладываемые за «Бертой».

Руководители проекта сообщают, что туннелепроходческая машина будет разобрана: некоторые детали будут проданы компании-производителю или утилизирована, а основную часть отправят на местный чугунолитейный завод для переплавки. Полученный материал будет использован для строительства автомагистрали в проложенном туннеле. Двухуровневое шоссе планируется сделать до 2019 года.

Источник: http://www.novate.ru