Усредненное задание – головная боль изыскателя: комментарии специалиста

Эксперты в области промышленного строительства знают наверняка: успех проекта создания нового предприятия или модернизации действующего производства закладывается на стадии промышленного проектирования. Что необходимо предусмотреть на этом этапе для того, чтобы избежать неоправданных затрат, не допустить ошибок при строительстве заводских корпусов и предотвратить возникновение факторов негативного влияния на процессы производства продукции? Об этом рассказывает технический директор и владелец проектного института «АДМ Специальные Решения и Технологии» Андрей Абрамов. – Прежде всего я бы обратил внимание на качество и точность инженерных изысканий, результат которых напрямую влияет на качество выполненной проектной документации и – де-факто – на конечный результат строительства промышленного объекта.

Похожее изображение

Градостроительный кодекс РФ относит инженерные изыскания к работам, которые должен проводить заказчик или заказчик-застройщик, а затем уже передавать их результаты проектной организации для выполнения проектных работ. И здесь заказчика подстерегает первая большая опасность – недооценка значимости инженерных изысканий, в совокупности со стремлением сокращения выделяемых на изыскания средств, формальный подход к их организации и, как следствие, их проведение по неким усредненным критериям, без оценки специалистами-проектировщиками той задачи, которую им надо реализовать, при построении нового объекта либо реконструкции существующего. Ведь изыскатель, в отличие от проектировщика, не знает, какой у строящегося или реконструируемого здания будет тип фундамента, какова глубина его залегания, каково будет воздействие на фундамент, как распределятся нагрузки внутри помещения и т.д. Все эти решения рождаются в проектной организации. Таким образом, изыскатели, чтобы не делать работу впустую и не тратить зря деньги заказчика, не должны работать по усредненному заданию. Ведь в этом случае потом, на этапе проектирования, придется дополнительно заказывать эти обследования или делать их заново.

Следующий существенный момент: сегодня, поскольку на высокотехнологичных предприятиях используются тонкие технологии, задействуется оборудование повышенных классов точности, возникла необходимость при проектировании и строительстве производственных помещений учитывать и те параметры среды, которые прежде обычно в простых производствах не учитывались, поскольку не являлись для них критичными. Это, например, вибрации, которые передаются через грунт. Приведу пример из нашей практики. При строительстве цеха для предприятия-заказчика у нас возникло опасение, что система высокоточного оптического оборудования, которая будет в нем размещена, может подвергаться негативному воздействию от вибраций, передаваемых при движении поездов по железнодорожным путям, проходящим примерно в восьмистах метрах от предполагаемого расположения этого цеха. Поэтому были заказаны специальные исследования, которые позволяли определить модуль упругости и передачи через грунт этих воздействий. И в результате оказалось, что проходящие поезда никак не будут влиять на оборудование нового цеха, но вот мощный насос, включающийся в соседнем здании, создает очень сильные вибрации. А когда мы говорим о микронной точности или о нанометрах, используемых в производстве электроники, оптики, влияние такого фактора уже критично. Еще пример: много лет назад в подвале заводского цеха был проложен электрокабель, ведущий в соседнее здание. О его существовании уже все давно забыли, и даже в архивной документации завода не сохранилось упоминания о нем. А теперь представьте, что на предприятии проводят техническую модернизацию, но, для начала, – на отдельных участках отдельных заводских корпусов. Это сейчас распространенная практика, и при таком подходе заказчик обычно не организует изыскательские работы для анализа ситуации во всем корпусе, изыскания проводятся выборочно. В результате злополучный кабель остается незамеченным, на участок завозится современное оборудование, оснащенное системой защиты от воздействия электромагнитного поля: если оно превышает определенный порог, установка переходит в аварийный режим – это заводская настройка ее защиты, предотвращающая выпуск брака. И эта система начинает реагировать на кабель в подвале. Результат – оборудование простаивает до того момента, пока этот кабель наконец не обнаружат и не извлекут; выпуск продукции невозможен; предприятие теряет прибыль, а еще хуже – заказчика.

Вывод здесь очевиден: необходимо понимание того, что современное высокоточное оборудование требует проведения изысканий не просто стандартными методами, а современными техническими средствами, также необходимы специалисты, умеющие работать с такими средствами. Именно этот подход позволит избежать ошибок на всей цепочке – в изысканиях, при проектировании и строительстве.

Применения современного инструментария требует не только высокоточное оборудование. Возьмем, к примеру, обследование стандартного цеха: 140 м длина, 24 м ширина, 12 м высота. Стальные балочные конструкции, фермы. Цех действующий, построен 30 – 40 лет назад. Если кто-то возьмется утверждать, что можно лишь с помощью теодолита, рулетки и нивелира промерить все эти конструктивные элементы и получить достоверный результат – я не поверю. В условиях действующего производства промерять с этими инструментами каждую балку, ферму никто не будет! Но ведь это сегодня и не требуется: современные 3D-сканеры обеспечивают максимальную точность: на 100 метрах сканирования – 1 мм погрешности в точности конструкции. Да, такой сканер стоит дорого, да, надо уметь им пользоваться, создавать поле точек, строить цифровую модель. Но зато, когда вы его освоите, у вас будет точнейшее представление о состоянии каждой балки, об их деформациях, и все это можно будет учесть при реконструкции цеха.

Практический совет промышленникам: выбирая компанию-подрядчика на проведение инженерных изысканий, в первую очередь обратите внимание на то, каким инструментарием она обладает, какие технологии использует. Конечно, идеальный вариант, если проектная организация-генпроектировщик обладает собственным отделом изысканий, оснащенным всем необходимым инструментом и оборудованием. Все крупные проектные институты имеют такие отделы. Но почему-то предприятия, проводя тендеры на эти работы, до сих пор ориентируются не на качество, а на цену услуги.

Наконец, третья составляющая успеха строительства или реконструкции производственного корпуса – энергоаудит. Без него сегодня невозможно получить достоверную оценку ситуации на площадке и принять правильное решение. Мы, работая на площадках предприятий-клиентов, часто сталкиваемся с тем, что документы, которые они нам предоставляют по заводским объектам энергетики (подстанциям и т.д.), уже не соответствуют реальной мощности, требуемой для данного производства. Поэтому один из ключевых факторов, влияющих на точность оценки ситуации, на окончательный расчет бюджета проекта инфраструктурной модернизации производства и на правильное определение сроков его реализации, – это результаты аудита энергетического хозяйства.

Нередки случаи, когда наши работники, сканируя тепловизором и другими измерительными приборами те или иные объекты предприятия-клиента, выявляли, что необходимо срочно принимать меры по реконструкции и ремонту энергохозяйства предприятия. В противном случае, как только в результате запуска нового цеха возрастет нагрузка на существующую энергосистему, она попросту обвалится и новый цех в момент выхода на производственную мощность останется и без электричества, и без тепла. Приведение в порядок энергохозяйства, конечно, требует времени и часто может на 40-50 дней отсрочить сдачу объекта.

Подытоживая, еще раз назову три необходимых условия для правильного начала работы над проектом строительства нового производства или реконструкции действующего. Это участие генерального проектировщика, отвечающего за конечный результат, в постановке задач и приемке работы изыскателей. Это современная инструментальная база компаний, осуществляющих изыскательские работы. Это обязательный энергоаудит объектов предприятия.